Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Индивидуальное и коллективное творчество учителя. Творчество и креативность в педагогическом процессе. Креативность как личностное качество педагогики




Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности.

Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и, тем самым, совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все её стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих её креативность.

Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивида создавать оригинальные ценности, применять нестандартные решения.

И.С.Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, честность, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении цели, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Ученик, студент в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним педагогом, а с целой группой учителей, преподавателей. Когда деятельность педагогов оказывается совместной, согласованной, «ансамблевой», тогда их педагогическая активность оказывается эффективной и развивает личность учащегося. Высшим критерием такой согласованности представляется не просто взаимодействие педагогов между собой, но их взаимосодействие, направленное на достижение конечной задачи. Этой конечной задачей является не достижение методически совершенного процесса, а личность учащегося - его развитие, обучение и воспитание.

Общеизвестно, что по сути педагогическая деятельность носит творческий характер. Какова же взаимосвязь профессионализма и творчества в деятельности педагога? Может, эти понятия вообще синонимичны? Творчество обычно определяется как процесс, результатом которого является создание новых материальных или духовных ценностей. Критерий новизны может иметь как объективное содержание (новое для данной отрасли знаний), так и субъективное (новое для индивида — субъекта деятельности). Однако при любом понимании критерия новизны творчество представляет собой мышление в его высшей форме, выходящее за пределы решения возникшей задачи известными способами. Если творчество доминирует в процессе мышления, то оно проявляется как воображение (К. К. Платонов). Профессионализм педагога находится в тесной связи с творчеством. Однако данные понятия не синонимичны: профессионально грамотные действия не являются непременно результатом творчества педагога.

Творчество в педагогической деятельности часто рассматривается как панацея от всех бед, как доминанта, не оставляющая места репродуктивной (воспроизводящей) деятельности. Как правило, репродуктивная деятельность признается лишь в качестве нежелательного, но необходимого перехода к творчеству. Недооценивается тот факт, что репродуктивность в педагогической деятельности имеет многоуровневую структуру: от неуверенного пересказа знаний до умения адаптировать материал с учетом многих внешних факторов. Репродуктивность означает способность и перестроить собственную педагогическую деятельность в изменившихся обстоятельствах.

Мастер педагогического труда - это высококомпетентный в психолого-педагогической и в собственно предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки и умения. Для подготовки специалистов следует акцентировать внимание на формулировании «технологических» выводов из психолого-педагогических исследований: как действовать в сложившейся ситуации; какой метод (обучения, воспитания) избрать, какой способ (общения, воздействия) целесообразен в данных условиях; в чем состоит его ограниченность.

При понимании педагогического творчества, если придерживаться объективного критерия, может создаться представление, что данному критерию отвечают единицы из десятков тысяч педагогов. Но оно ошибочно. В основе этой распространенной ошибки лежит неверное понимание результата педагогического труда. На самом деле очень мало педагогов, создающих объективно новые технологии обучения или воспитания. Но уже любой урок, практическое занятие, удачно комбинирующие известные методы и методики, в некоторой мере являются результатом творчества. Это подтверждается тем, что создание новой системы из известных элементов — уже проявление творчества. Построение и проведение каждого занятия требует творческого подхода. Любой урок включает в себя не только те или иные схемы его проведения, но всегда разное социально-психологическое состояние группы и отдельных учащихся, а также наличие индивидуальности каждого человека. В заключение приведем еще один аргумент, доказывающий, что объективному критерию педагогического творчества отвечают не только те (педагоги), кто создает новые методы и подходы. Существует два вида результатов педагогической деятельности. Один из них относится к функциональным продуктам деятельности (уроку, занятию, методу, методике). Другой (и главный) предполагает психологические продукты деятельности (психические новообразования в личности учащихся). Иначе говоря, основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности. Поскольку каждый учащийся объективно неповторим как личность, результативная педагогическая деятельность является непременно творческой, уже по самому строгому критерию.

В структуре труда учителя выделяются следующие составляющие: профессиональные психологические и педагогические знания; профессиональные педагогические умения; профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

Педагогическая деятельность — это деятельность не индивидуальная, а совместная. Она всегда совместная уже потому, что в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны: учитель, преподаватель — и ученик, студент. Педагогическая деятельность является совместной также и потому, что практически всегда эта деятельность является «ансамблевой». Ученик, студент в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним педагогом, а с целой группой учителей, преподавателей. И их педагогическая деятельность оказывается наиболее эффективной, их усилия оставляют наибольший след в личности учащегося тогда, когда деятельность педагогов оказывается совместной, согласованной, «ансамблевой». Высшим критерием такой согласованности является не просто взаимодействие педагогов между собой, но их взаимосодействие, направленное на достижение конечной цели, каковой является вовсе не методическое совершенство процесса, а личность учащегося — его развитие, обучение и воспитание.

Креативность. Уже в младшем школьном возрасте складываются благоприятные предпосылки для присвоения креативных образцов и преобразования собственного опыта творческой деятельности как важного источника личностного роста и саморазвития. Большинство исследователей в области психологии творчества подчеркивают, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития креативности, так как именно в этот период происходит становление новообразований, от которых во многом зависит творческий успех/неуспех взрослого человека.
Выделяют такие психологические основания, как: теория культурно-исторического развития высших психических функций, сформулированная Л.С. Выготским, согласно которой индивидуальные свойства личности ребенка возникают в результате его сотрудничества с другими людьми («генетический закон культурного развития высших психических функций»); принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский). Основополагающее значение для теории и практики развития креативности имеет деятельностный подход (теория деятельности А.Н. Леонтьева, общеметодологическая разработка категории деятельнос­ти: контекст субъектности С.Л. Рубинштейна), личностный подход к проблеме одаренности (Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др.).

Изучение исторического контекста проблемы позволило установить, что первые упоминания термина «креативность» в научных публикациях относят к началу 20-го века. Известны длительные биографические исследования творческих способностей и одаренности Л.М. Термена и К. Кокс (1921, 1926), идея Г. Уоллеса (1926) о стадиях творческого процесса. «Пионером психологии креативности» (50-е годы 20 века) называют Дж. Гилфорда, который предложил дифференцировать конвергентное и дивергентное (творческое) мышление. 60-70-е годы 20-го века примечательны возрастанием числа публикаций по проблеме креативности. Например, работы Е.П. Торренса, Дж. Гетцельса и Р. Джексона, свидетельствовавшие об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности; полимодальные концепции (Р. Стернберг, Дж. Рензулли, К. Хеллер) и многие другие.
Научные исследования интеллекта, способностей (мыслительных, специальных, творческих), одаренности в отечественной психологии так же имеют давние традиции (Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие известные ученые).
Виды креативности:

Выделяют самостоятельные разновидности креативности: личностная и поведенческая (В.Н. Дружинин); интеллектуальная и поведенческая (И.А. Снегова), словесная (вербальная), изобразительная (невербальная), словесно-звуковая (Е.П. Торренс), «специализированная» креативность — способность к творчеству в определенной сфере человеческой деятельности (к литературному, музыкальному, научному творчеству и т. д.), которая развивается на основе общей креативности. Иногда используют деление по возрастному признаку: ранняя и поздняя креативность. Очевидно, что креативность не может существовать только как теоретический конструкт. В приложении к конкретной личности она получает иное наполнение. Следовательно, оправданы производные от термина креативность (креативная личность, креативное поведение, креативное мышление, а также креативные продукт и результат).
Логично предположить, что научная «многоликость» креативности объясняется различными контекстами понимания: в широком смысле - это самостоятельный феномен, а в узком - общая способность к творчеству, которая может быть скрытой, потенциальной и актуальной; чувствительна к развитию, проявляется и развивается в деятельности.
Итак, креативность в понятийном поле категории «творчество» занимает место одной из основных составляющих. В педагогическом плане вопрос о креативности имеет возрастной аспект. Поэтому наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому креативность на ранних возрастных этапах должна рассматриваться и развиваться как некая общая, универсальная способность. Следовательно, развитие креативности – социально-педагогический ориентир.
Развитие креативности личности

Креативность - одна из важнейших характеристик одаренности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, Дж. Рензулли и др.). В итоге, структура креативности представлена как триада: 1) творческая направленность личности (мотивация творчества как доминанта, потребность в творчестве); 2) творческое (продуктивное) мышление; 3) специальные способности.

Особо выделим направленность как одну из ведущих характеристик творческой личности, выраженную в иерархической структуре мотивационно-потребностной сферы, в которой доминируют мотивы (влечения, желания, склонности, интересы, потребности), непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности. Важно отметить и такой показатель, как сила внутренней творческой мотивации - основное условие, необходимое для проявления и развития креативности.

Творческое (продуктивное) мышление включает совокупность задатков, природных предпосылок способностей, своеобразие интеллекта. Эта составляющая модели-триады обеспечивает успешность деятельности школьников, включая детей со средним уровнем развития способностей, и выполняет, судя по исследованиям Л.В. Светличной компенсаторную функцию. Совокупность специальных способностей личности в их «благоприятном сочетании» (по терминологии Д.Б. Богоявленской) позволяет субъекту ориентироваться в творческом задании и успешно осуществлять творческую деятельность, проявляя при этом самостоятельность и нестимулированную (креативную) активность, воображение, фантазию, стремление выйти за пределы заданной проблемы. Подчеркнем, что своеобразие сочетания способностей, определяющих креативность, является индивидуальной характеристикой и обеспечивает творческую идентичность каждого человека, имеет множество проявлений в реальной жизни.

Безусловно, уровень актуального состояния общей способности к творчеству индивидуален, следовательно, различается и процесс (включая качественные и временные характеристики) перехода в зону ближайшего развития. С этой целью организуется совместно-разделенная деятельность, творческое взаимодействие педагога и каждого обучающегося, предполагающее сотрудничество, в котором и «происходит развитие посредством присвоения человеческого опыта» (Л.С. Выготский).

Бесспорно влияние социума. Значит, задача педагогов и родителей максимально содействовать улучшению социальной ситуации развития креативности личности посредством взаимодействия с семьей, создания творческого пространства и специальных педагогических мер (мероприятий) по ослаблению негативного влияния социального окружения. Иными словами, необходимы направленные педагогические усилия, «...обучение, образование, приуче­ние, воспитание... и другие подобные многочисленные... свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса» (П.Ф. Каптерев «Педагогический процесс», 1905).

Итак, развитие креативности личности рассматривается нами в педагогическом процессе, поскольку именно в нем может быть создан ресурс для обогащения субъектного опыта учащегося.

Условием перехода от подражания к самостоятельному творчеству является личностная идентификация с образцом креативного мышления и поведения, а также ответственность субъекта за собственные изменения в направлении развития креативности. Результат такой работы можно наблюдать в творческой деятельности, организованной по инициативе самого ученика.
Условия развития креативности личности

Первая группа условий связана с субъектами развития и саморазвития. В структуре этой группы условий выделим следующие компоненты.
Психофизиологические особенности (включая ведущие репрезентативные системы). Дет­ство, как известно, - период интенсивного становления физиологичес­ких и психических функций. Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы развиваются у ребенка неравномерно, и это во многом определяет способы восприятия информации, особенности запоминания и воспроизведения. Поскольку индивидуальные репрезентации мира различны, чтобы эффективно осуществлять любые виды коммуникаций (в том числе и творческие) необходимо учитывать различия в развитии репрезентативных систем, используя ведущую модальность, а также расширять способности каждого, развивая другие репрезентативные системы (Р. Бендлер, Д. Гриндер). Врожденные особенности (в том числе, задатки) оказывают существенное влияние на процесс развития, и в значительной мере предопределяют контуры будущих достижений. Конечно, специальные педагогические технологии могут поправить многое, но не все, - подчеркивает А.И. Савенков. В реальном процессе развития креативности трудно разделить влияние социального и природного факторов. Возрастные особенности и связанные с ними сензитивные периоды в развитии различных видов креативности – важное педагогическое условие. Преждевременное или запаздывающее педагогическое воздействие оказывается недостаточно эффективным и неблагоприятно сказывается на развитии личности (А.И. Савенков).

Вторая группа условий предопределяет педагогическую деятельность. Во-первых, это направленность на развитие креативности, организация педагогического пространства (психологического и физического), согласно целям творческого развития детей. Во-вторых, - содержательное и технологическое обеспечение (программы, методы, средства, формы, процедуры, направленные на диагностику и развитие креативности). Оба направления обеспечиваются следующими педагогическими условиями.
Организация педагогического взаимодействия как свободы творчества (создание позитивных образцов творческого мышления, поведения, отношений; креативность учителя; ослабление регламентированного, принятие и подкрепление творческого поведения). Как известно, для младших школьников особенно велик авторитет учителя, стремление подражать ему, «доверчивая исполнительность». Вместе с тем к третьему классу возрастает критичность мышления ребенка; усиливаются противоречия: свобода творчества и дисциплина, исполнительность; нормативность поведения и креативность. В контексте сказанного выделим специфические условия:

  • включение обучающегося в интересующую деятельность;
  • создание нерегламентированных ситуаций;
  • трансформация творческих заданий с учетом зоны ближайшего развития.

Работа учителя в зоне ближайшего развития креативности личности (педагогические усилия, направленные на идентификацию уровня креативности, создание мотивации творческого саморазвития, продвижение в зону ближайшего творческого развития и саморазвития).
Организация творческого пространства (доверительные отношения, позитивные ожидания, создание ситуаций успеха; материальные условия для творческой деятельности и др.).

Третья группа условий отражает социальную, включая семейную, ситуацию, т.е. влияние окружения на развитие креативности личности.

Педагогический контекст этой группы условий убедительно аргументирует следующее положение. Социальная ситуация развития обладает двухуровневым характером: базовым, который определяет главное содержание развития, и уровнем постепенных, пошаговых изменений, накопление которых приводит к преобразованию базового уровня и всей ситуации в целом (Л.С. Выготский). Для развития креативности имеет значение социальное подкрепление творческого поведения личности; ожидания значимых взрослых (ожидания достижений, успеха, позитивное родительское раннее программирование).
Признание роли названных психологических, педагогических и социальных условий свидетельствует о необходимости создания специализированных методов диагностики, разработки и апробации экспериментальных программ.
В экспериментальной работе нами применялся полимодальный подход, реализовывались выделенные педагогические условия, способствующие проявлению и развитию способности к творчеству у каждого ученика сообразно его индивидуальности. Разработанная экспериментальная программа – своеобразная проекция на педагогическую реальность теоретической модели и условий развития креативности. В прикладном аспекте принят во внимание опыт программы «Изобразительное искусство и художест­венный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского; концептуальные идеи «модели обогащения» Дж. Рензулли, предназначенной для обучения одаренных учеников в условиях обычной школы. В качестве основных форм развития креативности в программу включены уроки творческой направленности и тренинг. Применялись также арт-терапевтические игры и упражнения (по методике Л.Д. Лебедевой); адаптированные к младшему школьному возрасту упражнения из тренинга актерского мастерства; игры-импровизации и ролевые игры; театрализации; придумывание и иллюстрирование историй, сказок и т.д. Во время тренинга присутствовали ситуации минимальной регламентации поведения. Обогащенность творческого пространства достигалась использованием разнообразных предметов, возможностью их трансформации, вариативностью применения.

В сочетании со стандартизированными методиками проводилось лонгитюдное наблюдение, беседы с учащимися, анкетирование родителей. На основе метода экспертных оценок разработана авторская методика «Индивидуальный профиль креативности» личности (подходы Л.Д. Лебедевой, А.И. Савенкова).

Проявления креативности регистрировались по оригинальности, продуктивности, гибкости на основе комплексной оценки качественного своеобразия творческого процесса и продукта в соответствии с выделенными показателями и индикаторами креативных свойств.
В целом, зафиксированная положительная динамика является достаточным основанием для вывода об эффективности разработанной нами программы и комплекса условий развития креативности каждого ученика в свойственном ему темпе сообразно индивидуальности.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 4305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.