КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система антропологических наук и место в ней педагогики. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики
Человек и педагогика: педагогика стала неотъемлемой частью цивилизованности современного человека, так как забота о собственной воспитанности, образованности, облученности, развитости и их непрерывном совершенствовании – в интересах каждого человека. Любому взрослому, имеющему детей, нужно иметь педагогический опыт. Есть 5 видов связи профессиональной деятельности и педагогики: 2) зависимость трудовой карьеры от жизненного пути человека от непрерывного самосовершенствования себя как личности и профессионала: то, что приобрел человек в уч заведении – лишь начало, в процессе труда меняются качество, навыки, умения и т.д. 3) влияние на карьеру профессионала и жизненные успехи находящегося в любом возрасте, воспитанности, образованности, облученности и развитости других людей, с которыми приходится вместе жить и работать, окружающую его среду. 4) связь решения определенных профессиональных и жизненных проблем с необходимостью использования рекомендаций и методов в педагогике. Особенно отчетливо это выступает в профессиях, связанных с работой с людьми, решением их проблем и влиянием на них: соц работника, юриста, журналиста и т.д. Такие профессии требуют понимания людей, индивидуального подхода, педагогически рассчитанного общения и.т.д.Занятие даже первичной руководящей должности, когда появляются подчиненные, порождает необходимость пользоваться пед рекомендациями более активно, заниматься их обучением и воспитанием, сплочением коллектива и т.д.
5) сознательное или бессознательное внесение своими действиями, продуктами труда изменений в условиях жизни других людей, оказывая при этом на них социально-педагогическое влияние. Гуманистические вопросы профессиональной деятельности приобрели особое значение, когда человек обязан думать, как его действия отразятся на других людях, их воспитанности, поведении и жизни. Т. о. профессиональная деятельность независимо от воли и желаний каждого человека сталкивает его с пед явлениями, влияниями и зависимостями. Практически все, что характеризует общество и деятельность государства, образует сферу педагогических влияний на население. Общество – социальная система, в числе системообразующих свойств и функций которой есть и педагогические. Современное общество стремительно движется к антропоцентричности - к состоянию, в котором социальные процессы, структуры общечеловеческой жизни вырастают из самого человека и замыкаются в нем, где вся социальная вселенная вращается вокруг человека. Признание приоритета интересов, прав и свобод не государства, не социальных групп, а суверенной человеческой личности составляет сущность такого антропоцентризма. Антропологический подход к образовательной деятельности, может быть понимаем как мировоззренческая; гносеологическая, теоретическая и практическая ориентация его на человека как свою главную цель и ценность. Человек целостен, любое педагогическое воздействие на него вызывает сложный эффект, производя изменение в физическом состоянии, эмоционально-нравственном настрое, когнитивных процессах и других характеристиках личности. Поэтому знание о сложных последствиях педагогического воздействия и планирование образовательного процесса с учетом его комплексных характеристик являются важнейшим условием эффективного педагогического труда.
В настоящее время педагогическая антропология имеет много разных толкований. Наиболее четко выделяются два подхода: · педагогическая антропология рассматривается как самостоятельная отрасль науки об образовании, как целостное и системное знание о человеке воспитывающемся, воспитываемом и воспитывающим, человеке как субъекте и объекте образования, как интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания, что предполагает определение ее предмета, объекта, методов, целей, задач, специфических закономерностей и содержания, места в системе наук, прежде всего в системе педагогического и антропологического знания; · педагогическая антропология интерпретируется как основание педагогической теории и практики, как методология наук о воспитании, не как отдельная дисциплина, а своеобразное ядро общей педагогики, которое вбирает в себя научные результаты знаний о человеке в процессе воспитания. Ведущие идеи педагогической антропологии: · целостность и неделимость духовной и биологической природы человека; · субъективность человека как его сущностная характеристика; · единство общего, особенного и отдельного в каждом человеке; · взаимосвязь индивидуального и социального в человеке; · совокупность умственного, нравственного и физического в раз-витии человека; · воспитуемость и обучаемость человека; · пластичность всех личностных свойств. Педагогическая антропология - «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д. Ушинский); философское течение, претендующее на создание целостного u всестороннего взгляда на воспитание (В.Б. Куликов); педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества u познания (Б.М. Бим-Бад); наука о человеке в образовательном пространстве; философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; система педагогических взглядов, основанных на данных наук, изучающих человека. Цель педагогической антропологии - вскрытие антропологических закономерностей протекания процесса взаимодействия в системе «человек - человек» в ситуации передачи накопленного человечеством опыта последующим поколениям, определение принципов функционирования этого процесса, формирование категориального аппарата.
Объект - отношения «человек - человек» в системе образования. Предмет педагогической антропологии - целостный человек в его становлении в процессе социализации u воспитания, механизмы, этапы этого становления, источники самодвижения и развития, рассматриваемые через призму педагогического целеполагания, т.е. научного обоснования целей педагогической деятельности. Задачи педагогической антропологии: · понять, как очеловечивается, социализируется человек и как люди разного возраста влияют друг на друга; · определить законы, пути, формы и методы организации гуманистически ориентированного образовательного процесса; · узнать и понять человека как воспитателя и воспитуемого; · выяснить, насколько человек воспитаем и обучаем на разных этапах жизни; · разобраться, как человек осознает свой рассудочный процесс, контролирует его логичность, истинность, проверяет его результат в процессе педагогического взаимодействия; · обосновать условия развития человеческой креативности в образовательной системе; · разработать критерии антропологических образовательных систем и путей их реализации.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |