Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательного процесса




Ценностные отношения как содержание

Цель, задачи и методы воспитания

 

Термин «воспитание» происходит от сочетания приставки вос-, означающей восхождение, и слова питание, т.е. снабжение организма ребенка как материальной, так и духовной пищей. Другими словами воспитание означает взращивание человеческой личности, забота о ее росте и развитии. Вначале о ребенке заботится преимущественно мать, далее воспитание осуществляется в процессе взаимодействия семьи, школы и окружающей среды.

Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Таким образом, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Общепринятой целью в мировой практике и теории воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Поэтому на сегодняшний день, цель воспитания можно в общем определить как создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Конкретизируя данную цель, необходимо выделить следующие задачи:

- философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

- оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;

- приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка собственного отношения к ним;

- раскрытие общечеловеческих норм морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и т.д.);

- развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным оценкам и самооценке, саморегуляции поведения и деятельности;

- возрождение чувства патриотизма;

- формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности;

- развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Развитие названных задач дает возможность заложить основы гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения познавательно-воспитательных задач.

Нередко методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Процесс воспитания характеризуется многообразием методов. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками. Но существуют и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания.

Исходя из вышесказанного, В. А. Сластенин предлагает систему общих методов воспитания:

- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнования, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном единстве. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

 

 

Содержание воспитательного процесса – это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребенка с миром и взаимодействие педагога с ребенком, это то, что наполняет деятельность человека любого вида, будь это труд, познание, художественное творчество либо общение с детьми.

Если содержание жизни современного человека современной культуры составляет проживаемые им отношения к развертывающейся вокруг него жизни и в ходе проживания этих отношений рождается внутренний автономный мир личности, то, по мнению П. И. Пидкасистого, объективной необходимостью для педагога становится наполнение воспитательного процесса проживаемыми ребенком отношениями к реальной действительности и с реальной действительностью, так, чтобы совершалось восхождение его к уровню современной культуры, чтобы он здесь и теперь жил в контексте данной культуры.

Устойчивые отношения к действительности, постоянно проявляя себя, выступают качественными характеристиками личности. В обыденной жизни их называют чертами характера. Например, человек, считающий чистоту обязательным условием своей жизни, считается чистоплотным; человек, бережно относящийся другому человеку, удостаивается качества деликатного.

Именно отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную точность. Однако содержание воспитания оказалось бы безбрежным, если бы педагог избрал своим вниманием всю беспредельность отношений человека к окружающей действительности. Поэтому необходимо ограничение: очертить лишь ту совокупность отношений, которая исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения, а именно, ценностные отношения.

Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание» и т.д., а также это совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство» и т.д., когда само отношение выступает в качестве ценности. Таким образом, ценностными отношениями можно называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.

Очертить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений означает очертить круг наивысших ценностей жизни и характер отношения современного человека к данным ценностям.

Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается «Человеком»: он – цель и мера всех вещей. Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы воспитания. В прошлом этот ключевой содержательный элемент определялся как нравственное воспитание, точно отражая основной объект формируемого отношения – «другой человек». В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность, и как обобщающее, гуманность.

Провозглашение современной культурой жизни как наивысшей ценности, признание неприкосновенности жизни как принципа человеческого совместного существования на земле привносят в содержание современного воспитания в качестве второго ключевого элемента ценностное отношение к жизни. Жизни как таковой и жизни как продукту человеческого творчества.

Ценностное отношение к жизни интегрирует в себе следующие образования: 1) признание права на жизнь каждого человека; 2) бережливость по отношению к любым проявлениям жизни; 3) восприятие жизни во всех ее разновидностях, формах, этапах; 4) содействие жизни по мере сил и способностей; 5) характеристика образа жизни, достойной человека; 6) осмысленная жизненная позиция; 7) сознательное выстраивание собственной жизни в качестве ее субъекта.

Идея ценностного отношения к жизни не ограничивается сферой жизни человека, а выходит за ее пределы, где тоже в закономерном движении рождаются, умирают, и вновь рождаются носители жизни: жизнь океана, леса, реки, гор, земли и т.д.

Отношение к жизни как ценности сопровождается рядом ценностных отношений как характеристик этой жизни. Осознавая жизнь, человек одновременно выдвигает требования к ней. Они отражены в категориях «счастье», «свобода», «справедливость», «равенство», «братство», указывающих на черты достойной жизни. Для педагогов данные ценностные отношения означают необходимость формирования у детей образа достойной человека жизни с этими характеристиками, так чтобы, в итоге, к началу самостоятельной жизни юноши и девушки могли вполне сознательно производить выбор.

Третьим содержательным блоком воспитательного процесса следует признать систему отношений, связанных с ценностью «общества», а вернее, «сообщества», всякого рода единения людей во имя достойной жизни. Одному не выйти на ступень современной культуры, только в социальном контексте можно освоить культуру, только благодаря сообществу людей человек становится человеком.

Ценностное отношение к обществу – это последовательный и поэтапный процесс. Общество выступает для ребенка вначале в виде общепринятых нормативов («так надо», «так нельзя»), регуляторов его поведения в обществе. Позже дети знакомятся с понятиями социальных ролей человека в обществе. Далее – с правовой основой общества и политическим устройством. В юности неизбежным содержанием воспитания становятся отношения к исторической фигуре, ведущей историческое социальное развитие, а затем и актуальные проблемы личной роли выпускника в обществе.

Особой строкой следует выделить ценностное отношение к Родине. Патриотическое отношение – это отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорит на одном языке. Такое отношение строится на чувстве привязанности к месту жительства, изучении истории отечества, гордости за ее успехи и страдания за ее неудачи, а главное – на желании содействовать благу Родины. Однако процесс формирования патриотизма всегда очень сложен и проблематичен для научного анализа.

Наконец, отметим еще один содержательный блок воспитательного процесса, а именно, ценностное отношение к труду.

Право на специальное выделение блока трудовых отношений дает необходимость длительного, неуклонного приучения ребенка к физическим и духовным усилиям (так как природа не оснащает человека любовью к физическому, психическому, интеллектуальному напряжению) и основательное обучение его навыкам труда.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что неразумным оказалось бы желание педагога охватить педагогическим влиянием как можно большее число ценностных отношений. Иерархичность ценностей исключает такую надобность. Формирование наивысшего по абстрагированию ценностного отношения обеспечивает развитие частного, конкретного. Формируя высшее, мы способствуем появлению низшего.

Таким образом, формирование названной системы ценностей имеет свои внешние показатели – те личностные качества, которыми выявляет себя личность для других. Те качества, которые мы так любим в наших детях и в людях вообще, по мнению П. И. Пидкасистого, и есть не что иное, как вполне определенные отношения к какому-либо ценностному объекту мира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.