Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема прав ребенка и их защита, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной




 

Свидетельством тому является анализ принятых международным сообществом за последние десятилетия таких масштабных документов, как Декларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка 1989 Федеральная программа «Дети России» (1995 г.), направленная на выживание и жизнеобеспечение, и ряд других документов. Всемирная встреча на высшем уровне (1990 г.) приняла Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по их осуществлению, в которой провозглашена приоритетность прав детей в обществе и обоснованы международные стандарты этой социальной политики.
Президентом Российской Федерации изданы соответствующие Указы, а Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений, направленных на социально-правовую защиту детей, будущего нашей страны. В соответствии с этими документами были приняты принципиально важные законотворческие решения в области охраны детства и социально-правовой защиты детей. В 1996 году был принят новый Семейный кодекс, включивший в себя принципиально новые подходы к устройству, социальному обеспечению и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, принята Федеральная программа «Дети России», разработан Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. Правительством Российской Федерации с 1991 года принято 249 постановлений, направленных на улучшение положения детей в Российской Федерации.
В проблеме охраны и защиты детства условно можно выделить два главных аспекта:
1) социально-правовой (принятие законодательных актов, создание разветвленной системы социальных, медицинских, образовательных, культурных и других детских учреждений);
2) психолого-педагогический (создание атмосферы, стиля общения, условий для развития, воспитания творчества детей в семье, учебно-воспитательных учреждениях и т.п.).
Многие эксперты утверждают, что правовые гарантии, закрепленные или провозглашенные в законодательстве Российской Федерации, охватывают практически все стороны жизни детей, подростков и молодежи. Однако сегодня они не соответствуют экономическим возможностям государства. Но психолого-педагогический аспект обеспечения этих актов, ориентированный, прежде всего, на воплощение положений Конвенции о правах ребенка, гуманного к ним отношения, гармонизацию его жизни в современных сложных условиях, не требуют таких затрат. Это, прежде всего, требует внесения новых приоритетов в наше сознание, утверждения в обществе подлинно гуманных отношений к каждому его члену, в том числе и в первую очередь к детям.
Реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом: взрослыми и детьми, каждым человеком - необходимости решительного устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Право ребенка, как нечто реальное, многими еще не воспринимается. Это особенно важно сегодня для России, где еще многие взрослые — педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители и сами дети не знают Конвенции о правах ребенка. 46% опрошенных респондентов не скрывают, что «пользуются авторитарными методами воспитания, нарушая гражданские права детей».
Международные организации: ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ - в своих документах неоднократно подчеркивали эту важную роль информации и просвещения в утверждении прав и свобод человека. Информация и просвещение должны быть постоянным видом деятельности всех правительственных и неправительственных организаций.
Для эффективности социально-правовой защиты детства (СПЗД) необходимо создание системы социальных институтов, изучающих проблемы детства, и подготовка специалистов, способных к практическому разрешению проблем СПЗД. В условиях подготовки специалистов по социальной работе в вузах требуется практико-ориентированное образование, способствующее достижению профессиональной компетентности студентов в вопросах СПЗД.
Аспекты социально-бытовой, трудовой, медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации и защиты прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями и их семей. 25 ноября 1995 г. Правительством Российской Федерации был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и последующее 3 апреля 2000 года Постановление Правительства РФ № 123 «О социальной поддержке детей-инвалидов», где были определены основные направления социальной работы с данной категорией детей, и ряд других Постановлений Правительства РФ о неотложных мерах по социальной защите детей из раз- личных социальных категорий. Однако до сих пор так и не разработаны механизмы этой работы и, тем более, не представлены техники и технологии социально-правовой защиты детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья и их семей, не произошла комплексная реорганизации системы социально-правовой защиты несовершеннолетних именно на государственном уровне. Новые структуры встраиваются в действующую систему, приспосабливаются к ней, решают частные проблемы, и в результате обеспечивают ее дальнейшее существование с минимально возможными изменениями, даже не заботясь о привлечении молодых специалистов, выпускников социальных вузов.
Основные причины такого положения мы видим в следующем:
- отсутствие комплексного анализа существующей социальной ситуации. Решение проблем наркомании, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних невозможно без анализа их общего корня: социальной дезадаптация. В результате принимаемые меры не приводят к ожидаемому эффекту, а социальная дезадаптация проявляется в новых формах;
- предлагаемые программы работы с несовершеннолетними группы риска исходят из административно-бюрократической логики (ведомственное разделение функций, вертикальная подчиненность по ведомственным линиям и т.д.), что значительно затрудняет реальное решение проблем социально-правовой защиты в отношении каждого конкретного ребенка, обычно носящих комплексный, межведомственный характер;
- значительный разрыв между теорией и практикой: в настоящее время издается достаточно много литературы по теории и истории социальной работы, а по технологии и методике лишь незначительная часть;
- в каждом регионе Российской Федерации вузы готовят специалистов но социальной работе для эффективного функционирования социальных учреждений нового типа, где этим специалистам можно было бы вести целенаправленную работу с детьми и молодежью по адаптации, реабилитации, даже по организации досуга детей и молодежи, приложить полученные знания и умения.
Однако эта проблема не перестает быть актуальной именно из-за отсутствия необходимых механизмов работы с детьми по профилактике правонарушений, беспризорности и безнадзорности в рамках реализации Государственной системы профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности.
В теории и практике социально-правовой защиты детства в образовательных и социальных учреждениях встречаются противоречия, трудности и проблемы:
1) количество детей, попавших в кризисные ситуации (бездомных, безнадзорных, беспризорных, малолетних правонарушителей, детей, оставшихся без попечения родителей, растет из года в год, но, кроме малоэффективной официальной государственной системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности, ничего альтернативного в последнее время не предложено;
2) актуальна проблема приемных семей, семейных детских домов, опеки, попечительства и усыновления именно как социальных институтов, имеющих в первооснове своей устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, и Правительством Российской Федерации издано немало постановлений о порядке устройства детей под опеку, на усыновление, в приемные семьи не только как граждан Российской Федерации, но и в семьи лиц без гражданства и семьи иностранных граждан;
3) юное материнство имеет тенденцию к росту, но нет научных и методических разработок, позволяющих вести его профилактику в школьных или специальных условиях (центрах, клубах, клиниках, лечебно-профилактических учреждениях,), нет программ но половому воспитанию детей и подростков.

В Семейный кодекс РФ внесено две новые главы, регламентирующие процесс подготовки и установления опеки, попечительства и усыновления и их последствия, а вот о технологии этого сложного процесса, порождающего новые правоотношения между опекунами, попечителями и подопечными, между усыновителями и усыновленными, нет. Тогда как не только опекунам, попечителям, приемным родителям и усыновителям необходимо знать не только свои гражданские права в соответствии с Семейным кодексом, но и создать условия для соблюдения этих прав и тем более для предупреждения их нарушения.
Свобода человека, права человека и гражданина, их генезис, социальные корни и назначение - одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества. Человек, его права и свободы в настоящее время объявлены высшей ценностью. Еще никогда не ставился вопрос так остро, как сейчас: без признания прав человека в полном объеме и без надежной системы его обеспечения государством нет демократии, нет свободы. При этом не имеет значения, в области каких отношений проявляют себя и реализуются эти права.
Среди субъектов прав и свобод, закрепленных как в международных, так и в государственных правовых актах, особое место отводится детям. Ф.М. Достоевский написал слова, которые сейчас очень часто повторяют: счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка. Повторять-то повторяют, да при этом мало руководствуются этой абсолютно нравственной мыслью.
Политические, экономические и социальные преобразования, происходящие в мировом сообществе, привели к падению жизненного уровня большей части населения планеты, дальнейшему обострению социальной напряженности и возникновению нестабильности. Наиболее подвергнутыми негативному воздействию со стороны государства и общества оказались дети, как самая уязвимая, самая незащищенная часть человечества. В силу своего небольшого жизненного опыта, ограниченной правосубъектности, зависимости от родителей или заменяющих их лиц, они не имеют
реальной возможности защищать свою жизнь и права столь же эффективно, как взрослые люди.
Сказанное выше подводит к мысли, что дети нуждаются в особой охране и защите со стороны мирового сообщества и, в первую очередь, непосредственно государства и его органов. Проблема формирования безопасного для детей пространства становится особенно актуальной в современных условиях, когда преобладающей тенденцией общественного развития является мировая глобализация, понимаемая как формирование единого мира, мирового сообщества, функционирующего на базе общих законов развития, далеко не всегда учитывающая отдельную личность. Глобализация породила демографическую проблему, для решения которой насущным стало проявление политической воли и признание властью приоритета общечеловеческих ценностей, прежде всего жизни, здоровья, свободы, чести, достоинства, прав и интересов ребенка.
Проблема защиты и охраны детства поистине является судьбоносной, ибо беззащитные дети прерывают связь времен, выживание общества ставится под угрозу, в опасности находится сама человеческая цивилизация. Ребенок в любых обстоятельствах должен быть среди тех, кто первым получает социальную защиту и помощь. Без этого любое общество обречено на гибель, поскольку постоянная забота о смене поколений — непременное условие сохранения и развития народа, государства и человечества в целом.
Бедственное положение детей — показатель тяжело больного общества и, чтобы вылечить его, необходимо "ускорение процесса реформирования законодательства в сфере защиты детства", что было рекомендовано еще в заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка от 8 октября 1999 года. Для решения данной проблемы нужна целенаправленная государственная политика по обеспечению механизма реализации и защиты прав детей, для чего необходимо наличие политической воли и проявление в данном вопросе заботы первых лиц государств.
Практическое значение работы состоит в том, что правовая охрана детства предстает как комплексная система, имеющая свой предмет, принципы и методы, позволяющие показать гражданское состояние и правовой статус подрастающего поколения

 


30. Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН «О правах ребенка».

В нашей стране Конвенция ООН о правах ребенка была подписана от имени СССР 26 янва­ря 1990 г. 13 июля 1990 г. Российская Федерация как государство-продолжатель СССР осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из Конвенции. Россия, подписав Конвенцию СОН, взяла на себя обязательства по содействию и защи­те прав детей, предусмотренных в ней. Эти права должны соблюдаться во всех действиях в отношении детей. При­нимая меры, направленные на улучшение качества услуг, предоставляемых детям, Конвенция ориентирует на со­блюдение прав ребенка.

Первоначальный Государственный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции был представлен Комитету ООН по правам ребенка в октябре 1992 года

(разработка концепции государственной семейной, проведение научных исследований по проблемам
семьи и детей; создание при Верховном Совете РФ Комитета поделам женщин, охраны семьи, материнства и детства, который формирует государственную семейную полити ку
в отношении детей; назначение Президентом России должности совет­ника по вопросам семьи, материнства и детства; создание нового республиканского ведомства — Де­партамента проблем семьи, женщин и детей Министер­ства социальной защиты населения РФ.создание координирующего органа по осуществле­нию государственной политики в отношении детей.Координационного комитета по вопросам семьи, материн­ства и детства при Президенте информирование населения о принципах и положе­ниях Конвенции о правах ребенка В качестве позитивных аспектов социальной защиты детства в Российской Федерации Комитет ООН отметил принятие новых законодательных и нормативных актов по социальной защите детства; предполагаемое создание судов по вопросам семьи и делам несовершеннолетних;

участие местных и районных органов власти в социаль­ной защите детства; участие неправительственных орга­низаций в программах социальной защиты детства; под­готовку социальных и других работников, непосредствен­но занимающихся проблемами детей и семьи; распростра­нение информации о правах ребенка; выделение за счет сокращения вооружений дополнительных ресурсов на со­циальную защиту детства.

В январе 1993 г. Комитет ООН принял «Заключитель­ные замечания», в которых выделил вопросы, вызываю­щие обеспокоенность за судьбы российских детей, и пред­ложил рекомендации в сфере совершенствования системы социальной защиты детства в РФ, в частности:

(рекомендовал провести всеобъемлющую судебную реформу в части отправления правосудия в отношении несовершеннолетних; выразил озабоченность практикой направления де­тей, лишенных семейного окружения, в интернатные уч­реждения и рекомендовал активное развитие альтерна­тивных форм, заменяющих воспитание ребенка в интер­натных учреждениях; выразил озабоченность фактами грубого и жестоко­го обращения с детьми как в семье, так и вне ее и предло­жил разработать процедуры и механизмы рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними.

Учитывая рекомендации Комитета ООН по правам ре­бенка, Российская Федерация разработала систему мер организации и мониторинга реализации Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, Постановлением Прави­тельства РФ от 8 октября 1998 г. № 1174 «О Межведом­ственной комиссии по координации работ, и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, на которую возложены следующие функции. ( об обеспечении выживания защиты и развития детей, по организа­ции отдыха и оздоровления детей и подростков; рассмотрение предложений о совершенствовании механизма реализации в Российской Федерациией Конвен­ции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Система социальной защиты детства в постсоветский период претерпела серьезные качественные изменения по цели, задачам, по категориям объектов и субъектов, по формам и методам, по источникам финансирования. Ру­ководствуясь рекомендациями Конвенции ООН «О правах ребенка», Российская Федерация присоединилась к Все­мирной декларации «Об обеспечении выживания, защи­ты и развития детей», а также к Плану ее реализации. Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка. Фундаментально изменилась законодательная база со­циальной защиты детства. Только в период 1993-1997 гг. в Российской Федерации было принято более ста норма­тивно-правовых актов, направленных на защиту прав и интересов детей, включая Федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ. Этими документами проблемы детства объявлены приоритетны­ми, разработаны основные направления государственной политики в области защиты прав и интересов несовер­шеннолетних, определены группы детей, требующих осо­бого внимания государства, утверждены конкретные про­граммы мероприятий по СЗД.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.