КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи и функции воспитания
Тема 12. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ Воспитание в педагогике рассматривают в нескольких аспектах: • в социальном — передача накопленного опыта старших поколений младшим. Под опытом понимается духовное наследие человечества, которое создано в процессе его исторического развития, а именно: известные людям знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д. • в педагогическом — специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого. Воспитание должно соответствовать требованиям общества. Если общество строит правовое демократическое государство, соответственно человека необходимо воспитывать в духе гражданственности, уважения к законам и нормам поведения. Важно формировать общечеловеческие Ценности, при этом учитывая, что социальная среда действует как стихийно, так и целенаправленно. Современное воспитание гуманистично, оно отражает социокультурное (выбор и осуществление образа жизни и доведения), индивидуальное (самостановление личности) и сопричастное (выбор ценностей) направления в развитии Личности. Такое воспитание отличается технологичностью (строится на закономерностях человеческого восприятия и психического развития), эмоциональностью (формирует эмоциональный опыт), диалогичностью (создает собственный опыт, а не его передачу), ситуативностью (основное средство — воспитывающая ситуация), перспективностью (направлено на развивающуюся личность). Итак, воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей.
Рассмотрим составляющие компоненты этого определения. Процесс целенаправленного формирования личности означает, что процесс может быть только тогда назван воспитанием, когда имеет цель. Говоря о формировании личности, имеют в виду процесс формирования как управление воспитанием, создание условий для его осуществления, организацию воспитательной деятельности, но не принуждение или воздействие. Формирование предполагает два взаимосвязанных процесса: педагогическое действие и ответную деятельность воспитанника. Специально организованная воспитательная система. Почему мы говорим о системе? Потому что невозможно использовать в процессе практической деятельности какой-либо один метод, способ или прием. Эффективный результат можно получить только в том случае, если они реализуются во взаимосвязи, дополняя и совершенствуя друг друга. Взаимодействие воспитателя и воспитуемых — процесс воспитания подразумевает обязательную обратную связь, в противном случае нельзя говорить о результатах деятельности педагога. Процесс воспитания отождествляется с воспитательным процессом. Что же происходит в ходе воспитания? При взаимодействии воспитанник приобретает определенный опыт, передачу которого необходимо организовать. Соответственно главная задача воспитателя — найти способ, чтобы воспитуемого включить в деятельность, где он может повторить увиденное, интериоризировать его и воспроизвести как собственную деятельность. Таким образом, воспитание — это процесс организации различных видов деятельности. Данный подход в теории воспитания называют личностно-деятельностным. Суть его в том, что человек выбирает из всего социального опыта то, что ему ближе по природе, более интересно. Основными содержательными компонентами личностно-деятельностного подхода являются:
• общение как основа многообразных межличностных отношений; • руководство развитием личности в процессе деятельности; • развитие и социализация личности. В гуманистической педагогике воспитание — процесс эффективного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, который должен привести к заданной цели. Цель - это идеальное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность человека. Цель конкретизируется в задачах. При определении идеалов воспитания опираются на идеал человека, приспособленного к новым реалиям, новому обществу. Целям подчиняется все: содержание, формы, методы воспитания. Понимание цели воспитания дает возможность подбирать технологии для ее осуществления. Цель -воспитание всесторонне гармонично развитой личности — закреплена в Законе РФ «Об образовании», она: • определяет содержание воспитательного процесса; • обусловливает воспитательный результат; • служит критерием деятельности педагога; • полностью определяет систему воспитания. Выделяют общие цели воспитания (направлены на всех людей) и индивидуальные (для отдельного человека). В процессе постановки цели важную роль играет психолого-педагогическая диагностика не только как отдельная Деятельность, но и как компонент учебно-воспитательного Процесса. Необходимо знать различные методики изучения личности и уметь конструировать из них программы изучения личности и коллектива. Цель воспитания всегда одна в пределах одной воспитательной системы, а задач, определенных целью, может быть много (общих и конкретных). Цели воспитания определяются потребностями развития общества и зависят от Темпов социального и технического прогресса, возможностей общества, взрослых и детей. Каковы актуальные цели достижение которых можно увидеть в результате воспитательной деятельности? Это развитие индивидуальности каждого человека и его социализация, что и определяется задачами умственного, нравственного, эстетического, гражданского, трудового и физического воспитания. Решение воспитательных задач позволяет сформировать основы культуры личности.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |