Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип демократизации воспитания




Принцип гуманизации воспитания

Принципы воспитания

Принципы (от лат. principium– начало, основа) – основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы и методы. Принципы воспитания – своеобразные педагогические императивы; они декларируют, «что должно» делать воспитателю, чтобы закономерно строить процесс воспитания и достигать поставленных педагогических целей. Их вполне можно считать своего рода законами деятельности воспитателя.

Существуют достаточно традиционные принципы, на которых не одно столетие строилось воспитание. Есть принципы, имеющие авторства, то есть впервые определившиеся в педагогической системе выдающегося педагога и закрепившиеся в теории и практике воспитания (такова судьба некоторых принципов воспитательной системы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака).

Принципы воспитания – достаточно подвижное явление в теории воспитания. Всякое изменение цели воспитания, углубление теоретического обоснования его закономерностей вызывает к жизни новые принципы или уточнение уже существующих. Особенно заметная «модернизация» принципов воспитания в отечественной педагогике произошла в начале 90-х годов прошлого столетия в связи с прекращением действия системы коммунистического воспитания.

Современные принципы воспитания представляют собой совокупность достаточно бесспорных педагогических деклараций, направленных на определение гуманистических основ воспитания.

 

Этот принцип провозглашает в воспитании идею самоценности человека, идею активного человеколюбия. Он требует:

· принимать ребенка таким, каков он есть, и верить, что каждый воспитанник может стать достойным человеком (Я. Корчак даже утверждал, что дети имеют право не соответствовать нашим ожиданиям и делать свои ошибки);

· проявить живой интерес к жизни ребенка, его радостям, огорчениям, проблемам, находить «общий язык» с детьми;

· принимать ребенка равным себе в духовном смысле, осознавать свое собственное несовершенство, отказаться от возможности самоутверждаться за счет ребенка.

В воспитании всегда присутствует соблазн авторитарности - стремление подчинить ребенка своей власти, «переделать» его по своим представлениям об образце. Этот принцип указывает, что любое воспитательное усилие должно быть обращено не на ребенка, а его отношения, на отношения к нему, на отношения с ним.

Принцип демократизации требует организации всей деятельности на основе сотрудничества воспитателя и воспитанников. Воспитание возможно только «в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников, в единстве их идеалов, стремлений, мыслей, переживаний», утверждал В.А. Сухомлинский.

Принцип демократизации воспитания открыто провозглашает право воспитанников на свободу выбора – деятельности, ее форм и способов, товарищей и участников. Действие этого принципа значительно изменило организацию внеурочной работы в школе, деятельность классного руководителя.

Принцип демократизации утверждает защиту личности каждого ребенка, отстаивание, в том числе и самим воспитанником, своих прав. Конвенция «О правах ребенка», принятая ООН в 1989 году, устанавливает в цивилизованных странах права детей, равные с правами родителей и общества, устанавливает ответственность за жизнь детей, их право на защиту и образование. Эти права ребенка и призвано реализовать современное воспитание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.