Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории педагогики. знать: основные категории педагогики




знать: основные категории педагогики.

уметь: анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия педагогической науки, пользоваться понятийным аппаратом педагогики.

К основным категориям педагогики относятся: образование, воспитание, самовоспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическая технология.

Образование — понимается как ценность развивающегося человека и общества, как процесс обучения и воспитания человека, как результат этого процесса, а также как система, в которой осуществляется обучение и воспитание людей. Вся совокупность образовательных (учебных и воспитательных) учреждений представляет систему образования конкретного города, региона и страны в целом..

Воспитание — это процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Функции воспитателя состоят в передаче опыта, накопленного человечеством. Воспитание должно вводить в мир культуры, давать стимул к самовоспитанию. Правильно организованный процесс воспитания помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

Самовоспитание — сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознаваемыми целями, идеалами, личностными смыслами.

Обучение — это целенаправленный, двусторонний процесс взаимодействия педагога и обучающихся, предполагающий передачу и усвоение знаний. Деятельность преподавателя при этом заключается в преподавании, а деятельность учащихся — в обучении. Педагог в процессе обучения должен целенаправленно передавать знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания; руководить процессом усвоения знаний, навыков и умений; создавать условия для развития личности обучающихся (памяти, внимания, мышления).

Ученик должен учиться, то есть овладевать передаваемой информацией и выполнять учебные задания с помощью педагога (совместно с одноклассниками или самостоятельно); предпринимать попытки самостоятельно наблюдать, сравнивать; проявлять инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации; заниматься самообразованием.

Педагогическая деятельность можно рассматривать в двух различных аспектах. Во-первых, как решение педагогических задач, поскольку педагогическая деятельность является совместной (субъект—субъект или человек — человек) и, следовательно, определяется законами взаимодей­ствия учителя и ученика. Во-вторых, как особый вид общественно-полезной деятельности взрослых, направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни и деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями.

Педагогическая система. Н. В. Кузьмина называет пять структурных и пять функциональных компонентов системы.

Структурные компоненты: цель, информация, средства педагогического воздействия, учитель и ученик.

Функциональные компоненты системы:

1. гностический, относящийся к сфере знаний педагога: знание своего предмета и способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся;

2. проектировочный, содержащий представления о перспективных целях обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения;

3. конструктивный, представляющий особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания — урок, занятие, цикл занятий;

4. организаторский;

5. коммуникативный, включающий особенности коммуникативной деятельности преподавателя.

Педагогическая технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение — и logos — слово, учение) - это совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе и нацеленных на достижение гарантированного результата.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.