Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И. Гёте




Успех зависит от психологии конкретного человека, от его системы ценностей, от степени его радостей и страхов. При этом система ценностей каждого человека может со временем претерпевать изменения (Б. Швальбе, Х. Швальбе «Личность, карьера, успех»).

Я-концепция определяет ожидания человека, его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной, поскольку действует так называемый механизм «самореализующегося пророчества».

Стремление к профессиональным успехам и связанные с ним ожидания также зависят от самооценки. Люди, ставившие перед собой определенные профессиональные цели, имели более высокую самооценку, чем те, кто не имел таких целей. Женщины, сделавшие карьеру и в то же время имеющие семью, как правило, имеют более высокую самооценку, чем домохозяйки.

Таким образом, значение Я-концепции может быть определено тремя важнейшими функциями:

1. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности;

2. Я-концепция определяет интерпретацию опыта индивида;

3. Я-концепция является источником ожиданий человека, что и определяет в значительной мере его судьбу.

Положительная самооценка подростка, принятие его сверстниками и популярность в их среде во многом зависят от его физической привлекательности. Подросткам, имеющим негативный телесный образ Я, труднее сформировать положительную Я-концепцию и самооценку, чем подросткам со средними внешними и физическими данными.

Одно из исследований было посвящено определению значимости различных элементов внешности в оценке собственной физической привлекательности студентов и студенток одного из американских колледжей[10]. Оценки, приведенные в таблице, отражают среднюю значимость отдельных элементов внешности в оценке собственной привлекательности для юношей и девушек.

Респонденты выставляли оценки по 5-балльной шкале, причем оценка 1 соответствовала наивысшей значимости.

Элемент внешности Значимость в самооценке женщин (114 чел.) Значимость в самооценке мужчин (70 чел.)
Общий внешний вид 1,3 1,5
Лицо 1,4 1,5
Цвет лица 1,6 1,8
Распределение веса 1,7 2,0
Телосложение 1,7 1,9
Зубы 1,9 2,0
Глаза 1,9 2,4
Форма ног 2,2 2,8
Ягодицы 2,2 2,8
Волосы 2,3 2,3
Талия 2,3 2,4
Грудь 2,4 2,6
Нос 2,4 2,4
Рот 2,4 2,4
Профиль 2,5 2,3
Бедра 2,5 2,9
Рост 2,9 2,7
Подбородок 3,1 2,8
Руки 3,1 3,0
Цвет волос 3,2 3,2
Ширина плеч 3,4 2,9
Уши 3,9 3,5
Лодыжки 4,1 4,2

 

Как видно из таблицы, наибольшую значимость как для девушек, так и для юношей имеет общий внешний вид и прежде всего лицо. Часто взрослым приходится сталкиваться с проблемой, которая на языке психологов называется синдром дисморфофобии, или бред физического недостатка. Подростку кажется, что у него слишком длинный нос, очень худая шея или что он ужасно толстый. Это недовольство своим физическим Я нередко доставляет массу хлопот не только самим подростком, но и их родителям. И несмотря на то что взрослым «чудачества» детей кажутся несерьезными, на них следует обращать особое внимание.

...Лицо человека несет на себе отпечаток превратностей судьбы человека. На свое лицо нередко пеняет тот, кто терпит неудачи в жизни, даже если оно имеет совсем незначительные отклонения от принятых канонов. Воображаемое уродство – явление не столь уж редкое. Опрос американских студентов показал, что 90 процентов из них не довольны своей внешностью. Хотя каждому ясно, что 90 процентов населения не может иметь «ненормальную», или «дефектную» внешность.

Кроме телесного лица, данного нам от природы, существует лицо психологическое. Позиция настоящего удачника сможет сформироваться лишь с помощью такого средства, которое называется позитивным мышлением. Лицо личности можно изменить, удалив эмоциональные рубцы.

Сознаем мы это или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ или портрет самого себя. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представление о самом себе, сформировавшееся на основе нашего собственного мнения. Это мнение, в свою очередь, сложилось бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, наших успехов и неудач, а также на основании отношения к нам других людей, особенно в детские годы.

Человек, вообразивший себя «типичным неудачником» и искренне поверивший в свою несчастную судьбу, всегда найдет способ (и причину) провалить дело, невзирая на благие намерения и волевые усилия, даже при наличии благоприятной возможности добиться успеха. Он отождествляет себя со своими ошибками и, вместо того чтобы сказать: «Меня постигла неудача на экзамене», он говорит: «Я – неудачник».

Когда мы счастливы, то мыслим лучше, работаем успешнее, воспринимаем все острее и чувствуем себя более здоровыми. Русский психолог К. Кекчеев изучал психологические характеристики людей, когда они думали о приятном и неприятном, и обнаружил, что в первом случае улучшалось зрение, обоняние, слух, способность обнаруживать при помощи осязания мельчайшие различия. Есть множество свидетельств того, что у жизнерадостного человека лучше функционирует желудок, печень, сердце и все внутренние органы. Как говорил Соломон: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».

Психологи из Гарвардского университета, изучая наличие связи между счастьем и уголовной преступностью, пришли к выводу, что старая голландская поговорка «Счастливые люди никогда не мошенничают» имеет под собой вполне научную основу. Они установили, что большинство преступников выросло в несчастливых семьях, не познало радости нормальных человеческих отношений. Исследователи также доказали, что оптимистически настроенные, жизнерадостные предприниматели, как правило, преуспевают значительно чаще, чем пессимисты.

Учителя должны организовывать преподавание в начальных классах таким образом, чтобы позволить ученикам как можно чаще переживать успех. Неуспеваемость в школе во многом объясняется тем, что ученикам в самом начале школьной жизни дают мало заданий, которые они могли бы успешно выполнять; поэтому у них нет возможности ощутить атмосферу успеха, нет того, что мы называем чувством победы.

Самооценка результатов деятельности

Каждый из нас в своей жизни давал оценку собственным возможностям, способностям, личным качествам и профессиональным успехам. Такая самооценка невольно влияла на поведение, на эффективность деятельности, служила своего рода регулятором собственного развития.

Оценить реальные возможности человек способен лишь тогда, когда есть мера, эталон или им самим установленная планка, которую он выбирает в качестве ориентира для сравнения полученных результатов. Чаще всего речь идет о самооценке как центральном образовании в структуре личности, как составляющей Я-концепции, которая позволяет связать самооценку с поведением, с социальным и профессиональным успехом личности.

Почти по всем параметрам большинство людей рассматривают себя не как среднего человека, а несколько выше. Это особенно заметно, когда мы сравниваем себя с людьми вообще, а не со своими конкретными знакомыми.

Так, большинство бизнесменов считают, что их нравственные устои более высоки, чем у среднего человека, занимающегося бизнесом, а 90% менеджеров считают, что их коэффициент полезного действия выше, чем у среднего менеджера, равного им по рангу. В Австралии 86% людей оценивают выполнение своей работы выше среднего уровня, 1% – ниже среднего (Д. Майерс «Социальная психология». – СПб., 1997).

У многих из нас есть черта, которую в психологии определяют как «нереалистичный оптимизм по поводу будущих жизненных событий». Такой нереалистичный или иллюзорный оптимизм делает нас более уязвимыми. Самоуверенные студенты склонны плохо готовиться к экзаменам. Их не менее способные, но более тревожные сверстники, опасающиеся провалиться на экзамене, усердней готовятся и получают высокие оценки.

Некоторые люди страдают от низкой самооценки. Люди, чью самооценку в эксперименте намеренно понижали, с высокой вероятностью начинали относиться к другим с пренебрежением. Люди, недооценивающие самих себя, склонны недооценивать и других.

Предрасположение в пользу своего Я служит защитой от депрессии, но оно же становится причиной плохой адаптации. Большинство людей с завышенной самооценкой часто являются в глазах других самовлюбленными, высокомерными и лживыми. Уже в XVIII веке экономист Адам Смит предвидел, что люди могут переоценивать свои шансы на успех. Он говорил, что эта «абсурдная самонадеянность на свою удачу» возникает из «тщеславного самомнения о своих способностях, которое характерно для большинства людей».

Самооценке результатов своей деятельности необходимо обучать детей с первых классов школы. Самооценка позволяет активнее вовлекать детей в учебный процесс, а последующее ее обсуждение дает преподавателю возможность выделить тех учеников, которые отстают в учении, занижают свою самооценку, не обладают необходимыми навыками организации учебного труда и т. д.

Предлагаемая схема самооценки из книги Дугласа Хамблина[11] позволит ребенку проверить свою работу, исправить ошибки, а также поставить цели по улучшению своей деятельности.

Учись контролировать себя (схема самооценки).

Внешний вид работы:

1. Выглядит ли она аккуратной?

2. Есть ли у нее заголовок (если он необходим)?

3. Использованы ли поля?

4. Аккуратно ли подчеркнуты заголовки и другие разделы работы?

5. Возможны ли какие-либо способы, с помощью которых можно улучшить внешний вид работы?

Важные элементы работы:

1. Легко ли прочесть то, что написано?

2. Проверена ли правильность написания?

3. Проверены ли знаки препинания?

4. Можно ли сказать, что схемы и рисунки выполнены аккуратно?

5. Исправлены ли ошибки?

6. Можно ли с чистой совестью сказать, что все сделано с максимальной отдачей своих сил и способностей?

Совершенствуй себя.

За словами «я буду стараться» мало что стоит. Надо выяснить, что и как надо совершенствовать.

1. Что я собираюсь улучшить в работе?

2. Как это нужно делать?

3. Самооценка выполненной работы.

Мера правильности, адекватности самооценки объективным результатам работы чрезвычайно важна для успешности учебной и профессиональной деятельности. Миллионы людей, особенно в студенческих аудиториях, осуществляют самооценку качества выполненной учебной или профессиональной работы с текстом. Чаще всего эта самооценка совершается полуосознанно, стихийно, иногда на лету, что может создавать иллюзию понимания, иллюзию достижения результата, завершенности работы. С психологической точки зрения, самооценка качества осмысления текстовой информации (прочитанной или услышанной) и меры его понимания, а также степени осознания непонимания являются, по нашему мнению, важнейшей составляющей саморегуляции процессов чтения и создания текста как процессов переработки информации.

В современных российских и американских исследованиях чтения нарастает осознание важности новых подходов к проблеме оценивания, подчеркивается роль мониторинга понимания, роль самооценки в когнитивных процессах при работе с текстом. Однако эти самооценки не объективируются на количественном уровне, поскольку нет критериев, а значит нет и средств коррекции самооценки.

На протяжении ряда лет в Университете Натальи Нестеровой проводились исследования, связанные с диагностикой уровня понимания текстовой информации и самооценкой прочитанного.

Некоторые количественные результаты одного исследования. Эксперимент был проведен в пяти студенческих группах на практических занятиях по психологии. В качестве испытуемых (всего – 145 исп.) выступили студенты первого курса экономического факультета.

Показатели работы с текстом 145 человек представлены в виде графической свертки: указаны лишь – первый, 25, 50, 75, 100, 125 и 145-й (последний) результаты (рис. 1).

Работа с текстом каждого испытуемого в данном случае выражена следующими показателями: первый, второй и третий столбцы демонстрируют объективный рост результатов работы с текстом каждого испытуемого. Светлый столбец представляет самооценку, выраженную в процентах, т. е. субъективный показатель работы с текстом.

График показывает, что лучший испытуемый, работая с текстом в режиме 150 слов/мин, извлек 26% информации. После второго цикла «чтения-изложения» извлеченная информация (в сумме двух изложений) составила уже 61%. Поскольку общее время работы с текстом возросло в два раза, средний темп работы с текстом снизился до 75 слов/мин. Конечный результат лучшего испытуемого (в сумме трех изложений) – 94%. Это значит, что смысловое содержание вторичного текста (трех изложений) представляет собой целостное единство теоретической и фактологической информации. Его самооценка - 95%, т. е. этот студент предполагает, что извлек 95% смыслового содержания текста. Очевидно, его самооценка результата деятельности освоения текста является адекватной.

Рис. 1

Читая график далее, мы видим, что объективные показатели испытуемых снижаются, однако самооценка результатов работы у многих из них остается высокой. Рассмотрим, например, показатели работы с информацией испытуемого 125-го ранга. Работая с текстом в режиме 150 слов/мин, он сумел извлечь 11% информации, увеличение длительности работы вдвое позволило ему извлечь 15% информации. Снижение темпа чтения до 50 слов/мин обеспечило ему результат в 19%. Однако для этого респондента, как и для многих других, характерно неосознание непонимания смысла текста. Он сумел понять и освоить лишь малосущественную часть фактологической составляющей информации текста, теоретическая же составляющая информации оказалась для него недоступной. Иллюзия освоения текста, характерная для данного испытуемого, привела к показателю самооценки – 85%, что в четыре с лишним раза выше реального результата.

Не могут не поразить результаты 145-го испытуемого. Трехкратные усилия понять и запомнить смысловое содержание текста привели лишь к трехпроцентному его усвоению, при этом иллюзия освоения достигла 70%.

Аналогичная работа проводилась на протяжении ряда лет со студентами других факультетов. Практические цели такого рода исследований (занятий со студентами) состояли в том, чтобы, во-первых, оценить качественный состав абитуриентов (степень развития универсальных учебных умений), во-вторых, настроить студентов на осознание решающей проблемы непрерывного образования, суть которой состоит в том, чтобы научить себя учиться.

В табл. 1 представлены данные, относящиеся к самооценке уровня освоения текста, полученные на занятиях со студентами первого курса юридического и экономического факультетов, а также факультета практической психологии университета.

Примем следующие допущения. «Адекватными» самооценками будем считать те, которые по отношению к показателям работы с текстом находятся в пределах «+» «–» 10%. «Заниженные» самооценки – это самооценки ниже 11% объективного показателя извлеченной информации. «Завышенные» самооценки – все те, которые попадают в интервал от 11% до 30% выше показателя работы с текстом. «Чрезмерно завышенными» самооценками будем считать все те, которые превышают на 31% и более процентов объективные показатели.

 

  Число испытуемых   Факультет   Курс Число испытуемых (в %)
заниженная самооценка адекватная (в пределах 10%) завышенная (от 11% до 30%) сильно завышенная (от 31% и выше)
  Экономический (1995 г.) I 7,6 15,2 26,2  
  Экономический (1997 г.) I 3,4 15,4 26,5 54,7
  Практической психологии (1997 г.) I 2,8 24,3 44,2 28,6
  Юридический (1998 г.) I 4,6 6,2 26,2 63,1
  Практической психологии (1998 г.) I 4,3 15,2 34,8 45,7
  Практической психологии (1999 г.) I 7,8 16,5   35,7

Табл. 1 Распределение самооценок по степени их адекватности у студентов разных факультетов

У студентов явно преобладают «завышенные» и «сильно завышенные» самооценки. Интересно, что испытуемых с «сильно завышенной» самооценкой меньше всего среди студентов-психологов. Наиболее самоуверенными оказались студенты юридического факультета.

Продолжая анализ (табл. 2), мы условно разделили испытуемых по медианной линии на «сильных» и «слабых». Оказалось, что почти все испытуемые с заниженной самооценкой находятся в верхней половине списка, проранжированного по объективным результатам тестирования. Эта группа составляет десятую часть «сильных» испытуемых. Отметим, что в верхней половине списка студентов с адекватной самооценкой вдвое больше, чем в нижней половине. И наоборот, 69,8% «слабых» испытуемых имели чрезмерно завышенную самооценку. В целом, у 90% «слабых» студентов завышенная или чрезмерно завышенная самооценка; у «сильных» около 70% имели завышенную и чрезмерно завышенную самооценку.

 

  Экономисты (262 чел.) Психологи (117 чел.) Юристы (66 чел.)
Самооценка «Слабые» «Сильные» «Слабые» «Сильные» «Слабые» «Сильные»
Заниженная            
Адекватная            
Завышенная            
Чрезмерно завышенная            

Табл. 2 Распределение самооценок по степени их адекватности у «сильных» и «слабых» студентов разных факультетов.

Данные, приведенные в сводной табл. 3, показывают общую тенденцию «слабых» и «сильных» респондентов неадекватно оценивать результаты самостоятельной работы с текстом.

 

  Всего испытуемых (445 чел.)
Самооценка «Слабые» «Сильные»
Заниженная 1 (0,4%) 21 (9,4%)
Адекватная 21 (9,4%) 48 (21,5%)
Завышенная 45 (20,3%) 88 (39,4%)
Чрезмерно завышенная 155 (69,8%) 66 (29,5%)

Табл. 3 Показатели категорий самооценок у «слабых» и «сильных» студентов.

Основной источник самоэффективности – обращение к трудным, бросающим вызов, но все же реалистичным задачам и их решение. Добившись успехов в учебе, студенты убеждаются в своих академических способностях, что, в свою очередь, стимулирует их работать упорнее и добиваться большего.

Мы провели серию обучающих занятий, цель которых состояла в том, чтобы развить у студентов умение работать с текстом. Они анализировали учебные, научно-популярные, газетные тексты. Студенты учились выполнять систему операций и макроопераций: это – ориентировка, структурирование, переструктурирование, свертывание текстовых элементов, сжатие целостного текста, выявление фактологической составляющей содержания, выявление ключевых компонентов в фактологической и теоретической информации, семантическая иерархизация, нахождение рефлексивных смысловых единиц, построение дитекса (диаграммы «текст–смысл») и др. В ходе дискуссии оценивались варианты конспективных изложений текста, что улучшало рефлексивные операции самооценки.

Напомним, что мышление, согласно С. Л. Рубинштейну, это совокупность операций, направленных на решение задачи. Очевидно, формирование вышеназванных операций способствует умственному развитию студента. Активное обучение стратегиям продуктивного чтения привело к следующим итоговым результатам: качество работы с текстами улучшилось, способность осмысливать текст возросла, а разрыв между объективными и субъективными показателями значительно сократился.

Методы измерения Я-концепции

1. Метод Q-сортировка. Разработан английским психологом У. Стефенсоном (1953). Этот метод очень прост. Он эмпирически определяет то, каким человек представляет себя. Экспериментатор дает испытуемому набор карточек, каждая из которых содержит утверждения, касающиеся какой-то личностной характеристики. Карточки могут содержать такие утверждения, как «Склонен противоречить лидеру», «Критичен к окружающим», «Стремится быть в центре внимания», «Любит затевать споры», «Пытается не показывать свои истинные чувства», «Испытывает трудности с выражением гнева», «Легко заводит друзей». Или же на них написано: «Я эмоционально зрелый», «Я часто чувствую себя униженным», «Я умный», «Я люблю быть в одиночестве», «Я презираю себя».

Задача испытуемого рассортировать карточки по категориям (обычно их 7–11), ранжируя их от наиболее характерных (больше всего подходит к нему) до наименее характерных (меньше всего подходит к нему). Например, испытуемый сначала должен выбрать два утверждения, которые, как он считает, наилучшим образом его описывают. Затем он выбирает четыре утверждения, которые лучше описывают его, чем оставшиеся, и хуже, чем два, ранее выбранных. Так продолжается, пока он не поместит оставшиеся два утверждения в группу «менее всего подходящих» к нему.

Главная особенность метода состоит в том, что испытуемый должен рассортировать карточки в соответствие с заранее подготовленным (вынужденным) распределением. Например, если карточек всего сто, испытуемых могут попросить рассортировать карточки на 11 групп в следующем порядке: 2–4–8–11–16–18–16–11–8–4–2. Как видно из примера, число карточек, помещенных в каждую категорию, симметрично уменьшается от центральной отметки (нейтральные утверждения), образуя нормальное распределение. Обычно сортировка выполняется дважды: один раз для самоописания (таким, каким человек видит себя в настоящее время) и второй раз для идеального самоописания (каким он больше всего хотел бы быть).

Данные Я-сортировки и Идеал-сортировки можно анализировать несколькими способами. Наиболее часто вычисляют коэффициент корреляции, который отражает степень соответствия или несоответствия между осознанным Я и Я–идеальным.

2. Метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд и др., 1957). В этом случае индивид оценивает реальное Я, идеальное Я по нескольким биполярным семибалльным шкалам.

 

Упрямый               Уступчивый
Замкнутый               Открытый
Враждебный               Дружелюбный

 

Не существует единственного стандарта семантического дифференциала.

Метод Q-сортировки и метод семантического дифференциала не затрагивают глубин бессознательного. Их результаты могут подвергаться искажениям со стороны защитных механизмов.

Становление психических процессов

К высшим психическим процессам обычно относят восприятие, внимание, память, мышление, эмоции и речь. Ни один из этих психических процессов не является следствием только возрастного развития и созревания. Непременным условием формирования этих процессов являются воспитание и другие формы социальных контактов. Развиваются ли психические процессы, или с возрастом просто последовательно проявляются наследственно заданные свойства? Существует несколько точек зрения.

В частности, гештальтпсихологи [12] считают, что психические процессы в течение жизни не развиваются, а обнаруживаются как следствие постепенно проявляющихся врожденных задатков. Установлено, что психические процессы не полностью зависят от опыта: существуют и врожденные первичные структуры связей, необходимые для осуществления первых контактов ребенка с окружающим миром. Эти врожденные структуры наиболее отчетливо проявляют себя при наблюдении однояйцевых близнецов. У них очень похожи почерки и в ряде случаев практически неразличимы. Очень похожи болезни, причем это внутрипарное сходство проявляется и тогда, когда они живут врозь.

Описана история близнецов одной индийской деревни, которым было по 81 году. С самого начала они жили как один человек, спали в одной постели, ели из одной тарелки. Оба были врачевателями и массажистами. Оба были женаты на одной женщине, которая родила от них 9 детей. Когда они попали в больницу, то потребовали, чтобы их положили в одну постель, и утверждали, что у них больные почки. Врачи обнаружили, что болен только один из братьев, но каждый настолько отождествлял себя с другим, что боли чувствовали синхронно.

У отца Иоганна Себастьяна Баха был брат-близнец, который в антракте концерта мог сменить своего брата за дирижерским пультом, и этого не замечали даже оркестранты.

Существует промежуточная позиция, представители которой признают прижизненное развитие высших психических функций, но ограничивают этот период временем морфологического и функционального созревания, а источник развития помещают внутрь организма без учета влияния внешней среды. Основоположник данного подхода Пиаже [13] считает, что прижизненное развитие высших психических функций человека определяется последовательными фазами физического созревания и овладения определенными логическим структурами, но этот процесс завершается с окончанием физиологических изменений.

Наиболее правомерной является концепция, согласно которой развитие психических функций связано и с наследственными задатками, и с особенностями взаимодействия человека с внешней средой, но не ограничено завершением возрастных морфологических изменений, а продолжается всю жизнь. Врожденными могут быть только задатки, понимаемые как предпосылки или условия развития способностей.

Психика человека развивается как результат его взаимодействия с миром в процессе деятельности и общения. Активность человека определяет прогресс всех психических процессов.

Внимание

Действительное внимание в том и заключается, что превращает мгновенно всякую мелочь в нечто значительное.

Функция внимания – осмотр, анализ, «ощупывание» окружающей среды. Поскольку ощупывание сразу всей среды невозможно, выделяется ее часть – поле внимания. Это та часть среды, которая охватывается человеком в данный момент.

К внешнему полю причисляют физические параметры сигнала, например, интенсивность, частоту и т. п. Но если в поле восприятия попадает сигнал по силе или новизне большей интенсивности, то этот раздражитель автоматически привлечет внимание.

Наблюдения показали, что слова, имеющие для человека особый смысл (например, его имя, имена его близких и т. п.), легче извлекаются из шума, поскольку центральные механизмы внимания на них настроены всегда.

Известный «феномен вечеринки»: вы беседуете с группой людей и вдруг слышите свое имя в другом конце комнаты. Тут же значимость происходящего вокруг вас теряет на время всякий смысл и все ваше внимание устремляется на другой конец комнаты. Желание узнать, что о вас думают другие гости, определяет изменение направления вашего внимания.

К основным характеристикам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключаемость, предметность (последовательность легко запомнить, используя агглютиграмму УКРОПП).

Длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаченазывается устойчивостью. Устойчивость существенно повышается, если человек активно взаимодействует с объектом, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит на него. Чем интереснее объект, тем устойчивее будет ваше внимание.

Концентрация внимания характеризуется сужением сознания, когда другие, актуальные прежде содержания, например, восприятие внешних предметов, из него исчезают. Концентрация предполагает, что выделяемое из окружающего человека явление или предмет являются самыми главными в данный момент. Примером высочайшей концентрации внимания является состояние сосредоточенной медитации. Но эта форма активности человека возможна только при условии внутренней свободы и независимости от актуальных внешних и внутренних воздействий.

Пример силы максимальной концентрации внимания. В 1794 г. 9-летнему мальчику делали операцию, чтобы удалить опухоль. Обезболивающих не было и мальчика пытались отвлечь, рассказывая ему настолько интересную историю, что впоследствии он утверждал, что совсем не чувствовал боли. Через 18 лет этот мальчик принес издателю сказку «Белоснежка и семь гномов», подписанную именем Якоба Гримма.

 

Чрезвычайно важное свойство внимания, которое необходимо в любой профессии, будь вы менеджер, юрист, преподаватель, водитель или дирижер – распределение. Это субъективное ощущение человека, способного удерживать в поле внимания одновременно определенное число разнородных объектов. Юлий Цезарь мог одновременно выполнять несколько не связанных между собой дел. Наполеон в одно время мог диктовать своим секретарям несколько ответственных дипломатических документов. Однако есть основания предполагать, что одновременно протекает только один сознательный вид психической деятельности, а субъективное ощущение совместимости выполнения нескольких дел обусловлено быстрым последовательным переключением с одной вида работы на другую. В таких случаях один из видов деятельности настолько автоматизирован, что не требует к себе внимания. Если же такого автоматизма нет, то совмещение невозможно. Например, нетренированного человека, идущего по гимнастическому бревну, бесполезно просить решить самую простую арифметическую задачу, в то время как опытный гимнаст легко справляется с распределением внимания, необходимым для соответствующих мыслительных операций.

Распределение внимания, по существу, является обратной стороной переключаемости – скорости перехода от одного вида деятельности к другому. Непроизвольное переключение внимания очень часто выглядит как рассеянность.

Множество анекдотов посвящено рассеянности ученых.

А. П. Бородин при проверке паспортов на границе никак не мог вспомнить имя своей жены: «Катя! Ради бога, как тебя зовут?».

Непревзойденной была рассеянность И. Ньютона. Увидев съеденный другом обед, он удивленно воскликнул: «Однако как мы, философы, рассеянны – оказывается, я уже пообедал».

Известный математик Гильберт во время одной из домашних вечеринок, когда собралось множество гостей, пошел переодевать по просьбе жены галстук. Сколько его ни ждали, он так и не появился. Оказалось, сняв галстук, он стал раздеваться дальше и лег спать.

Причина такой рассеянности – бытовыеситуации, которые выводят из сознания контроль за их исполнением и своевременным переключением на другую программу и тем самым дают возможность освободить поле внимания для решения основной научной задачи. Иные особенности у старческой рассеянности (вследствие атеросклероза сосудов головного мозга), которая проявляется в том, что внимание становится неустойчивым и нужны определенные усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то.

К важной характеристике внимания относится объем, то количество однородных стимулов, которые находятся в фокусе внимания человека в данный момент (у взрослого – 4–6 объектов, у ребенка – не более 2–3). Зависит объем внимания от генетических факторов, от возможностей кратковременной памяти, от профессиональных навыков.

Предметность и обостренная наблюдательность также являются важными характеристиками внимания. Предметность дает возможность человеку абстрагироваться от несущественных явлений и выбрать те сигналы, которые лично значимы и актуальны для него на данный момент. Например, можно слушать оркестр и не замечать кашля соседа, смотреть интересный мультфильм и не слышать родительские окрики, читать увлекательный роман и пропустить свою станцию метро. Обостренная наблюдательность – это особенность внимания людей, отличающихся особой пытливостью и профессиональной зоркостью – ученых, художников и людей с творческим мышлением.

Различают три основных вида внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Произвольность внимания – качество сугубо человеческое, оно активное (волевое). Человек способен сосредоточиться на том, что для него не обязательно интересно или приятно. До десяти месяцев ребенок способен лишь к непроизвольному вниманию, которое часто называют пассивным или эмоциональным. Блеск ярких предметов, знакомые лица родных заставляют ребенка внешне реагировать на происходящее. Произвольное внимание возникает по мере роста и взросления ребенка в результате его общения со взрослым, в социальном контакте. Произвольное внимание самым тесным образом связано с речью. Только в 2 – 2,5 года настоятельные требования взрослого способны отчетливо направлять поведение ребенка. Полностью созревание произвольного внимания формируется к 12 – 16 годам.

Интересны данные Б. Г. Ананьева [14]. Оптимум объема внимания и наилучшая избирательность формируется у взрослого лишь к 33 годам, максимум переключаемости внимания приходится на 29лет, наилучшая устойчивость – в 34 года.

Послепроизвольное внимание формируется в процессе какой-либо деятельности в связи с возникшим к ней интересом. Этот вид внимания является самым длительным и эффективным. В течение долгого времени человек может сохранять целенаправленный интерес и увлеченно, без напряжения и усталости, заниматься делом.

Внимание слушателей в аудитории зависит от динамики, интенсивности речи говорящего, от новизны, актуальности информации для данного человека, соответствия потребностям и эмоциональному настрою и от многих других факторов. Для того чтобы управлять вниманием, необходимо соблюдать ряд условий.

1. Интерес к происходящему. Утомление часто связано не с физическим истощением, а вследствие недостатка интереса. Волевым усилием человек принуждает себя концентрироваться на том, что его не занимает. Возникает внутренний конфликт и энергия направляется не на объект внимания, а на борьбу с отвлечением.

2. Монотония. Обнаружилось, что школьники, занимающиеся в классе с гладкими белыми стенами без рисунков и украшений, с матовыми стеклами в окнах, устают быстрее и усваивают предмет хуже, чем в нормальных условиях.

3. Утомление. В любой ситуации содержательность задания, возможность творческого подхода к его решению поддерживают устойчивость внимания.

4. Новизна. Может быть организована искусственно, с помощью, например, «конфликта» или противоречия. Этот прием полезен лектору. Парадоксальность вступления заинтересовывает аудиторию и возвращает в нее тех, кто мысленно ее покинул.

5. Неожиданным может быть юмор и сценография выступления. Для привлечения внимания иногда используются и необычные приемы.

Калифорнийский университет. Профессор Ричард Икин, читавший курс по истории биологии, для привлечения внимания студентов гримировался под великих биологов прошлого и рассказывал об их открытиях от первого лица в манере и стиле автора.

Интересный способ организации внимания использовал известный математик А. Я. Хинчин. Когда он доходил в курсе лекций по математическому анализу до формулы Ньютона–Лейбница, он всегда начинал изложение этой темы в начале двухчасовой лекции и заканчивал ее к концу первого часа. После этого он говорил слушателям, что у них сегодня большой праздник – они познакомились с одной из жемчужин математической мысли, с основной теоремой интегрального и дифференциального исчисления, что он хочет, чтобы у них этот день остался в памяти на всю жизнь. Не расположен он после доказательства этой замечательной теоремы говорить о менее значительных вещах, и поэтому сегодня продолжения лекции не будет. Все могут идти домой. Такое выделение этой теоремы приводило к тому, что на экзаменах все хорошо ее знали.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.