Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллект




«Всякий умный человек знает, что такое интеллект... Это то, чего нет у других».

Существует несколько определений интеллекта, которые разные специалисты трактуют по-разному. Биологическая трактовка: интеллект – это «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации». Педагогическая трактовка: интеллект – это «способность к обучению, обучаемость». Альфред Бине с точки зрения структурного подхода в психологии определяет интеллект как «совокупность тех или иных способностей». В формулировке Дэвида Векслера [18], «интеллект – это глобальная способность действовать разумно, мыслить рационально и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т. е. интеллект – это способность человека адаптироваться к окружающей среде.

А. Ф. Лазурский [19] сформулировал три основных уровня интеллектуальной активности:

1. Низший уровень. Индивид неприспособлен, среда подавляет слабую психику малоодаренного человека.

2. Средний уровень. Человек хорошо приспосабливается к среде и находит место, соответствующее внутреннему психологическому складу.

3. Высший уровень. Характеризуется стремлением переделать окружающую среду.

Рэймонд Кэттелл [20]утверждал, что у каждого человека имеется «жидкий» интеллект, совокупность врожденных способностей решать новые проблемы. Он является основой мышления, абстрагирования и рассуждения. Своего наибольшего расцвета «жидкие» способности достигают к 20 годам, затем ослабевают. Одновременно формируется «кристаллический» интеллект, который мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. При помощи «жидкого» интеллекта человек решает проблемы приспособления к окружающей среде. «Кристаллические» способности, различные знания и умения возрастают в течение всей жизни.

Истоки оценки способностей лежат в глубокой древности. Квазитестовые процедуры использовались в Китае еще 3000 лет назад при приеме на гражданскую службу. В Древней Греции оценка способностей была признанным спутником процесса обучения. Сократический метод, сочетающий обучение с квазитестированием, напоминал современное программированное обучение. Тесты использовались для оценки овладения физическими и умственными навыками. В средневековье европейские университеты ввели соответствующий экзамен (в виде теста) для присвоения ученых званий.

В XVIII веке впервые заговорили о гуманном отношении к душевнобольным и умственно отсталым (до этого существовало пренебрежительное отношение к ним, издевательства и даже пытки). Необходимо было установить принципиальное отличие душевнобольных от умственно отсталых. Для первых было свойственно нарушение эмоциональной сферы, не обязательно связанное с нарушением интеллекта, для вторых – нарушение интеллекта как дефект врожденный или приобретенный в раннем детстве.

Французский врач Ж. Эскироль, создатель первого научного руководства для психиатров, ввел понятия врожденного и приобретенного слабоумия и описал различные формы умственной отсталости – от почти нормы до полной идиотии. Он также пришел к выводу, что использование индивидом родного языка есть самый надежный критерий развития его интеллекта. Позже на этом принципе были построены вербальные тесты.

Французский врач Ф. Сеген занялся обучением умственно отсталых, отказавшись от мнения об их неизлечимости. В 1837 г. открылась первая школа для умственно отсталых, а 1838 г. был принят закон, охранявший права и интересы душевнобольных.

Знаменитая доска Сегена, до сих пор популярная среди педагогов и воспитателей детских садов, представляет собой крышку коробки, на которой вырезаны отверстия разной величины и формы. Задача ребенка – подобрать фигурку нужной конфигурации и соответствующего размера и, не снимая крышки, положить фигурку внутрь коробки.

Начало тестированию положил английский ученый Ф. Гальтон. Он разрабатывал тесты сенсорных способностей, изобретал устройства для быстрых и точных сенсорных измерений (линейка для определения зрительного различения длины, свисток для определения пределов восприятия высоты звука и др.). Антропометрические измерения он проводил, в частности, на Всемирной выставке в 1884 г. в Лондоне, где за 3 пенса каждый посетитель мог измерить свои физические характеристики (использовались тесты на остроту зрения, мышечную силу, время реакции и др.). Гальтон впервые применил оценочные шкалы, анкетирование и технику свободных ассоциаций. Он же разработал ряд методов математической статистики. Влияние Гальтона на развитие психологии было более глубоким, чем основоположника психологии, как формальной психологической дисциплины, Вильгельма Вундта.

Американский ученик Гальтона Джеймс Кэттелл впервые применил термин «умственный тест» (1890), хотя первым стал разрабатывать тесты Гальтон. Он также считал, что интеллект можно оценить посредством элементарных сенсорных измерений (времени реакции, скорости движения конечностей, чувствительности к боли, определения наименьшего ощутимого веса, количества букв, запоминаемых после одного показа и др.). Однако не была установлена связь между результатами теста и данными об академической успеваемости студентов. В итоге Кэттелл пришел к выводу, что подобные тесты не могут служить показателями умственных способностей.

Немецкий психолог Г. Эббингауз использовал тесты арифметического счета, объема памяти и тесты на завершение предложений. Наиболее сложными он считал тесты на завершение предложений, т. к. именно они являлись единственными, соответствующими достижениям детей в учебе.

По поручению французского правительства врач Альфред Бине (1904) принимал участие в разработке методов для обучения умственно отсталых детей. Ему было поручено составить шкалу интеллектуальных способностей для школьников. После введения в 1881 г. всеобщего обязательного обучения в перегруженных классах оказались вместе и «одаренные», и явно «отсталые» дети, объединенные лишь по возрастному признаку. Возникла необходимость отделить «медленных» детей от «средних» и «быстрых» на основе критериев, устанавливаемых школой. Необходимо было узнать, каков средний уровень развития детей всех возрастов. В связи с этими целями в 1905 году в сотрудничестве с Симоном им была создана первая интеллектуальная шкала, получившая название шкала Бине–Симона. Показатель ребенка по всем тестам выражал его умственный уровень, или умственный возраст.

В Америке тест был усовершенствован и разработан более удачный вариант под руководством Льюиса Термена [21] в Стэнфордском университете (тест получил название Стэнфорд-Бине). Он использовался также для отбора американских солдат. Именно в этом варианте впервые было использовано понятие «коэффициент интеллекта» как соотношение между умственным возрастом и хронологическим возрастом – IQ = .

Изучая распределение людей по интеллектуальным показателям, Термен обнаружил, что результаты тестов дают более или менее равномерное «колоколообразное» распределение, причем среднее значение IQ соответствует 100 баллам. Самые низкие результаты приближались к 0, а самые высокие – к 200 баллам. Наблюдалось максимальное отклонение в 100 баллов от среднего значения в обе стороны. Стандартное отклонение оказалось равным 16 баллам. У каждого третьего человека IQ – между 84–100 баллами, 34% людей с показателями от 100 до 116 баллов. Таким образом, 68% людей считаются людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой) рассматриваются как умственно отсталые (от 10 до 84) и высокоинтеллектуальные (от 116 до 180).

В отечественной психологии и педагогике отношение к тестам на IQ всегда было неоднозначным. Считалось, что они не обладают научной достоверностью и, как написано в советских психологических словарях, «используются в капиталистических странах для дискриминации детей трудящихся и представителей национальных меньшинств». В наши дни критика не столь откровенная, но «ломаются копья» до сих пор. Сегодня не секрет, что во многие гимназии, лицеи, «элитные» школы отбирают детей по результатам тестов на интеллект. В руках добросовестных педагогов и психологов эти данные служат хорошим стартовым материалом для раскрытия и стимулирования интеллектуальной природы ребенка, помогают учитывать его индивидуальные особенности и тем самым способствовать наиболее полному и гармоничному его развитию.

В отечественной возрастной и педагогической психологии разрабатывалась концепция о соотношении обучения и умственного развития ребенка. Еще в 1933 г. на заседании кафедры дефектологии Педагогического института им. Бубнова выступал Л.С. Выготский с докладом «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением». Это было, по сути, косвенное предупреждение отечественных педологов о том, как важно осторожно относиться к данным IQ, полученным в ходе тестирования ребенка. Был рассмотрен вопрос о том, как связан между собой ход умственного развития ребенка и ход его продвижения в школьных занятиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.