Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защитные механизмы у детей имеют свою специфику




Отказ – наиболее ранняя форма защитного поведения. В ее основе лежит невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности. Реакция пассивного протеста проявляется в отстранении от общения даже с близкими людьми, отказе от пищи, от игр, в уходах из дома.

Оппозиция – активный протест ребенка против норм и требований взрослых – наблюдается при утрате или снижении внимания со стороны близких. Это проявляется в виде вспышек гнева, разрушительных действий и агрессии. Обычно оппозиция провоцируется обидой, неудовлетворением желаний, просьб и развивается в форме аффекта, остро и бурно. Ребенок плачет, кричит, падает на пол, бьется головой, стучит ногами, стремится ударить, ущипнуть, царапается, отталкивает от себя взрослых.

Компенсация – отвлечение от основной проблемной сферы. Переключение на поиск успеха или псевдоуспеха в чем-либо более доступном. Это реакция, с помощью которой ребенок стремится объяснить себе и восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой. Например, плохой ученик утешает себя тем, что он «зато» побеждает всех в драках, а ребенок, которого в семье не любят, – тем, что он «зато» хорошо себя ведет.

Люди, страдавшие в детстве какими-либо недостатками (либо реальными, либо мнимыми) прилагают удвоенные усилия, чтобы компенсировать этот дефект развитием других черт характера, способностей, умений, что нередко приводит к выдающемуся развитию этих способностей. Пример, оратор Демосфен.

Эмансипация – борьба за самоутверждение и независимость, высвобождение из-под контроля и покровительства взрослых, когда родители или воспитатели предъявляют ребенку необоснованные претензии, чрезмерные требования, когда «все нельзя».

Кроме перечисленных защитных механизмов, у ребенка постепенно обнаруживаются защитные реакции, типичные для взрослых. Они свидетельствуют о становлении зрелой системы психологической защиты.

Замещение проявляется достаточно рано и тесно связано с развитием детских игр. Ребенок во время игры может дать возможность кукле говорить и делать все, что запрещено ему самому: ругаться, высмеивать, драться, быть жестоким и т. п.

Вытеснение можно нередко наблюдать в ситуациях, когда ребенок провинился, а через некоторое время начинает заменять воспоминание о неприятном событии вымышленными фактами.

Регрессия достаточно типична в ситуациях, когда в семье рождается второй ребенок. Старший начинает капризничать и дурачиться как маленький, подсознательно полагая, что именно за это любят малыша. Каким быть, чтобы меня любили? Опасения, что не удастся оправдать ожидания взрослых, приводит к напряжению, превращающемуся в мечты о необыкновенных успехах, которых в действительности достичь невозможно. В свою очередь, конфликт на почве краха завышенных притязаний приводит ребенка к «бегству в болезнь».

Для ребенка очень важно быть любимым, желанным и защищенным. Эту защищенность ему обеспечивают родители. Неустойчивое, сумасбродное поведение родителей, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения братьям и сестрам ребенка могут лишить ребенка ощущения своей защищенности. По мнению Карен Хорни [35], главным в развитии ребенка является потребность в безопасности. Если поведение родителей препятствует удовлетворению этой потребности, весьма вероятно патологическое развитие личности.

Центральное место в теории Хорни отводится понятию базальной тревоги, «чувству ребенка, одинокого и беззащитного в потенциально враждебном ему мире». Стремление ребенка – обрести безопасность в угрожающем ему мире. Когда под влиянием социальных или психологических причин у ребенка возникает базальная тревожность, он вырабатывает свою поведенческую стратегию, позволяющую ему справиться с этим растущим чувством беспомощности и беззащитности.

По Хорни, таких стратегий три: стремление к людям, направленность против людей и направленность от людей. В соответствии с каждой из них формируются три типа личности: уступчивый, обособленный и враждебный.

Человек, которого Хорни относит к уступчивому типу (ориентация на людей), руководствуется иррациональным убеждением: «Если я буду всем помогать, меня никто не обидит». Этому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили, защищали и руководили им. Они завязывают отношения с целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности.

Обособленный тип (ориентация от людей) руководствуется ошибочным убеждением: «Если я буду сильнее, никто не посмеет меня обидеть». Для людей этого типа характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности. Они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям.

Человек, относящийся к враждебному типу (ориентация против людей), действует исходя из иллюзорного убеждения: «Если я от всех спрячусь, меня никто не сможет обидеть». Он считает, что все люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Этот тип любую ситуацию или отношения рассматривает с позиции: «Что я буду с этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах, идее или любви.

У здоровой личности эти тенденции уравновешены. Он меняет стратегии сообразно обстоятельствам. Когда у него возникает потребность в любви, он пытается ее удовлетворить, когда во власти – удовлетворяет и эту потребность. Невротическая же личность, реагируя на различные ситуации, использует защитные стратегии негибко, что не позволяет ей эффективно решать свои жизненные проблемы.

РАЗДЕЛ 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.