КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Сохранение и забывание материала
Память Память – психический процесс, который обеспечивает запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом определенного опыта и материала. Классификации памяти. 1. По характеру психической активности; Двигательная память – запечатляет и сохраняет двигательные акты, схемы, комплексы. Основная функция – на основе двигательной памяти формируются трудовые, практические навыки, например, письмо, ходьба; признак хорошей двигательной памяти – сноровка, физическая ловкость человека. Эмоциональная память – память на чувства, переживания: иногда мы не помним событие, но помним чувств, которые его сопровождали. Образная память – запоминание образов, картинок («профессиональная» память): Обонятельная. Слуховая. Зрительная. Вкусовая. Словесно-логическая – запоминание мыслей, идей (свойственна только человеку). 1. По участию в воле: целенаправленная, произвольная мнемическая деятельность; непроизвольная (не ставится задачи запомнить); 2. По степени использования дополнительных средств произвольная память может быть разделена на: непосредственная – запоминание через множество повторений, зазубривание опосредованная – запечатление с помощью вспомогательных средств: кодирование и перекодирование, мнемотехники 3. По длительности сохранения материала Мгновенное запоминание (иконическая память) – последовательные образы, сенсорная память – запоминание точной и полной картины на очень короткий промежуток времени (макс. 10-15 секунд) – является пограничным между восприятием и памятью. Основная функция – обеспечить слитное восприятие, если бы образы не оставались, то восприятие было бы дискретным. Объем мгновенной памяти очень большой, но эта информация тут же теряется.
Кратковременное запоминание – его особенности: Сохраняется высокая динамичность (быстрое угасание, потеря информации). Объем – 7+/-2 элемента. Допускает произвольное удержание и манипулирование информацией. Оперативноезапоминание – промежуточный вариант между КВП и ДВП. Информация запоминается постольку, поскольку необходима в выполняемой деятельности (информация сохраняется в течение от нескольких секунд до нескольких дней). По окончании деятельности информация теряется. Долговременное запоминание – здесь хранится информация, имеющая не тактическое, а стратегическое значение (информация может храниться в течение практически неограниченного срока). Особенности долговременного запоминания: Вербальная перекодировка информации; Предполагает запечатление через повторение (систематическое повторение и воспроизведение информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти) Зависит во многом от степени действия над материалом, информацией (запоминается то, что тесно связано с целями, с задачами, с деятельностью). Процессы памяти I. Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового материала путем связывания его с ранее приобретенным опытом. Непроизвольное запоминание зависит от следующих условий: от новизны, яркости, необычности объектов или обстоятельств; от того, насколько важное жизненное значения имеет данный материал или информация; от того, насколько активную умственную работу вызывает материал над собой (чем сложнее действие, тем лучще происходит непроизвольное запоминание); от степени завершенности действия над материалом, информацией (эффект Зейгарник) от эмоциональной окраски событий – существует 2 точки зрения, объясняющие данное условие:
З. Фрейд: положительное запоминается лучше, т.к. отрицательная информация вытесняется (бессознательно). Блонский: информация, имеющая отрицательный эмоциональный фон запоминается лучше, т.к. для того, чтобы индивид оказался адаптивным, должно быть зафиксировано отрицательное событие, информация – эта информация более полезна. На ответ, какая же информация запоминается нами лучше, однозначного ответа до сих пор нет. Однако необходимо отметить, что в любом случае гораздо более важной является значимость информации для человека, нежели ее знак («+» или «-»). Произвольное запоминание – мнемическая деятельность, подчиненная определенной задаче (очень важное значение отдается в данном случае мотивам, побуждающим запоминать). Классификация произвольной памяти по видам мнемической направленности: Направленность на полноту запоминания (все/выборочно); Направленность на точность (то, что дано/ своими словами); Направленность на последовательность (точно воспроизвести по порядку/реорганизовать); Направленность на прочность запоминания (временна/я установка). Факторы, влияющие на произвольное запоминание. 1. Объем материала – чем больше материала, тем хуже запоминается и тем больше требуется усилий. Запоминание слогов: 7 слогов – с 1 раза, 14 – 25 раз, 21 – 38 раз. Запоминание слов: 10 слов – 2,25 мин., 100 – 9 мин., 200 – 24 мин. 2. Степень однородности материала (слова, цвета, цифры) – число повторений возрастает со степенью сходства между информационными единицами. 3. Осмысленность материала – более осмысленный материал запоминается лучше, быстрее, с меньшим количеством ошибок. 15 слогов – 20 повторений, 15 3-хбуквенных слов – 8 повторений, связанный текст из 15 элементов – 3 повторения. Для детей и взрослых эти результаты разные – у детей лучше развита механическая память, чем смысловая, у взрослых – наоборот. 4. Количество повторений (количество повторений увеличивается со степенью возрастания количества материала) 5. Способы заучивания распределенный во концентрированный времени (распределенным способом заучивается лучше, с меньшими усилиями – повторили несколько раз, затем интервал (отвлечься), затем опять повторить) 6. Заучивание по частям или в целом:
Целостное заучивание более эффективно: для взрослых людей; для людей с высоким интеллектом; при сравнительно небольших объемах; при распределенном способе заучивания. По частям: при больших объемах; при концентрированном способе заучивания. 7. Наличие дополнительных воспроизведений в ходе заучивания: при дополнительных усилиях на воспроизведение эффект заучивания усиливается (рассказать кому-н.). 8. Использование мнемотехник – спец. приемы заучивания: 1) структурирование материала (реорганизация): перцептивное (новое видение); семантическое (смысловое). 2) создание опорных пунутов (планов): метод аббревиатур (фраза по первым буквам); создание опорных конспектов. метод ключевых слов (опорные блоки или вопросы) 3) работа со связями (для заучивания иностранных слов и имен) – нагружение фактами, событиями, эмоциями 4) привязка к субъективному ориентиру – метод локуса, мест. Сохранение — один из основных процессов памяти. Сохранять материал, значит, вводить его в многообразные формы переработки. Хранение информации связано, в основном, с ее организацией и удержанием. Обратной стороной сохранения, проявляющегося в воспроизведении, является забывание. В процессе сохранения информации важным является понятие «хранилищ». Существует 2 вида хранилищ (это формы, в которые облекается сохраняемый материал.): Эпизодическое (накопление эпизодов, основной механизм – ассоциативные связи). Семантическое (смысловая информация, чтобы информация сюда попала должна произойти семантическая перекодировка). Репрезентация – то, в какой форме находится эпизодическая информация. Информация в хранилищах организована по след. Принципам (варианты «укладки»): Временная организация (порядок во времени, определенная последовательность) – установка временных связей (рис. 13.).
Прошлое настоящее будущее События Рис. 13. Временная ось Пространственная организация (где находится банк, магазин, книга) – «когнитивные карты» Линейная организация – предполагает организацию информации в линейной последовательности: дни недели, 1,2,3,4,5,…., а, б, в, г, д,…, месяцы.
Ассоциативная организация – элементы группируются за счет каких-либо ассоциативных признаков, связей. Иерархическая организация – связь идет по существенным, логическим признакам (рис. 14): Животные
Млекопитающие птицы ………
…. ….. дикие домашние
…. …. …. ….. ….. ….. Рис. 14. Пример построения иерархии Запомнить – значит подвести информацию под какой-то организационный признак. Активно используемый материал, информация
Пассивный слой (с напряжением, но можно вспомнить) Бессознательная зона (только особые обстоятельства могут помочь) «вытащить» информацию из этого слоя) Рис. 15. Организация информации Забывание — это потеря информации, утрата четкости и уменьшение объема материала, закрепленного в памяти, невозможность воспроизведения. 2 подхода, объясняющие механизм забывания: 1. Забывание – угасание следа, главный фактор – время: чем больше времени пройдет, тем больше угасает след. 2. Ограниченная способность сознательной памяти сохранять информацию – происходит вытеснение информации и замена ее другой. Факторы, способствующие вытеснению информации: А) Степень использования информации (чем больше используем информацию, тем меньше она подвержена вытеснению), Б) Возраст (пожилые люди и дети до 3-х лет хуже запоминают информацию), В) Подавление, наличие конфликтов в личности – механизм психологической защиты.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |