Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Сохранение и забывание материала




Память

Память – психический процесс, который обеспечивает запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом определенного опыта и материала.

Классификации памяти.

1. По характеру психической активности;

Двигательная память – запечатляет и сохраняет двигательные акты, схемы, комплексы. Основная функция – на основе двигательной памяти формируются трудовые, практические навыки, например, письмо, ходьба; признак хорошей двигательной памяти – сноровка, физическая ловкость человека.

Эмоциональная память – память на чувства, переживания: иногда мы не помним событие, но помним чувств, которые его сопровождали.

Образная память – запоминание образов, картинок («профессиональная» память):

Обонятельная.

Слуховая.

Зрительная.

Вкусовая.

Словесно-логическая – запоминание мыслей, идей (свойственна только человеку).

1. По участию в воле:

целенаправленная, произвольная мнемическая деятельность;

непроизвольная (не ставится задачи запомнить);

2. По степени использования дополнительных средств произвольная память может быть разделена на:

непосредственная – запоминание через множество повторений, зазубривание

опосредованная – запечатление с помощью вспомогательных средств: кодирование и перекодирование, мнемотехники

3. По длительности сохранения материала

Мгновенное запоминание (иконическая память) – последовательные образы, сенсорная память – запоминание точной и полной картины на очень короткий промежуток времени (макс. 10-15 секунд) – является пограничным между восприятием и памятью. Основная функция – обеспечить слитное восприятие, если бы образы не оставались, то восприятие было бы дискретным. Объем мгновенной памяти очень большой, но эта информация тут же теряется.

Кратковременное запоминание – его особенности:

Сохраняется высокая динамичность (быстрое угасание, потеря информации).

Объем – 7+/-2 элемента.

Допускает произвольное удержание и манипулирование информацией.

Оперативноезапоминание – промежуточный вариант между КВП и ДВП. Информация запоминается постольку, поскольку необходима в выполняемой деятельности (информация сохраняется в течение от нескольких секунд до нескольких дней). По окончании деятельности информация теряется.

Долговременное запоминание – здесь хранится информация, имеющая не тактическое, а стратегическое значение (информация может храниться в течение практически неограниченного срока). Особенности долговременного запоминания:

Вербальная перекодировка информации;

Предполагает запечатление через повторение (систематическое повторение и воспроизведение информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти)

Зависит во многом от степени действия над материалом, информацией (запоминается то, что тесно связано с целями, с задачами, с деятельностью).

Процессы памяти

I. Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового материала путем связывания его с ранее приобретенным опытом.

Непроизвольное запоминание зависит от следующих условий:

от новизны, яркости, необычности объектов или обстоятельств;

от того, насколько важное жизненное значения имеет данный материал или информация;

от того, насколько активную умственную работу вызывает материал над собой (чем сложнее действие, тем лучще происходит непроизвольное запоминание);

от степени завершенности действия над материалом, информацией (эффект Зейгарник)

от эмоциональной окраски событий – существует 2 точки зрения, объясняющие данное условие:

З. Фрейд: положительное запоминается лучше, т.к. отрицательная информация вытесняется (бессознательно). Блонский: информация, имеющая отрицательный эмоциональный фон запоминается лучше, т.к. для того, чтобы индивид оказался адаптивным, должно быть зафиксировано отрицательное событие, информация – эта информация более полезна.

На ответ, какая же информация запоминается нами лучше, однозначного ответа до сих пор нет. Однако необходимо отметить, что в любом случае гораздо более важной является значимость информации для человека, нежели ее знак («+» или «-»).

Произвольное запоминание – мнемическая деятельность, подчиненная определенной задаче (очень важное значение отдается в данном случае мотивам, побуждающим запоминать).

Классификация произвольной памяти по видам мнемической направленности:

Направленность на полноту запоминания (все/выборочно);

Направленность на точность (то, что дано/ своими словами);

Направленность на последовательность (точно воспроизвести по порядку/реорганизовать);

Направленность на прочность запоминания (временна/я установка).

Факторы, влияющие на произвольное запоминание.

1. Объем материала – чем больше материала, тем хуже запоминается и тем больше требуется усилий.

Запоминание слогов: 7 слогов – с 1 раза, 14 – 25 раз, 21 – 38 раз.

Запоминание слов: 10 слов – 2,25 мин., 100 – 9 мин., 200 – 24 мин.

2. Степень однородности материала (слова, цвета, цифры) – число повторений возрастает со степенью сходства между информационными единицами.

3. Осмысленность материала – более осмысленный материал запоминается лучше, быстрее, с меньшим количеством ошибок.

15 слогов – 20 повторений, 15 3-хбуквенных слов – 8 повторений, связанный текст из 15 элементов – 3 повторения.

Для детей и взрослых эти результаты разные – у детей лучше развита механическая память, чем смысловая, у взрослых – наоборот.

4. Количество повторений (количество повторений увеличивается со степенью возрастания количества материала)

5. Способы заучивания

распределенный во

концентрированный времени

(распределенным способом заучивается лучше, с меньшими усилиями – повторили несколько раз, затем интервал (отвлечься), затем опять повторить)

6. Заучивание по частям или в целом:

Целостное заучивание более эффективно:

для взрослых людей;

для людей с высоким интеллектом;

при сравнительно небольших объемах;

при распределенном способе заучивания.

По частям:

при больших объемах;

при концентрированном способе заучивания.

7. Наличие дополнительных воспроизведений в ходе заучивания: при дополнительных усилиях на воспроизведение эффект заучивания усиливается (рассказать кому-н.).

8. Использование мнемотехник – спец. приемы заучивания:

1) структурирование материала (реорганизация):

перцептивное (новое видение);

семантическое (смысловое).

2) создание опорных пунутов (планов):

метод аббревиатур (фраза по первым буквам);

создание опорных конспектов.

метод ключевых слов (опорные блоки или вопросы)

3) работа со связями (для заучивания иностранных слов и имен) – нагружение фактами, событиями, эмоциями

4) привязка к субъективному ориентиру – метод локуса, мест.

Сохранение — один из основных процессов памяти. Сохранять материал, значит, вводить его в многообразные формы переработки. Хранение информации связано, в основном, с ее организацией и удержанием. Обратной стороной сохранения, проявляющегося в воспроизведении, является забывание.

В процессе сохранения информации важным является понятие «хранилищ». Существует 2 вида хранилищ (это формы, в которые облекается сохраняемый материал.):

Эпизодическое (накопление эпизодов, основной механизм – ассоциативные связи).

Семантическое (смысловая информация, чтобы информация сюда попала должна произойти семантическая перекодировка).

Репрезентация – то, в какой форме находится эпизодическая информация. Информация в хранилищах организована по след. Принципам (варианты «укладки»):

Временная организация (порядок во времени, определенная последовательность) – установка временных связей (рис. 13.).

 

Прошлое настоящее будущее

События

Рис. 13. Временная ось

Пространственная организация (где находится банк, магазин, книга) – «когнитивные карты»

Линейная организация – предполагает организацию информации в линейной последовательности: дни недели, 1,2,3,4,5,…., а, б, в, г, д,…, месяцы.

Ассоциативная организация – элементы группируются за счет каких-либо ассоциативных признаков, связей.

Иерархическая организация – связь идет по существенным, логическим признакам (рис. 14):

Животные

 

Млекопитающие птицы ………

 

…. ….. дикие домашние

 

…. …. …. ….. ….. …..

Рис. 14. Пример построения иерархии

Запомнить – значит подвести информацию под какой-то организационный признак.

Активно используемый материал, информация

 

Пассивный слой (с напряжением, но можно

вспомнить)

Бессознательная зона (только особые

обстоятельства могут помочь)

«вытащить» информацию из этого слоя)

Рис. 15. Организация информации

Забывание это потеря информации, утрата четкости и уменьшение объема материала, закрепленного в памяти, невозможность воспроизведения.

2 подхода, объясняющие механизм забывания:

1. Забывание – угасание следа, главный фактор – время: чем больше времени пройдет, тем больше угасает след.

2. Ограниченная способность сознательной памяти сохранять информацию – происходит вытеснение информации и замена ее другой.

Факторы, способствующие вытеснению информации:

А) Степень использования информации (чем больше используем информацию, тем меньше она подвержена вытеснению),

Б) Возраст (пожилые люди и дети до 3-х лет хуже запоминают информацию),

В) Подавление, наличие конфликтов в личности – механизм психологической защиты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.