Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде




Управление дебиторской задолженностью.

Виды дебиторской задолженности, их анализ в предшествующем периоде. Разработка кредитной политики. Принципы кредитной политики. Современные формы рефинансирования дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:

- дебиторская задолженность за товары, работы, услуги;

- дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

- дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

- прочие виды дебиторской задолженности.

Дебиторскую задолженность можно классифицировать и по другим критериям.

Как объект учета дебиторская задолженность по сроку платежа классифицируется на:

отсроченную (срок исполнения обязательств по которой еще не наступил);

просроченную (срок исполнения обязательств по которой уже наступил).

По причинам образования ее можно разделить на оправданную и неоправданную.

Так, к оправданной дебиторской задолженности следует отнести дебиторскую задолженность, срок погашения которой еще не наступил и составляет менее 1 месяца и которая связана с нормальными сроками документооборота;

К неоправданной следует отнести просроченную дебиторскую задолженность, а также задолженность, связанную с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д.

Существует и так называемая безнадежная дебиторская задолженность, что представляют собой суммы неоплаченных задолженностей покупателей, потребителей, сроки исковой давности, по которым либо истекают, либо уже истекли.

По статьям бухгалтерского баланса дебиторская задолженность делится на следующие виды:

покупатели и заказчики;

прочие дебиторы.

У большинства предприятий в общей сумме дебиторской задолженности преобладают или занимают наибольший максимальный (удельный) вес - расчеты за товары (работы, услуги), т.е. счета к получению.

В бухгалтерском балансе дебиторская задолженность делится по срокам ее образования на 2 группы:

краткосрочная, т.е. задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;

долгосрочная - задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

 

Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности организации и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:

 

КОАдз = ДЗ/ОА,

 

где КОАдз - коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;

ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);

ОА - общая сумма оборотных активов организации.

На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

 

ПИдз = ДЗср/Оо,

 

где ПИдз - средний период инкассации дебиторской задолженности;

ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде;

Оо - сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

 

КОдз = ОР/ДЗср,

 

где КОдз - количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;

ОР - общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;

ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.

На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее "возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:

коэффициент просроченности дебиторской задолженности:

 

КПдз = ДЗпр / ДЗ,

 

где КПдз - коэффициент просроченности дебиторской задолженности;

ДЗпр - сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;

ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности организации;

средний "возраст" просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности:

 

ВПдз = ДЗпр / Оо,

 

где ВПдз - средний "возраст" просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;

ДЗпр - средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;

Оо - сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.

На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

 

Эдз = Пдз - ТЗдз - ФПдз,

 

где Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Пдз - дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

ТЗдз - текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

 

Кэдз = Эдз / ДЗрп,

 

где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

ДЗрп - средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации.

 

 

Кредитная политика тесно взаимосвязана с маркетинговой политикой фирмы и ее целью является получение дополнительной прибыли за счет стимулирования продаж.
Принципы кредитной политики
В процессе формирования принципов кредитной политики необходимо решить стратегический вопрос: каким образом руководству фирмы следует достигать компромисса между риском и ликвидностью своего бизнеса, учитывая влияние на этот выбор периода предоставления кредита, скидок, стандартов кредитоспособности и политики инкассации?
Тип кредитной политики неразрывно связан с типом политики управления оборотными активами. Различают три принципиальных типа комплексного управления оборотными активами – консервативный, умеренный и агрессивный.
Применительно к кредитной политике фирмы, характерными признаками каждой из стратегий являются:

1. Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом типе кредитной политики, фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции (рентабельность) в кредит.

Осуществляя такой тип кредитной политики фирма существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его размера; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость; использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах сравнительно невелика (менее 40 %), а период их оборачиваемости небольшой – 52 дня [2].

2. Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Доля оборотных активов в общих активах – 45 %, продолжительность оборота оборотных средств – 72 дня.

3. Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т.е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах – более 50 % продолжительность оборота оборотных средств – 95 дней.

При принятии решения о типе кредитной деятельности фирмы стратегические направления в области кредитной политики можно выявить с помощью матричного метода, одного из признанных методов анализа стратегии в менеджменте
Кредитная политика фирмы состоит из блоков, которые определяются следующими компонентами:
1) Для агрессивной политики характерны высокий уровень рентабельности и риска,
2) Противоположный блок – консервативная политика, которая характеризуется высокой ликвидностью, низким риском и низкой рентабельностью.

3) На пересечении сфер находится умеренный тип кредитной политики. Уровень показателей рентабельности, ликвидности и риска оценивается по стандартам данной макро- и микросреды.

В определенных условиях компания должна решить вопрос об ускорении инкассирования средств, отвлеченных в дебиторскую за-долженность. Для этого существуют различные способы ее рефи-нансирования. К ним относятся основные формы рефинансирова-ния дебиторской задолженности:

1) учет векселей;

2) факторинг;

3) форфейтинг.

Учет векселей -- операция банка (как правило) по выкупу вексе-лей (только переводных) у их владельцев по определенной (дис-контной) цене в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки (при сомнительной платежеспособности векселедателя учетная ставка может включать премию за риск).

Учетная вексельная ставка (УВС) состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя:

где УДЦв -- учетная дисконтная цена векселя на момент его продажи; Вном -- номинальная сумма векселя, подлежащая погашению в указанный в нем срок;

Дн -- количество дней от момента продажи (учета) векселя до момента его погашения векселедателем;

УВС -- годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя, %.

Факторинг -- финансовая операция Финансовая комиссионная операция по переуступке дебиторской задолженности факторинговой компании с целью:

* незамедлительного получения большей части платежа;

* гарантии полного погашения задолженности;

* снижения расходов по ведению счетов, в соответствии с которой предприятие-продавец уступает банку (или специализированной компании -- «фактор-фирме») право получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию (как правило, текущие поставки продукции). При этом банк («фактор-фирма») в срок до трех дней возмещает предприятию-продавцу основную часть (как правило, 70--90%) суммы долга (т. е. осуществляет операцию кредитования продавца). Остальные 10--30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем). За это он взимает с продавца комиссионные (обычно в процентах от суммы долга). Ставки комиссионных дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и сроков ее оплаты.

Преимущества факторинга -- предприятие-продавец сокращает срок отвлечения денежных средств из оборота, рефинансируя дебиторскую задолженность покупателя, тем самым сокращается срок операционного цикла. Недостатки факторинга -- дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции, а также утрата прямых контактов с покупателем по поводу полного погашения им суммы долга.

Эффективность факторинговой операции для продавца достигается при условии:

К примеру, если предприятие-продавец продало банку право взыскания дебиторской задолженности за сумму 6000 тыс. руб.?за 90 дней до его погашения при условиях, что комиссионная плата взимается банком в размере 2% суммы долга,?банк предоставляет продавцу кредит в форме предварительной оплаты его долговых требований в размере 75% суммы долга; процентная ставка за предоставляемый банком кредит -- 20% годовых; средний уровень процентной ставки на денежном кредитном рынке -- 22% годовых, то эффективность факторинговой операции будет рассчитана следующим образом.

1.Дополнительные расходы предприятия по осуществлению факторинговой операции:

а) комиссионная плата = = 120 тыс. руб.;

б) плата за пользование кредитом = 225 тыс. руб.

Итого расходы: 120 + 225 = 345 тыс. руб.

2.С учетом суммы дополнительных расходов определяется их уровень по отношению к дополнительно полученным денежным активам:

= 7,67%

3. Плата за пользование денежным кредитом (альтернативное финансирование) для отвлечения средств в дебиторскую задолженность:

= 330 тыс. руб.

4. Уровень платы за пользование денежным кредитом по отношению к дополнительно полученным денежным активам:

= 5,50%

Следовательно, факторинговая операция менее выгодна предприятию-продавцу, чем финансирование денежными кредитными поступлениями, так как уровень затрат по факторинговой операции (7,67%) выше, чем уровень затрат по денежному кредитованию дебиторской задолженности (5,50%). Кроме того, уровень финансовых рисков по банковским кредитам, как правило, выше, поскольку необходимо предоставление залогового имущества, и т. п.

Форфейтинг -- финансовая операция по рефинансированию де-биторской задолженности по экспортному товарному (коммерче-скому) кредиту путем передачи переводного векселя (индоссамента) исключительно в пользу банка (факторинговой компании) с упла-той ему комиссионных (рис. 5.1).

Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной опера-ции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля Вексельное поручительство, по которому Авалист, т.е. лицо, его совершившее, принимает на себя ответственность перед владельцем векселя за выполнение обязательств любым из обязанных по векселю лиц: акцептан том, векселедателем, индоссанто банка страны-импортера. В результате за-долженность дебитора по товарному кредиту трансформируется в финансовую задолженность в пользу банка.

Наиболее распространены подобные операции в системе внеш-неэкономической деятельности по операциям многолетних экс-портных поставок. Преимущество для продавца -- немедленное по-лучение денег. Недостаток -- высокая стоимость, так как расходы по финансированию такой операции значительно увеличивают це-ну продукции. Форфейтинг аналогичен факторингу, но использует-ся при операциях с предоставлением товарного кредита, а не по расчетам за текущие поставки продукции, а также аналогичен опе-рациям по учету векселей, но с их индоссаментом только в пользу банка.

Этап I. Предприятие-экспортер и предприятие-импортер за-ключают соглашение о поставке продукции, формах и сроках пла-тежа (как правило, по мере выполнения отдельных этапов сделки). Предприятие-импортер обязуется осуществить платежи путем пре-доставления коммерческих векселей, авалированных (гарантиро-ванных) банком его страны (или индоссированных у этого банка).

Этап II. Предприятие-экспортер заключает соглашение с бан-ком (факторинговой компанией) своей страны, который обязуется за комиссионное вознаграждение финансировать поставки продук-ции путем выплат по учтенным им векселям.

Этап III. Предприятие-импортер индоссирует (или авалирует) свои векселя в банке своей страны.

Этап IV. Банк страны-импортера пересылает индоссирован-ные (авалированные) им векселя предприятия-импортера в адрес предприятия-экспортера.

Этап V. Предприятие-экспортер продает векселя банку (фак-торинговой компании) своей страны и получает за это соответст-вующие денежные средства.

Этап VI. Банк (факторинговая компания) страны-экспортера индоссирует векселя, перепродавая их на рынке ценных бумаг.

Особую актуальность проблема дебиторской задолженности приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.