Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретико-методологические основы педагогики




Тема 1.1. Педагогика в системе наук о человеке

 

Данный раздел открывает курс «Педагогика» и занимает в нем основополагающее положение. Именно в нем определяются объект и предмет педагогики, дается описание круга явлений, которые изучает данная наука, и ее методологические основы.

Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей. Это нашло выражение и в названии ее самой: слово «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» (дитя) и «аго» (вести), что в дословном переводе означает «детоводитель». Постепенно сфера педагогики расширилась, в результате она превратилась в систему наук, включающую в себя многочисленные отрасли: общую педагогику, дошкольную педагогику, школьную педагогику, педагогику высшей школы и др.

Педагогика рассматривается как наука и искусство. Это связано с тем, что воспитание имеет два аспекта: теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования, а практический реализуется в педагогической деятельности, которая требует от педагога овладения соответствующими знаниями и умениями. Совершенствование их в ходе практической деятельности, развитие личностных качеств позволяют педагогу достичь уровня педагогического мастерства.

С семантической точки зрения необходимо различать педагогику как теоретическую науку и практическую педагогическую деятельность как искусство по образованию Человека – целостного человека с единством разума и чувств, духа и воли.

Педагогика, как и любая наука, в качестве своей основы имеет некоторый житейский, эмпирический опыт. Но житейские педагогические знания отличаются от научных заний:

Во-певых, житейские педагогические знания всегда конкретны и приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Педагогика, как наука, стремится к обобщениям и для этого использует научные понятия. В них отражаются существенные свойства педагогических явлений, общие связи и соотношения;

-вторых, житейские педагогические знания носят интуитивный характер и способом их получения является путь практических проб и ошибок. Научные педагогические знания рациональны и вполне осознанны. В-третьих, житейские педагогические знания передаются от старшего поколения младшему, но с большим трудом и в очень незначительной степени из-за нежелания и неумения молодых людей перенять опыт старших. Диапазон способов и возможностей передачи знаний намного шире. В-четвертых, методом получения житейских педагогических знаний в основном является наблюдение и размышление. Научное знание является результатом научно-педагогического исследования, в котором используется широкий спектр теоретических и эмпирических методов. Несмотря на целый ряд преимуществ научной педагогики необходимо с уважением и вниманием относиться к житейскому педагогическому знанию, т.к. оно помогает предвидеть и управлять процессом развития личности.

Педагогика, как самостоятельная дисциплина, имеет свой объект и предмет изучения, которые в науке определяются неоднозначно. Авторы теории целостного педагогического процесса объектом педагогики рассматривают образование как совокупность педагогических явлений, которые связаны с повседневным ростом и развитием человека. Предмет педагогики определяют довольно широко, а именно: это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. Педагогику представляют как науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни (5, с.76 ). Педагогическая практика существует иначе. Ее объектом выступает реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом – способы взаимодействия, методы и формы.

Предметом педагогики определяются ее категории, т.е. присущие прежде всего данной отрасли знаний основные понятия, которыми она оперирует. Среди них – образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология.

 

Педагогический процесс – специально-организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием педагогических средств с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности(5, с.84 – 85).

Образование – это многоаспектное явление, рассматриваемое в науке как государственная, общественная, личностная ценность, как централизованная система образовательных услуг, как педагогический процесс, как результат.

Педагогическая технология – это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в целостном педагогическим процессе с целью решения педагогических задач (5, с.87).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.