Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность способностей 1 страница




 

Воля. Произвольные и непроизвольные действия. Структура волевого действия.

Борьба мотивов — этап волевого действия, связанный с принятием решения.

Волевое усилие — переживание усилия, являющегося субъективным компонентом волевого действия.

Воля — форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий.

Импульсивные действия — действия, совершаемые непроизвольно и Недостаточно контролируемые сознанием.

Принятие решения — выбор одного из вариантов решения задачи.

Сила воли— степень необходимого волевого усилия для достижения цели. Силу воли характеризуют: решительность, настойчивость и др.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях. I уровен ь — осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности. II уровень — активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

В отечественной психологии существует несколько теорий, раскрывающих природу воли человека. Согласно одной из них (В.А. Иванников), поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, отыскать их связь с реакциями.

Согласно другой концепции, поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек наделен способностью к сознательному выбору его форм. Эта точка зрения подтверждается исследованиями И.А. Бернштейна, П.К. Анохина.

Воля — это особая форма активности человека, включающая сознательную саморегуляцию. Она возникла вместе с возникновением общества трудовой деятельности.

Воля является важным компонентом психики, обеспечивая выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной. Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия, сознательно поставленной целью. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Регулирование поведения было бы незначительно без торможения.

Волевые действий по своей природе причинно обусловлены, возникают в процессе активного взаимодействия со средой — природной и социальной.

Самостимуляция как одна из сторон воли может проявляться в разных формах (по А.И. Высоцкому ), как прямо (в виде фраз, слов), так и косвенно (в виде образов, представлений).

Волевое действие может быть реализовано в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически. Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Схема этапов волевого действия

 

 

Отдельные волевые качества и волевая активность в целом оцениваются по следующим параметрам: сила, устойчивость, широта и направленность.

При оценке волевых качеств личности можно исходить из следующих их определений:

целеустремленность — умение человека подчинять свои действия поставленным целям;

настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;

выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;

решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;

инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;

самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений;

организованность — разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности;

дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни;

исполнительность — старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей.

Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств. Волевые качества человеком приобретаются в первую очередь самовоспитанием.

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих требований.

1. Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия.

2. Чрезвычайно опасны любые самооправдания. Это ложь не только для других, но и для самого себя.

3. Трудности и препятствия необходимо преодолевать.

4. Принятое однажды решение всегда должно быть исполнено до конца.

5. Отдельную цель необходимо дробить на этапы, намечать ближайшие препятствия, достижение которых создает условия для приближения к конечной цели.

6. Максимально строгое соблюдение режима дня, распорядка всей жизни.

7. Систематическое занятие спортом, умение побеждать трудности при занятиях физической культурой тренировка не только мышц, но и воли.

8. Самовнушение.

Методы изучения волевой активности определяются поставленными задачами, тем, какие стороны или особенности воли мы хотим исследовать. Все методы можно разделить на экстенсивные (направленные вширь) и экспериментальные (естественные и лабораторные), применяемые для более глубокого исследования отдельных задач.

Может быть использован метод взаимных оценок, который состоит в том, что члены группы оценивают друг друга. Метод взаимных оценок позволяет установить сопряженность различных качеств личности, определить социально-психологическое поле личности и место его в этом поле и т.п.

Схема волевых свойств личности

Этапы волевых действий Волевые качества Цель и стремление к ее достижению Возможности и мотивы Борьба мотивов и выбор Решение Осуществление решения
Сильная воля Четкое осознание цели. Интенсивное стремление Достаточно Обоснованный и быстро Обоснованное интенсивным решением Стойкое
Настойчивость Отдаленная цель. Интенсивное стремление   Нормальные   Очень стойкое
Упрямство Объективно не оправданные Определяется не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением Необоснованное с интенсивным стремлением Стойкое
Податливость Легко меняющиеся Определяется мнением других лиц Легко меняющиеся Различное
Внушаемость   Отсутствуют   Дается извне Различное
Решительность Четкое осознание цели. Интенсивное стремление Достаточно иногда чрезмерно Быстрый, но не всегда всесторонний Четкое и устойчивое Стойкое
Нерешительность Тоже Тоже Длительный и незавершенный Отсутствует или часто меняется Отсутствует
Слабоволие Слабое стремление Достаточно или мало Незавершенный Без стремления к выполнению Нестойкое

Все действия могут быть разделены на непроизвольные (совершаются в результате неосознанных побуждений, они не требуют от человека волевых усилий) и произвольные (выполняются человеком при наличии определённой цели, под влияние воли человека).

Этапы волевого действия:

осознание цели и стремление её достичь

осознание ряда возможностей достижения цели

появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности

борьба мотивов и выбор

принятие одной из возможностей в качестве решения

осуществление принятого решения

преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижения поставленной цели.

 

Сущность деятельности человека. Особенности деятельности. Основные характеристики деятельности человека. Виды деятельности человека. Структура деятельности человека. Педагогическая деятельность

Автоматизация (в психологии) — процесс формирования различных навыков путем упражнения.

Автоматизм — действие, осуществляемое непроизвольно или неосознанно.

Ведущая деятельность — вид деятельности, в котором формируются качественные изменения личности в данный период, например игра в период дошкольного детства.

Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Игра (игровая деятельность) — вид деятельности, заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Интериоризация — процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Интерференция навыков ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.

Мотив — то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.

Навык — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.

Общение — взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Привычка — действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.

Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

Умение — способность осознанно выполнить определенное действие. Составляет основу мастерства.

Учение — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. Учение является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.

Экстериоризация — переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

Цель — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.

Сущность и структура деятельности:

Факторы эффективности деятельности:

Деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время зависит от уровня развития личности, выступающей как субъект этой деятельности.

В общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. В процессе деятельности устанавливается тесное взаимодействие человека с окружающей средой.

Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности.

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

Сознательная деятельность человека коренным образом отличается от поведения животных. Эти отличия относятся к следующему: не обязательно связана с биологическими мотивами, не определяется только наглядными впечатлениями, формируется путем усвоения общественного опыта.

Деятельность имеет сложную структуру. В ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операция, психофизиологические функции.

Действия — это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядом особенностей: первая особенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели. Вторая особенность действия — это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием. Третья особенность — через понятие «действие» утверждается принцип активности. Четвертая особенность — действия могут быть внешние, предметныеи внутренние умственные.

Предметные действия — это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений.

Умственные действия— разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты.

Умственная деятельность человека часто делится на:

перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;

мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;

мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;

имажитивную (от image — образ), т.е. деятельность воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.

Следующий уровень структуры деятельности — операции, каждое действие состоит из системы движений или операций,подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

Выделяются различные структурные элементы деятельности — умения, навыки, привычки.

Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.

Навык — это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий.

Привычки — это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).

Пути формирования привычек:

через подражание;

в результате многократного повторения действия;

через сознательные целенаправленные усилия, например путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.

 

 

Сущность и особенности эмоций и чувств. Виды чувств и эмоциональных состояний (интеллектуальные, нравственные, эстетические). Настроения, аффекты и страсти. Психические состояния человека. Учёт эмоционального состояния в ходе обучения и воспитания.

Астенические чувства (эмоции) — переживания, снижающие активность личности.

Аффект — психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание.

Амбивалентность — одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (например, радости и горя, смеха и печали).

Апатия — психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелым переживанием или заболеванием, проявляющееся в потере интереса и безразличии к окружающему.

Вдохновение — психическое состояние, в состав которого входят стеничес-кие эмоции и творческое мышление.

Депрессия подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений.

Ирония — тонкая, скрытая насмешка при внешнем вполне положительном, даже одобрительном отношении к тому, о ком идет речь.

Любознательность — интеллектуальное чувство, проявляющееся как потребность в познании.

Стенические чувства (эмоции) — переживания, повышающие активность личности.

Страсть — проявление эмоций, характеризующихся волевой направленностью.

Стресс — состояние напряжения, возникающего под влиянием сильных воздействий.

Настроение устойчивое переживание каких-либо эмоций.

Чувство отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Эмпатия — процесс сопереживания, включения в эмоциональное состояние другого человека, способность понять переживание другого.

Эмоции — реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Э. связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.

Чувства человека носят социальный характер. В их основе лежат потребности, возникающие в процессе общественного развития. Круг потребностей человека широк и разнообразен.

 

 

В зависимости от направленности чувства делятся на:

моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу);

интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);

эстетические (чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни);

практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Говоря о переживании человека, употребляют два термина — «чувства» и «эмоции». В широком смысле слова — это синонимы. В узком — под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях.

Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые - астеническими.

Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил напряжением, называются стрессовыми.

Эмоции существенно влияют на ход деятельности человека. Как форма проявления личности, они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обуславливают ее динамику.

Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства влияют в свою очередь на эмоции.

Первый, кто пытался раскрыть биологическую природу чувств, был Ч. Дарвин. Он утверждал, что чувства человека имеют животное происхождение и что по мере развития психики эмоции будут исчезать. Эмоции человека и выразительные движения, которыми они сопровождаются, согласно теории Дарвина, являются рудиментами прежде целесообразных инстинктивных движений животных.

Своеобразная теория эмоций была разработана немецким психологом Вундтом. Согласно этой теории, выразительные движения — это внешний спутник переживания. Вундт при этом исходит из того, что «с каждым изменением психических состояний одновременно связаны изменения им соответствующих (коррелятивных) физических явлений». В основе этой теории лежит, таким образом, принцип психофизического параллелизма. Все выразительные движения рассматриваются как результат внутриорганических изменений в организме.

Близка к рассматриваемым теориям теория эмоций, предложенная американским философом и психологом Джемсом и датским врачом Ланге. Согласно их теории, возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере. Тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, побудило их выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он отметил, что телесные изменения, возникающие при различных эмоциональных состояниях, весьма похожи друг на друга и недостаточны для того, чтобы объяснять качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека, а искуственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной моз не предотвращает возникновение эмоций.

Биологическая теория эмоций П.К. Анохина построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, какими являются эмоциональные реакции.

Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования, исторически обусловлены, возникли на основе совместной трудовой деятельности, выполняют важнейшие сигнальную и регулирующую функции.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды.

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Среди них выделяются такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность человека. Это настроения, аффекты, страсти, стрессы.

Настроение — устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека. Через настроение человек как бы отражает свое отношение к действительности. Оно может быть веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое. Основными источниками настроений являются удовлетворенность или неудовлетворенность тем, как складываются отношения с окружающими, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие на жизненном пути человека. Длительное плохое настроение — показатель неблагополучия.

Аффект — эмоциональное состояние взрывного характера, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Часто аффекты сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Страсти — эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин.

Стресс — состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой. Теорию стресса разработал канадский ученый Селье. Он указывал, что стрессовые состояния направлены на повышение устойчивости организма к любым воздействиям и носят защитно-приспособительный характер. По Селье, адаптационный синдром начинается со стадии тревоги, во время которой в ответ на первоначальный шок мобилизируются защитные системы организма. В результате организм приобретает устойчивость.

В зависимости от длительности, интенсивности, предметно­сти или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции можно разде­лить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (В.Н. Мясищев).

Эмоциональные реакции характеризуются высокой скоростью возникнове­ния и быстротечностью. Они длятся минуты, характеризуются достаточно вы­раженным их качеством (модальностью) и знаком (положительная или отрица­тельная эмоция), интенсивностью и предметностью.

Фрустрация — психическое состоя­ние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непрео­долимого препятствия на пути удовлетворе­ния какой-то потреб­ности, достижения цели или решения задачи.

Эмоциональные состояния характеризуются: большей длительностью, кото­рая может измеряться часами и днями, в норме — меньшей интенсивностью, по­скольку эмоции связаны со значительными энергетическими тратами из-за со­провождающих их физиологических реакций, в некоторых случаях беспредмет­ностью, которая выражается в том, что от субъекта может быть скрыт повод и вызвавшая их причина, а также некоторой неопределенностью модальности эмоционального состояния. Настроения — от депрессивных состояний до состояния эйфории. Со­стояние раздражения является по сути дела высокой готовностью к реакциям гнева в длительно текущей ситуации фрустрации.

Состояние тревоги означает наличие какой-то неопределенности исхода бу­дущих событий, связанных с удовлетворением какой-то потребности. Часто состояние тревоги связано с чувством самоуважения (самооценкой), которое мо­жет пострадать при неблагоприятном исходе событий в ожидаемом будущем. Частое возникновение тревоги в повседневных делах может свидетельствовать о наличии неуверенности в себе как качестве личности, т.е. о неустойчивой или низкой самооценке, присущей данному человеку вообще.

Эмоциональные отношения иначе еще называют чувствами. Чувства — это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для челове­ка. Чувства в широком смысле могут быть связаны с различными объектами или действиями, например, можно не любить данную кошку или кошек вообще, можно любить или не любить делать утреннюю зарядку и т. д. Некоторые авто­ры предлагают называть чувствами только устойчивые эмоциональные отноше­ния к людям. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний длительностью — они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, например чувство любви или ненависти. В отличие от состояний чувства предметны — они всегда связаны с предметом или действием с ним.

Эмоциональность. Под эмоциональностью понимают устойчивые индивиду­альные особенности эмоциональной сферы данного человека. В.Д. Небылицын предложил при описании эмоциональности учитывать три компонента: эмоци­ональную впечатлительность, эмоциональную лабильность и импульсивность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.