Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школьников в общей системе 1 страница




ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ*

1. Формирование у учащихся мировоззрения как
важнейшая воспитательная задача школы.

2. Основные виды мировоззрения.

3. Сущность мировоззрения и его внутренняя
структура.

4. Система знаний и идей в содержании школьного
образования, позволяющих формировать у учащихся
научное мировоззрение.

5. Глубокое и прочное овладение знаниями —
важнейшая предпосылка воспитания научного миро­
воззрения.

6. Дидактические и воспитательные условия, спо­
собствующие переводу знаний во взгляды, убеждения
и идеалы личности в системе учебных занятий и
внеклассной работы.

7. Критерии сформированности мировоззрения уча­
щихся.

1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы. В преды­дущих главах освещены вопросы формирования у уча­щихся социальных, нравственных и эстетических отно­шений. Более обобщенным и высшим уровнем отноше-

* Глава написана совместно с доцентом В.П.Горленко.


ний личности к окружающему миру и действенным регу­лятором ее поведения и деятельности является мировоз­зрение. Оно включает в себя и интегрирует все названные отношения и выступает в качестве определяющего фак­тора личностного развития и формирования человека. Вот почему вопросы формирования мировоззрения учащихся выступают как важнейшая воспитательная задача школы.

Надо, однако, более детально уяснить, какую роль играет мировоззрение в жизни и поведении человека и почему оно является важнейшей проблемой школьного воспитания. Многие примеры и факты из жизни выдающихся людей свидетельствуют о том, что мировоз­зрение не только оказывает действенное влияние на духов­ное и нравственное развитие человека, но и помогает ему проявлять стойкость и мужество в различных жизненных обстоятельствах, невзгодах и трудностях.

Не отрекся от своей гелиоцентрической теории выдающийся польский астроном Николай Коперник (1473—1543), хотя подвергался неслыханным гонениям и оскорблениям со стороны церковных фанатиков.

Великий итальянец Джордано Бруно (1548—1600) развивал идеи Николая Коперника и выдвинул концеп­цию о бесконечности и бесчисленном количестве звездных галактик во Вселенной. Его учение было признано ересью, а сам он был присужден к сожжению на костре. Но он не отказался от своих убеждений и остался верен своему мировоззрению. Об этом в приговоре святой инквизиции было сказано так: "Называем, провозглашаем, осужда­ем, объявляем тебя, брат Джордано Бруно, нераскаян­ным, упорным и непреклонным еретиком". Сам же Бруно бросил в лицо судьям: "Вы с большим страхом произноси­те приговор надо мною, чем я выслушиваю осуждение".

Другой известный итальянский ученый Галилео Га­лилей (1564—1642), убежденный в том, что Земля нахо­дится не в состоянии покоя, как считалось в его время, а постоянно движется вокруг Солнца, несмотря на понуж­дение отречься от этой "ереси", шепчет про себя: "А все же она вертится..."

Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, будучи ране­ным, был захвачен немецкими фашистами в плен, не изменил Родине и погиб в результате жестоких пыток, сохраняя верность воинской присяге.

Немало образцов стойкости и непреклонности в своей вере проявляли и представители религиозного мировоз-


зрения. Так, протопоп Аввакум — глава русского право­славного раскола — настойчиво выступал против цер­ковных реформ патриарха Никона. По решению церков­ного собора в 1653 году он был сослан с семьей в Сибирь, в г.Тобольск. В 1667 году был опять осужден и сослан в Пустозерск, где 15 лет прожил в земляной тюрьме, а за­тем, как не покорившийся, по указу царя Федора был сожжен на костре, подав изумительный пример безза­ветной убежденности. До конца оставалась верной своим раскольническим убеждениям его последовательница -боярыня Морозова, которая была сослана в г.Боровск и также умерла в заточении. Силу ее веры хорошо показал художник В.И.Суриков в широко известной картине "Бо­ярыня Морозова".

Подобных примеров в истории множество. Они дают не только широкое представление об огромном влиянии мировоззрения на действия и поступки людей, но и по­зволяют определить его важнейшие функции. К этим функциям относятся: информационно-отражательная, ориентационно-регулятивная и оценочная. В чем же они проявляются?

Информационно-отражательная функция мировоз­зрения связана с определенным восприятием явлений и событий окружающего мира и их отражением в созна­нии человека в соответствии с его мировоззрением. Ми­ровоззрение выполняет роль призмы, через которую пре­ломляются все внешние воздействия. Так, например, чело­век с религиозным мировоззрением считает, что все явления природы и общественной жизни определяются какими-то высшими божественными силами. Человек же с научным мировоззрением при оценке всех явлений ис­ходит из принципа детерминизма, то есть ищет те мате­риальные и социальные причины, которыми эти явления обусловливаются.

Ориентационно-регулятивная функция мировоззре­ния связана с тем, что поведение и деятельность чело­века определяются его сознанием, его взглядами и убеж­дениями. Если у человека сформировано то или иное мировоззрение, сложились устойчивые взгляды и убеж­дения, то они, как правило, определяют его действия и поступки. Вспомним Л.Н.Толстого. Произошедший в конце 70-х — начале 80-х годов перелом в его мировоз­зрении не мог не вызвать серьезных перемен в его деятель­ности и поведении. Помощь Л.Н.Толстого голодающим,


протесты против смертной казни, его отлучение Синодом от церкви, его "чудачества": шитье сапог, работа за плу­гом, вегетарианство и, наконец, уход из Ясной Поляны — все это явилось следствием его изменившегося миропо­нимания. Придя к отрицанию собственности, Толстой стремился привести в соответствие с этими убеждениями и свой образ жизни. Он отказывается от владения недви­жимым имуществом, землей, от авторского права на пос­ледние свои сочинения, передавая его желающим безвоз­мездно печатать и издавать их.

Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения. Возьмем такой пример, как оценка людьми с разными взглядами положения трудо­вого народа до 1917 года при царской власти. Даже сре­ди ученых здесь нет единства мнений. Одни из них ут­верждают, что тогда Россия была в расцвете и людям жилось неплохо. Другие же, наоборот, пытаются дока­зывать совсем иное и говорят об отсталости российского государства и бедности народных масс. А все дело в том, что среди ученых существуют различные мировоззрен­ческие подходы к освещению этой проблемы.

Как видим, мировоззрение имеет существенное значе­ние как для поведения людей, так и для развития их сознания. А поскольку люди по-разному отражают в сво­ем сознании и поведении явления и события окружаю­щего мира и по-разному их оценивают, это позволяет говорить о различных видах мировоззрения.

2. Основные виды мировоззрения. Собственные пред­ставления и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого чело­века. Но качественная характеристика этих представле­ний, взглядов и отношений бывает различной. В зависи­мости от содержания мировоззрения и его связей с науч­ными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское. Кроме того, можно гово­рить о мировоззрении различных прослоек общества или классов, а также представителей различных политиче­ских течений и партий. В чем же заключается сущность названных видов мировоззрения?

Научное мировоззрение опирается на научную карти­ну мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе


научного анализа и теоретического осмысления причин­но-следственных связей, характеризующих развитие при­родных и общественных явлений. Научное мировоззре­ние создает надежную основу для предвидения возмож­ного развития того или иного явления, процесса и по­зволяет сознательно управлять ими. Оно является объек­тивно верным. Но поскольку наука развивалась посте­пенно, поэтому и научное мировоззрение на различных ступенях эволюции общества имело свою специфику. Поэтому иногда говорят о научном мировоззрении древ­негреческих философов, о мировоззрении эпохи Возрож­дения и т.д. Нередко под научным мировоззрением по­нимают определенные естественнонаучные концепции мироздания, например гелиоцентрическую или механи­ческую.

Нетрудно заметить, что при определении сущности научного мировоззрения во всех случаях имеется в виду, что именно наука, отдельные ее области служат источ­ником формирования мировоззренческих взглядов и убеждений.

Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт лич­ности. В его основе лежит вера человека в существова­ние Бога или других сверхъестественных сил, бессмер­тия души и т.д. Вместе с тем деятели религии не только предпринимают попытки опираться на "потусторонние" силы, но и используют физические, исторические, фило­софские и социологические знания, особенно те, кото­рые находятся на острие познанного и непознанного, и выстраивают на этой почве свою идеологию. К сожале­нию, педагогика до недавнего времени практически не касалась личностно-психологического значения религии для человека вообще и детей в частности. А между тем ребенок не живет без веры, без чувства вины, утешения, душевного очищения, интуитивных предчувствий. В этой связи возникает вопрос: каким же должно быть сегодня отношение школы к религиозному воспитанию?

Здесь следует исходить из того, что религия представ­ляет собой мощный пласт человеческой культуры. По­этому отдельные элементы религиоведения могут найти место в школьных программах. Каждый образованный человек должен иметь то или иное представление о Биб­лии и Коране, о присущих им образах, идеях, так как они оказывают огромное воздействие на развитие куль-


туры. В то же время было бы несправедливо забывать и о другой традиции — свободомыслии и атеизме. Государ­ство должно обеспечивать свободу мировоззренческого выбора. Но поскольку школа у нас светская и отделена от религии, ее задача — формировать научное мировоз­зрение, воспитывать у учащихся представления о науч­ной картине мира и правильно истолковывать роль рели­гии в обществе.

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовно­го опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское по­знание и обычно отражает внешние, не всегда существен­ные, бросающиеся в глаза признаки вещей, событий, явлений. Эти признаки зачастую составляют основу зна­ний и представлений человека, что нередко приводит к поверхностным, а иногда и ошибочным обобщениям. И тем не менее нельзя огульно утверждать, что это миро­воззрение якобы не дает человеку возможности правиль­но понимать окружающий его мир. Есть множество при­меров того, когда человек, не владеющий глубоко науч­ными знаниями, довольно верно рассуждает об окружа­ющих его явлениях в развитии природы и общества, хорошо трудится, проявляет высокую нравственность.

Вот почему было бы неправильно утверждать, как это делалось раньше, что только научное мировоззрение по­зволяет человеку правильно ориентироваться в жизни и создает основу для его активной деятельности. Как пока­зывает практика, люди с религиозным и обыденным ми­ровоззрением хорошо служат родине, совершают высо­конравственные поступки. Поэтому важно, чтобы основу мировоззрения человека составляли идеи нравственнос­ти, добра, справедливости, совести и чести. Тем не менее школа, как уже отмечалось, должна способствовать и использовать обучение и воспитание для формирования у учащихся научного мировоззрения. Поэтому в дальней­шем мы и будем вести речь о научном мировоззрении.

3. Сущность мировоззрения и его внутренняя струк­тура. Термин "мировоззрение" (миросозерцание) возник в конце XVIII века и впервые стал использоваться пред­ставителями немецкой классической философии. Тем не


менее определенные представления о самом мировоззре­нии, отражающем его различные свойства и стороны, стали складываться намного раньше, выражаясь через содержание таких понятий, как мудрость, философия, метафизика, религия. Как правило, это были представле­ния о некоем высшем обобщенном знании, наиболее цен­ном и труднопостижимом, обладание которым делает человека мудрым, учит его правильно жить, согласовы­вать свои действия и поведение с непреходящими зако­нами, господствующими в мире.

Само же слово мировоззрение состоит из двух слов: мир и воззрение, или сознание. Таким образом, в общем плане мировоззрение представляет собой специфическую форму сознания человека, его взгляды на окружающий мир и свое место в этом мире. В философской энциклопе­дии это понятие трактуется так1:

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб чело­вечества, совокупность научных, философских, политичес­ких, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей.

Детализируя сущность мировоззрения, ученые опери­руют такими понятиями, как знания, взгляды, убежде­ния и идеалы личности, которые позволяют ей выражать определенное отношение к явлениям окружающей жиз­ни и занимать в ней определенную позицию.

Под мировоззрением следует понимать специфичес­кую форму сознания человека, включающего в себя обоб­щенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеа­лов, в которых выражается его отношение к развитию при­роды и общества и которые определяют его обществен­но-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в различных сферах жизни.

Как видим, в качестве важнейших структурных ком­понентов мировоззрения выступают: а) система знаний; б) взгляды; в) убеждения; г) идеалы. В свою очередь ука­занные структурные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъек­тивные (взгляды, убеждения и идеалы). Какую же роль они выполняют в структуре мировоззрения?

Философская энциклопедия: В 4 т. М., 1964. Т. 3. С. 454.


Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, имеющих форму описательно-констатирующего суждения личности.

Они связаны с осмыслением и пониманием объектив­ной стороны природных и общественных явлений и в этом составе могут одинаково мыслиться любым человеком, как, например, законы наследственности, описание ис­торических событий и т.д. Вполне понятно, что овладе­ние научными знаниями создает основу для выработки научного мировоззрения. Но известно и другое: отдель­ные люди выделяются своей научной эрудицией, но не всегда имеют правильное мировоззрение. Значит, сами по себе знания не всегда определяют мировоззрение чело­века. Насчет этого немецкий поэт Иоганн Гете писал: "То, что я знаю, знать может каждый, а сердце такое лишь у меня".

Рассматривая знания как компонент мировоззрения, нельзя не коснуться и такого вопроса: все ли знания сле­дует относить к мировоззренческим? Некоторые иссле­дователи (А.Г.Спиркин, К.К.Платонов, Н.Г.Огурцов) к мировоззренческим относят не любые, а только обобщен­ные знания. Другие же (Э.И.Моносзон, Р.М.Рогова) счи­тают, что любое знание так или иначе может выполнять мировоззренческие функции. Вопрос не простой, но со вторым мнением вряд ли можно согласиться. К.К.Платонов справедливо отмечает1:

Включение в научное мировоззрение всей суммы на­учных знаний означало бы, что ни один человек в мире не в состоянии овладеть научным мировоззрением, посколь­ку объем накопленной ныне научной информации во всех областях чрезвычайно велик. Включить в мировоззрение все научные знания — это означало бы отождествлять на­учное мировоззрение с наукой в целом.

Для того чтобы знания способствовали формированию и развитию мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, то есть перейти в его взгляды и убеждения, сделаться основой выработки его идеалов.

Взгляд есть суждение, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных

Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972. С. 216.


и общественных явлений, определением своего отноше­ния к этим явлениям. Например, вопросы эволюции растительного и животного мира по-разному объясняют представители научного и религиозного мировоззрения.

Взгляды, безусловно, имеют большое значение для миропонимания человека и оказывают влияние на его поведение. Но прямой переход от взглядов и оценочных суждений к поступкам наблюдается не всегда. Иногда у человека взгляды и оценочные суждения бывают верны­ми, но они не подкрепляются соответствующими действи­ями и поступками. Человек может, например, положи­тельно оценивать принципиальность как черту личнос­ти, но в собственном поведении ее не проявлять. Или же у человека могут быть правильные взгляды на лицеме­рие как отрицательное качество, тем не менее он сам может проявлять его в своих эгоистических интересах.

В этом смысле более действенным компонентом миро­воззрения человека являются убеждения. Убеждения, как правило, характеризуются сильным влиянием внутрен­них побуждений на деятельность, поведение и личност­ное развитие человека. В качестве этих побуждений высту­пают общественно-политические и нравственно-эстетичес­кие идеи, которые представляют собой органический сплав знаний и стремлений человека. Иначе говоря, всякая идея как основа убеждения человека представля­ет собой глубокое познание истины и стремление (жела­ние) придерживаться ее во всех обстоятельствах жизни.

Под убеждением следует понимать совокупность глу­боко осмысленных и эмоционально пережитых идей, от­носящихся к идеологии, политике, нравственности и ис­кусству, которые определяют прочность жизненных ори­ентации личности, характер ее деятельности и поведения.

Убеждения есть результат сложнейшего интеллекту­ально-эмоционального процесса и жизненного опыта лич­ности, в результате которых усваиваемые знания (идеи) приобретают силу глубоких внутренних мотивов и сти­мулов поведения и служат основой укрепления ее волевых усилий. Убеждение — это то, что человек глубоко осмыс­лил и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях.

Надо сказать, что убеждения в отличие от знаний ме­нее подвижный компонент сознания и мировоззрения личности. Знания могут быть нейтральными для созна-


ния человека, могут забываться или отбрасываться со­всем как неистинные. Убеждения же, раз сложившись, не могут так быстро видоизменяться или исчезать, как знания. Например, убеждение в том, что центром Все­ленной является Земля, долгое время вызывало у мно­гих людей неприятие гелиоцентрической теории Копер­ника о вращении Земли вокруг Солнца. Потребовалось длительное время, чтобы это ошибочное убеждение в кон­це концов изменилось.

Фактически изменение убеждений — это изменение установок и направленности личности. Вместе с тем ус­тойчивость убеждений есть несомненное достоинство чело­века, ибо благодаря ей личность сама ощущает себя и представляет для окружающих определенную целост­ность, ценность и индивидуальность. Если же у человека нет собственных убеждений, их заменяют неустойчивые стереотипы поведения, которые под влиянием более силь­ного внушения легко вытесняются другими, столь же неустойчивыми и часто диаметрально противоположны­ми. Такой человек постоянно находится под чьим-то вли­янием, бросается в крайности, готов идти за любым авантюристом, если он предлагает скорое и простое, дос­тупное примитивному восприятию решение проблем.

Органическим компонентом мировоззрения являются идеалы личности. Идеал (от греч. idea — идея, понятие, представление) — это осмысление и эмоциональное при­нятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремле­нием личности. С.Л.Рубинштейн писал1:

Идеал представляет собой не то, чем человек на са­мом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть.

Таким образом, идеал человека — это мысленно-эмоци­ональное предвосхищение того, каким он хочет и может стать. В идеалах воплощаются лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретных образцах пове­дения и деятельности, становятся стимулом и регулято­ром развития и формирования личности. Обычно в каче­стве идеалов выступают примеры выдающихся людей, жизнь и деятельность которых наполнены героикой подвигов в слу­жении родине, науке, общественному прогрессу.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 119.


Такова сущность мировоззрения и его важнейших структурных компонентов.

Какие же идеи по вопросам развития природы, об­щества и человеческого сознания составляют содержа­ние образования и воспитания в школе и позволяют фор­мировать у учащихся научное мировоззрение?

4. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение. Для формирования научного мировоззрения учащихся важное значение имеет весь объем усваиваемых знаний по естественным, гуманитар­ным и эстетическим предметам. Однако решающую роль в формировании взглядов и убеждений играют заклю­ченные в содержании школьного образования мировоз­зренческие идеи по вопросам развития природы, общества и человеческого сознания. Это требует от каждого учи­теля глубокого осмысления этих идей и их умелого ис­пользования для формирования научного мировоззрения учащихся.

К наиболее важным идеям относятся следующие: ма­териальность мира и объективный характер его разви­тия; движение как форма существования материи; пер­вичность материи и вторичностъ сознания; развитие как борьба противоположностей; познаваемость мира и его закономерностей; практика как основа познания и кри­терий истины; решающая роль труда в формировании и развитии человека; материальное производство — основа общественного развития; значение общечеловеческих и национальных ценностей в развитии современного мира.

Перечисленные идеи составляют положительно-утвер­дительную сторону мировоззрения личности, то, что она готова отстаивать и что является фундаментом ее жиз­ненной позиции. Известно, однако, что любое мировоз­зрение основано не только на утверждении определенных идей, но и на отрицании антиподов этих идей. Так, анти­подом идеи о материальности и объективном характере развития мира являются мифические представления о том, что все в окружающей среде зависит от какой-то сверхъестественной воли и что только в зависимости от этой "воли" происходит эволюция растительного и жи­вотного мира, а также общества и т.д.

Фактически нет ни одного учебного предмета в школе, который так или иначе не оказывал бы влияния на разви-


тие у учащихся научного мировоззрения. Вместе с тем большие возможности в обогащении школьников миро­воззренческими знаниями (идеями) содержит внеклассная учебно-воспитательная работа. Содержание занятий пред­метных кружков, изучение факультативных курсов, разнообразные формы общественной, научной, культур­но-массовой работы, а также разъяснительные меропри­ятия в процессе организации трудовой деятельности, эсте­тического и физического воспитания служат богатым источником овладения школьниками мировоззренчески­ми знаниями, помогают связывать их с современностью и жизненной практикой.

В чем же заключаются психолого-педагогические ме­ханизмы превращения научных знаний в систему миро­воззренческих взглядов и убеждений? Какие педагоги­ческие меры способствуют решению этой важнейшей вос­питательной проблемы?

5. Глубокое и прочное овладение знаниями — важнейшая предпосылка воспитания научного миро- воззрения. Исходным в воспитании мировоззрения уча- щихся является положение о том, что в структуре миро- воззрения определяющую роль играет взаимосвязь на­учной истины, взглядов и убеждений. Отсюда следует, что основой, фундаментом, на котором базируется на­учное мировоззрение, являются научные знания. Чтобы быть в состоянии выражать свое отношение к тем или иным явлениям действительности, чтобы что-то оцени­вать или быть в чем-то убежденным, надо прежде всего иметь необходимые знания. Вот почему в процессе фор­мирования мировоззрения первостепенное значение име­ет овладение учащимися глубокими и прочными знания­ми основ наук. Чем осмысленнее и прочнее знания, тем обстоятельнее школьник анализирует факты, чем глуб­же проникает его мысль в сущность научных понятий, законов и идей, тем шире становятся педагогические воз­можности для выработки научного мировоззрения.

Но из положения о взаимосвязи научной истины, взглядов и убеждений отнюдь не следует, что усвоение знаний автоматически ведет к выработке научного миро­воззрения. Как отмечено выше, знания могут носить опи­сательно-констатирующий характер и не оказывать су­щественного влияния на взгляды и правильное восприя­тие личностью явлений и событий окружающей жиз-


ни. Нужны специальные педагогические усилия и осу­ществление специфической системы воспитательной работы в процессе урочных и внеклассных занятий, ко­торые способствовали бы переводу знаний в личност­ные взгляды и убеждения и оказывали действенное влияние на формирование у школьников научного ми­ровоззрения.

6. Дидактические и воспитательные условия, спо­собствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и вне­классной работы. Исследование процесса формирования мировоззрения позволяет определить ряд наиболее суще­ственных дидактических и воспитательных условий, со­здающих предпосылки для перевода усваиваемых зна­ний во взгляды и убеждения учащихся и выработки у них научного мировоззрения. Что же это за условия?

Первым дидактическим и воспитательным услови­ем формирования мировоззрения учащихся является обеспечение глубокой научной доказательности, логи­ческой убедительности и непротиворечивости всех ус­ваиваемых выводов мировоззренческого характера. Реа­лизация этого положения достигается следующими пу­тями.

Во-первых, изложение материала должно осуществ­ляться на основе ярких и убедительных фактов и их глу­бокого анализа. А.М.Горький подчеркивал, что "учат, воспитывают факты, всегда факты, идеи сопутствуют, а не предшествуют фактам"1. Поэтому учителю необходи­мо внимательно подбирать и анализировать фактический материал и убедительно подводить учащихся к тем или иным мировоззренческим выводам.

Если, например, изучается материал о том, что долгое время люди представляли Землю плоской и что она якобы находится в центре Вселенной, очень важно показать, как постепенно ученые получали материал, который свидетель­ствовал о необоснованности подобных взглядов. Особен­но убедительным в этом отношении является путешествие Магеллана вокруг Земли, а также открытие Америки Хри­стофором Колумбом. В конце концов было доказано, что Земля представляет собой форму шара и вращается вокруг Солнца.

1 Горький AM. Собр. соч. М., 1953. Т. 25. С. 224.


Или другой пример. При изучении истории Отечествен­ной войны 1812 года раскрывается размах партизанского движения в борьбе с французами. Здесь и возникают воп­росы: чего хочет достичь учитель на уроке и какие факты, в каком изложении окажут наиболее сильное воздействие на формирование мировоззрения учащихся? Видимо, нуж­но показать, что в составе партизанских отрядов были и крепостные крестьяне, и солдаты, и женщины, и подрост­ки. О чем это свидетельствовало? О большом патриотиз­ме россиян, об их стремлении защитить свою родину от врага, о всенародном характере войны.

Во-вторых, в процессе формирования мировоззрения необходимо обеспечивать глубокое научное истолкование всех изучаемых явлений, процессов, уяснение заклю­ченных в них причинно-следственных связей. Долгое время, например, людям были непонятны причины разви­тия растительного и животного мира, исчезновения одних видов и стойкости выживания других. Появление тео­рии Ч.Дарвина о естественном отборе позволило дать материалистическое объяснение этих причин и лишило их мистической окраски. Осмысление идей генетики убе­дительно раскрывает материалистическую основу наслед­ственности и разоблачает научную несостоятельность лысенковского "учения" о передаче по наследству тех свойств и качеств, которые приобретаются живыми орга­низмами под влиянием внешних воздействий.

В-третьих, нужно побуждать учащихся к выяснению всех возникающих у них вопросов, развивать их пытли­вость и потребность в осмыслении всех явлений, проис­ходящих в природе и обществе. В связи с перестройкой и обновлением всех сфер жизни общества школьники не перестают размышлять и дискутировать о причинах тех трудностей, которые возникли у нас в ходе осуществля­емых преобразований, а также о путях их преодоления. Вопросы не простые, но школа не может от них уходить, как это бывало в прошлом. Искренний и глубокий ана­лиз серьезных недостатков, которые допускались и допус­каются в ходе перестройки, будет способствовать форми­рованию правильного отношения к тем социально-эко­номическим преобразованиям, которые осуществляются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.