Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритм обследования предметов




Развитие сенсорной культуры в дошкольном возрасте

Умственное воспитание дошкольников

Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей.

Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Основная функция умственного воспитания заключается в формировании познавательной деятельности, в ходе которой ребенок познает окружающий мир. Познавательная деятельность осуществляется в ходе восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Отражение этих свойств в коре головного мозга создает образ предмета. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями. Результаты мышления отражаются в речи.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

1. сенсорное развитие;

2. развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, развитие познавательных процессов и способностей);

3. развитие речи;

4. воспитание любознательности, познавательных интересов;

5. формирование системы знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

Сенсорная культура: результат усвоения ребенком сенсорной культуры, созданной человечеством, овладение им общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны — это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития (меры веса, длины, цветовой спектр, объемные и плоскостные геометрические фигуры и т.д.).

Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятия. Его задачей является своевременное обучение ребенка перцептивным (обследовательским)действиям.

— восприятие целостного облика предмета;

— мысленное деление на основные части и выявление их признаков;

— пространственное соотнесение этих частей друг с другом (слева, справа, над, сверху);

— вычленение мелких деталей, выявление их признаков, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

— повторное целостное восприятие предмета.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития, а именно дать детям в доступной форме систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости явлений тех областей действительности, с которыми встречается ребенок в своей повседневной жизни. В связи с этим возникает вопрос о построении системы в соответствии с возможностями мыслительной деятельности детей, а не наличным уровнем мышления, так как если мы будем строить систему знаний, ориентируясь на наличный уровень мыслительных способностей ребенка, то овладение ею не даст заметных сдвигов в его умственном развитии.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие об умственном развитии и умственном воспитании. Особенности умственного развития ребенка дошкольного возраста.
  2. Задачи умственного воспитания дошкольников.
  3. Содержание и условия сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
  4. Содержание и методика умственного воспитания дошкольников.

 

Задание для самостоятельной работы :

Подготовить и организовать с группой слушателей обследование предмета по алгоритму.

Литература:

1. Венгер Л.А., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 1988.

  1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М., 1998.
  2. Котырло В. К., Дудкевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников // Вопросы психологии. — 1991, № 2.
  3. Михайленко Н. Я., Короткова Н.Н. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание. — 1995, № 9.
  4. Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1988.
  5. Усова А. П. Обучение в детском саду. — М., 1981.
  6. Чиркова Т. Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях // Дошкольное воспитание. — 1999, № 9.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.