Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности эстетического развития дошкольников




Тема: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Эстетическое развитие детей от младшего к старшему дошкольному возрасту идет в различных направлениях: в области ощущений и восприятия — от различения контрастных красок, форм, звуков, к более тонкому восприятию и активному осознанию красивых гармоничных сочетаний, к дифференцировке звуковысотных, ритмичных соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразию форм, поэтических созвучий.

В сфере эмоциональной и познавательной — от безотчетного эмоционального отклика на все приметное, яркое, красивое, к более сознательному отношению к прекрасному. Сенсорное развитие служит основой для формирования полноценного эстетического восприятия, овладения художественной деятельностью, выработки у детей эстетического отношения к действительности и искусству. По данным исследователей, уже к пяти годам происходит усвоение сенсорных эталонов и развитие эстетико-когнитивных и эстетико-творческих способностей ребенка.

Эстетическое восприятие — сложный познавательный процесс. В процессе восприятия ребенок по руководством взрослого совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые служат как бы практической проверкой образа, возникшего на основе непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

Эстетические чувства — сложное сочетание эмоциональных реакций. Это стимул к познанию детьми и овладению прекрасным в жизни и искусстве, мощный стимул к художественному творчеству. Ранние проявления эстетических чувств при восприятии красоты нередки. Исследователи фиксировали их уже в возрасте 2 лет. Первоначально эстетические чувства проявляются в переживании «светлой» радости при восприятии линий, красок, звуков; позже они выступают как результат воспитания и обучения, возникает художественная оценка.

Художественная оценка — система высказываний о воспринятом произведении искусства, содержащих в себе личное отношение к художественному произведению (В. И. Волков, З. Л. Подольская).

Эстетическое развитие — это процесс развития эстетического восприятия, эстетических чувств, вкуса, эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка (Бубнова С. Ю., Гончарова Е. В. и др.).

Художественное образование — процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.

Задачи эстетического воспитания дошкольников:

Первая группа направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему (развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного).

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Методы эстетического воспитания:

1. метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире;

  1. метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса;
  2. метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружения, на совершенствование культуры своего поведения;
  3. метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

Основные средства:

— эстетика быта

— природа

— искусство

— самостоятельная художественная деятельность детей.

Формы организации детей:

— занятия

— художественно— дидактические игры

— праздничные утренники, вечера развлечений

— экскурсии и прогулки

— театрализованные зрелища

— кино и телепередачи

При организации эстетического воспитания дошкольников учитываются следующие условия:

  1. Создание предметно — пространственной среды.
  2. насыщенность быта предметами искусства.
  3. активная деятельность самих детей.
  4. индивидуальный подход к детям.
  5. всеобщность эстетического воспитания и художественного образования.
  6. единство эстетического и нравственного воспитания.
  7. комплексное воздействие всех средств.
  8. активное включение детей в разнообразные виды творческой деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности эстетического развития дошкольников.
  2. Задачи, содержание и методы эстетического воспитания дошкольников.
  3. Средства эстетического воспитания детей. Условия необходимые для развития и реализации творческого «Я» ребенка.
  4. Проблема детского творчества. Развитие и воспитание у дошкольников творческих способностей.

 

Задание для самостоятельной работы:

Составить календарно — перспективный план эстетического воспитания (любая возрастная группа).

Литература:

1. Бабаева В. В. эстетическое воспитание дошкольников. — М., 1982.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М., 1998.

3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.

4. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.— М.: Просвещение, 1996.

5. Нравственно — эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина и др. — М.: Просвещение, 1989.

6. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. — М., 1999.

7. Скобкин В. С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии — 1989, № 1.

8. Торшилова Е. Эстетическая одаренность: что это? // Дошкольное воспитание. — 1992, № 2.

9. Фокина Т., Хитрова В. Программа художественно— эстетического развития дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1999, № 1.

10. Чумичева Р.К. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. — 1995, № 4.

11. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1985.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.