Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды инноваций




Образовательные новации.

Педагогические новации могут возникать в содержании образования, в педагогических технологиях, в организации и управлении образованием, в образовательном пространстве. Все новации подразделяются на собственно педагогические новации и управленческие новации.

В числе педагогических новаций могут быть разнообразные продукты профессионально-педагогической деятельности, дидактические средства, модели, образовательные системы, технологии и методики, методические разработки, пособия, программы и др. Они выступают в качестве новации, когда создаются или осваиваются работниками образования.

Главными субъектами управленческих новаций являются работники органов управления образованием. В качестве новаций выступают планы и программы управления образованием, их отдельные компоненты и составные части, элементы документационного обеспечения управления образованием, новые способы, стили, технологии управленческого взаимодействия.

Инновационный процесс представляет собой практическую реализацию инноваций. В ходе инновационных процессов осуществляется инновационная деятельность субъектов инновации, применяющих специфические средства.

По содержанию деятельности инновации подразделяются на следующие виды:

Созидание новаций разной степени новизны – неотъемлемый признак педагогической деятельности для преподавателя, который постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство. Готовность к созиданию новшеств, результативность соответствующих видов деятельности служат показателями профессионально-педагогической квалификации педагога.

Созидание новации работниками образования возникает в разных аспектах их образовательной деятельности. В образовательных процессах созидание новаций происходит обычно в формах подготовки методических, дидактических материалов, создания разработок.

Для учащихся созидание инноваций является менее распространенным.

Освоение новаций. Главный признак – его избирательность. Это означает, что осваиваются не любые новации, а лишь те, которые способствуют реализации целенаправленной деятельности участников образования

Для педагогов освоение новаций происходит и в текущей профессиональной деятельности, в управлении и реализации образовательных процессов, и в исследованиях. В исследовательской работе поиск новаций связывается с изучением научной, методической, популярной литературы, анализом документационных материалов, на основе которых происходит выявление сведений, необходимых работнику образования.

Для учащихся освоение новации является основным элементом инновации. Освоение инновации происходит в учении, исследованиях, самообразовании.

Апробация инноваций. Работниками образования происходит с использованием методов педагогического исследования. Как правило, в этих случаях применяются методы педагогического эксперимента или методы экспертных оценок.

Апробация новаций учащимися носит естественный и стихийный характер. Практически апробация новаций происходит для них постоянно, после и параллельно освоению новаций.

Внедрение новаций. Это вид инновации, который приобретает качественно новые признаки по сравнению с другими видами, это тот элемент, который обуславливает «распад» или эволюцию системы, переход ее в новое качество.

После внедрения некоторые признаки инновации утрачивают элемент новизны, оригинальности. Со временем инновационные процессы становятся традиционными образовательными процессами.

Внедрение – это сложный этап. Он сопряжен, во-первых, с абстрагированием основной идеи, лежащей в основе новации. Для работников образования при этом формулируются теоретические положения как научная основа новации. На этапе апробации они выдвигаются в качестве гипотезы. В ходе апробации происходит коррекция новшества и уточнение теоретических постулатов. Во-вторых, внедрение осуществляется по специально разработанной программе. То есть, требуется определенное документационное обеспечение для внедрения. Оно может быть оформлено в качестве методических рекомендаций, руководств, организующих программ, циркуляров и других документов. Они выполняют управляющую роль в ходе внедрения новаций. Внедрение новаций осуществляется в текущей работе по управлению образовательными процессами в исследовательской деятельности работников образования.

Внедрение новаций учащимися означает принятие ими освоенного опыта, знаний таким образом, чтобы новации, перейдя в новое качество, стали присвоенным элементом образованности.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Закономерности возникновения инноваций в сфере образования.

2. Понятие инноваций

3. Виды инноваций

4. Инновации в дошкольном образовании: опыт, проблема и стратегия развития

 

Задание для самостоятельной работы:

Подготовить выступление по проблеме внедрения инноваций в дошкольное образование (на пример своего ДОУ).

 

Литература:

1. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. – 1997. - №7, 10, 12; 1998. - № 1, 4, 5, 10, 11.

2. Котлярова И.О. Инновации в образовательных учреждениях: научно-методические рекомендации для руководителей. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 1989.

3. Павлова Развивающие занятия: взрослые и дети // Дошкольное воспитание. – 1996. - №3.

4. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. – Ростов-на-Дону, 1995.


[1] Сухомлинский В.А. сердце отдаю детям. – Киев, 1969. – с.83.

[2] Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1953. – с. 72.

[3] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. – М., 1981. – Т.3. –С.56.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.