Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями




Диагностика уровня конфликтогенности у старшеклассников

Целостность, оптимальность, эффективность и результативность как основные признаки педагогической технологии обеспечиваются це­лым рядом условий. Одним из обязательных справедливо считается знание учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащих­ся. Технология управления конфликтными ситуациями предусматрива­ет диагностику конфликтогенности школьников. Диагностика исход­ного уровня этого интегративного свойства индивидуальности состав­ляет одно из условий оптимальности рассматриваемого вида педтехно­логии.

К средствам выявления исходного уровня развития конфликтоген­ности относятся: метод тестирования, метод наблюдения, метод диаг­ностической беседы, анкетирование.

Методы тестирования включают тест “Незаконченные предложе­ния” и тест Томаса.

Тест “Незаконченные предложения” выявляет уровень развития признаков конфликтогенности в основных сферах индивидуальности. Каждому данному на продолжение высказыванию соответствует тот или иной признак. Далее в таблице показано это соотношение.

Таблица 3

Соотношение незаконченных предложений

с признаками конфликтогенности

Незаконченное предложение Диагностируемый признак в основных сферах
1. Я считаю, что конфликт — это... Адекватное понимание ко­нфликта (осознание реаль­ного противоречия)
2. Когда я вижу, что человек неправ, то... Гибкость ума, внимание к условиям конфликта
3. На конфликт со взрослым меня толкают следующие чувства... Эмоциональный фон конфликта
4. Я пойду на открытое столкновение с человеком, потому что... Мотивы конфликтного поведения
5. В конфликтной ситуации я постараюсь избежать столкновения, так как... Тенденция избежания конфликта
6. Я думаю, что жить без конфликтов можно и нужно, так как... Отношение к эмоциональ­ным конфликтам
7. Я думаю, что прожить без конфликтов невозможно, так как... Отношение к деловым конфликтам

 

Обработка. Высказывания учащихся интерпретируются по табли­це типичных высказываний учащихся.

Таблица 4

Типичные высказывания учащихся к тесту “Незаконченные предложения” на выявление уровня развития конфликтогенности

Уровни развития вид мотивации низкий деструктивная средний непродуктивная высокий конструктивная
Предложения теста Типичные высказывания
1. Я считаю, что конфликт — это... Недовольство кем-то или чем-то, люди ругаю­тся, ссорятся Непонимание друг друга; ссо­ра; несовпадение идей Разногласия между людьми; столкновение разных мнений
2. Когда я вижу, что человек не прав, то... Я скажу все, что о нем думаю; я прямо говорю ему об этом Пытаюсь объяс­нить, но если не получается, то просто замол­каю Прежде, чем вы­сказать свое мне ние, объясню, в чем, по-моему, он ошибается
3. На конфликт со взрослым ме­ня толкают сле­дующие чувства Когда я злюсь; меня они бесят; когда меня заде­ вают Когда они меня чем-то обидели или оскорбили Ущемленное чу­вство собствен­ного достоинст­ва
4. Я пойду на от­ крытое столкно­вение с челове­ком, потому что Человек тупо на­стаивает на сво­ем; меня обвиня­ют в том, что я не делал; меня не понимают Меня как-то унизили; не хо­тят меня понять Человек пред­ставляет опас­ность для меня и окружающих
5. В конфликт­ной ситуации я постараюсь избе­жать столкнове­ния, т.к.... Вряд ли я поста­раюсь это сде­лать; не буду стараться избе­гать Не люблю ссори ться и ругаться; боюсь оказаться в трудном поло­ жении Не хочу портить себе настроение; партнер обид­чив; есть дела поважнее
6. Я думаю, жить без конфликтов можно и нужно, так как... Это сохраняет нервную систему Это сохраняет хорошее настро­ ение Любые пробле­мы можно ре­шить мирным путем
7. Я думаю, что прожить без кон­фликтов нельзя, так как... Это разрядка от­рицательных эмоций Я так не думаю Сколько людей, столько мнений; иногда надо и защищаться

 

С помощью теста Томаса (См.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: Владос, 1995 — С. 289 — 291) оказывается возможным определить предпочитаемый учащимся стиль поведения в ситуациях разногласий. Данные теста дополняют выявленный тестом “Незаконченные предложения” уровень развития конфликтогенности.

Наблюдение. Примерная программа наблюдения:

1. Настроение школьника на уроке (в основном хорошее, спокой­ное, равнодушное, угнетенное, тревожное, тягостное и т.п.).

2. Типичные ситуации, при которых учащийся испытывает неуве­ренность в себе, беспокойство, (опрос, участие в дискуссионных и про­блемных формах обучения, контрольная работа и т.п.).

3. Участие в конфликтных ситуация (никогда ни с кем не конфлик­тует, является инициатором предметных конфликтов, создает беспочвен­ные конфликтные ситуации и т.п.).

4. Объект конфликта, в котором участвует школьник, (несправед­ливые действия учителя: заниженная оценка, несправедливое требова­ние и т.п.; непедагогические действия учителя: грубость, жестокость, оскорбление и т.п.; отсутствие педагогических умений: учитель непо­нятно объясняет, проводит неинтересный урок, не дает высказать соб­ственную точку зрения, навязывает свои идеи и оценки и т.п.; прояв­ление неприязни к учителю и т.п.).

5. Эмоции, сопровождающие конфликтное поведение, (нетерпение, гнев, злость, раздражение, обида, воодушевление от предвкушения бо­рьбы, живой интерес к оппоненту, надежда на успех, удовольствие от точно найденной и принятой соперником аргументации).

6. Формы конфликтного поведения (молчание, демонстративный уход, затаенный гнев, игнорирование обидчика, едкие замечания, про­должает действовать, как будто ничего не произошло; стремиться до­казать, что другой человек не прав; ссориться, применяет физическое насилие, призывает на помощь союзников для поддержки, уступает, ищет справедливого исхода, предпочитает выяснять отношения с глазу на глаз, использует разные стратегии в зависимости от условий и т.п.).

7. Виды конфликтных ситуаций, в которых принимает участие школьник, (ситуации по поводу внешнего вида, учебной деятельности, отношений; деловые или эмоциональные конфликты).

Диагностическая беседа. Примерные вопросы. 1. С каким настрое­нием ты чаще всего идешь в школу? 2. Много ли у тебя друзей среди одноклассников? 3. Бывают ли у тебя конфликты с учителями? Как ча­сто? 4. Как ты думаешь, конфликт и ссора — это одно и то же? Объ­ясни свое мнение. 5. Если в момент спора ты понимаешь, что не прав, то как поступишь? 6. Назови “учительские ошибки”. и т.д.

Эти вопросы можно использовать и в анкетировании.

 

Исследователи (Л. Коузер -1959) все конфликты делят на реалисти­ческие, или предметные, и нереалистические, или беспредметные. Реа­листические вызываются неудовлетворением определенных требований участников и несправедливым по мнению одной или обеих сторон ра­спределением преимуществ между ними. Они направлены на борьбу с предполагаемым источником неудовлетворенности или несправедливо­сти и имеют целью достижение определенного результата. Нереалис­тические конфликты, хотя и требуют взаимодействия между двумя или более людьми, причиной своей имеют не противоречащие друг другу устремления противников, а потребность освободиться от напряжения, по крайней мере, у одного из них.

В реалистических конфликтах могут быть выделены конструктив­ная и деструктивная фазы, а нереалистические конфликты состоят из одной фазы — деструктивной. Конструктивная фаза конфликта харак­теризуется осознанием оппонентами цели, объекта конфликта, средств достижения цели, правильной оценкой собственного состояния, воз­можностей и способностью на объективную оценку состояния и реак­ций оппонента.

Выделяются основные группы признаков конструктивной фазы конфликта:

1) стиль ведения разговора — повышенный эмоциональный тон ре­чи, упреки, оправдания, высказывания, отражающие интересы конфли­ктующих, игнорирование реакции партнера и слабость обратной связи;

2) неречевые характеристики поведение — уход от разговора, прек­ращение совместной деятельности, ее некачественное выполнение; по­пытки сгладить отрицательные результаты или последствия деятель­ности; напряженный самоконтроль поведения; замешательство и т.д. Вместе с тем совместная деятельность, беседа остаются в рамках де­лового обсуждения, разногласия не приобретают необратимого харак­тера, оппоненты контролируют себя.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способом решения про­блем превышают некий критический порог, и совместная деятельность становится неуправляемой. Эта фаза может быть разбита на две ста­дии. Психологически первая стадия деструктивной фазы характеризуе­тся: стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет; необоснованностью критичес­ких замечаний; пренебрежительными репликами, жестами, взглядами в его адрес. Эти реакции оцениваются оппонентом как личные оскорб­ления и далее включают механизмы активной защиты и противодейст­вия с его стороны.

Вторая стадия деструктивной фазы конфликта характеризуется: повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконт­роля; нарушением обратной связи; уходом от проблем, предмета спора и переходом на взаимные оскорбления. На этом этапе участники конф­ликта не могут вернуться в конструктивную фазу. Процесс становится неуправляемым и необратимым.

В педагогической практике особенно важно оставаться в рамках конструктивной фазы конфликта. Необходимость управления конфли­ктными ситуациями объясняется особенностями педагогических конф­ликтов.

Среди них можно отметить следующие: профессиональная ответс­твенность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации; участники конфликта имеют различный социальный статус; разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, поро­ждает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении; профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и поставить на первое место инте­ресы ученика как формирующейся индивидуальности. Все это говорит о необходимости овладения педагогом средствами управления конфли­ктными ситуациями.

Конечно не существует общих приемов “правильного” управления конфликтной ситуацией, поскольку ее участники преследуют как пра­вило взаимоисключающие цели.

В этом смысле возможно лишь предложить способы поведения, направленные, на то, чтобы сделать его максимально рациональным; способы, которые призваны сдержать перерастание конфликтных от­ношений в глобальную конфронтацию. Набор таких действий и их ие­рархия, предлагаемые разными исследователями конфликта, могут от­личаться друг от друга, но в целом они укладываются в некоторую об­щую схему:

• действия, направленные на предотвращение инцидента;

• действия, связанные с подавлением конфликта;

• действия, дающие отсрочку;

• действия ведущие к разрешению конфликта.

Последовательно рассмотрим каждое из них.

Предотвращение инцидента. Во-первых, необходимо устранить ре­альный объект конфликта. Во-вторых, полезно привлечь в качестве ар­битра незаинтересованное лицо. В-третьих, нужно сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.

Подавление конфликта в необратимо деструктивной фазе или бес­предметного конфликта. Во-первых, нужно постараться целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих. Во-вто­рых, необходимо применить систему правил, норм, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными по отношению друг к другу учащихся (эти правила и приемы необходимо заранее раз­работать). В-третьих, учитель должен создать и непрерывно поддержи­вать условия, которые затрудняют или препятствуют взаимодействию таких учащихся.

Отсрочка конфликта (временные меры, которые помогают осла­бить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения): сначала полезно изменить представления конфликту­ющих школьников об оппоненте, о конфликтной ситуации. Затем по­лезно снизить значимость объекта конфликта в воображении конфлик­тующего и тем самым сделать объект ненужным и недостижимым.

Разрешение конфликтной ситуации и конфликта. При возникнове­нии ситуации проявить по отношению к школьнику: спокойный тон, терпимость к его слабостям, сочувствие к его положению, участие, пос­тоянно поддерживать обратную связь, лаконичность, немногослов­ность, при обращении строить фразы так, чтобы они вызывали нейтра­льную или позитивную реакцию к его стороны. Поведение учителя на первой (дословесной) фазе беседы должно быть примерно таким: дать ученику выговориться, не пытаться перекричать, перебить; внимате­льно выслушать; держать паузу, если он проявляет излишнюю эмоцио­нальность, мимикой, жестами показывать, что вы понимаете его состо­яние; уменьшить социальную дистанцию, например, улыбнуться, приб­лизиться к нему, оказаться лицом к лицу, коснуться, наклониться и т.п.

На второй (словесной) фазе оперативные приемы поведения учи­теля могут быть, например, такими: сказать о самочувствии, состоянии ученика; обратиться к фактам; признать свою вину, если она есть; по­казать ему, что вы заинтересованы в разрешении этой проблемы; под­черкнуть общность интересов, целей и задач с учеником; разделить с ним ответственность за решение проблемы; подчеркнуть лучшие каче­ства, которые в нем есть и которые помогут ему самостоятельно спра­виться со своим состоянием; попросить у ученика совет, как вам пос­тупить с ним, как бы он сам решил свою ситуацию; обещать поддерж­ку; если есть возможность, решить вопрос сразу или пообещать это сделать в кратчайший срок.

Существуют специальные оперативные приемы при общении с трудным учеником: повторить самые неразумные слова ученика как бы с недоумением; тактично показать, что он излишне резок (сухое, хо­лодное, формальное обращение, увеличение дистанции, подчеркнутая вежливость); свести проблему к юмористической или сатирической сто­роне; сказать школьнику о негативных сторонах и последствиях кон­фликтной ситуации для него; показать, что удовлетворение его стрем­лений может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит, или отвратить их от него.

В конфликтной ситуации учителю часто приходится делать заме­чания. На уроке хорошо работает шутка, ирония, розыгрыш. На стар­шеклассников удачно порой действует замечание, поданное в виде афо­ризма, высказываний, изречений. Вместо того, чтобы несколько раз раздраженно бросать: “Перестань болтать, прекрати разговоры” и т.п., не лучше ли обратиться с любым подходящим к этому случаю изре­чением их известных литературных произведений? Таких изречений очень много. Вот, например, некоторые из них, которые помогли бы учителю, не раздражаясь, высказать свое неодобрение поведением уче­ника на уроке: “Ах, злые языки страшнее пистолета!” Или: “О чем шумите вы, народные витии?”. Или: “Разве я сторож брату моему?”. Можно подойти к занятым посторонней беседой ученикам со словами: “Болтун подобен маятнику: и того и другого надо остановить”. Или: “Без тоски, без думы роковой” нельзя нам на уроке находиться и т.п. А например, в ситуации, когда ученик при ответе на ваш вопрос что-то мямлит, никак не переходит к существу, говорит вокруг да около, мо­жно сказать: “Брось свои иносказанья и гипотезы пустые. На прок­лятые вопросы дай ответы нам прямые!” Как правило, остроумные за­мечания ценятся, они запоминаются, да и учитель, меткий на слово, вызывает уважение.

Конечно, учитель должен иметь определенный, заранее подобран­ный запас таких высказываний, и лучше, если при этом они не будут повторяться. Здесь мы остановились на средствах управления конфлик­тной ситуацией, которая возникает как реальная ситуация в учебном процессе. По своему характеру она является предметной, но не оцени­вается как существенная. Как правило, вызывается незначительными нарушениями дисциплины (опоздания, отвлечение на уроке и т.п.), уче­бных требований (отсутствие учебных принадлежностей, недостаточ­ная подготовленность домашнего задания и т.п.). Дальнейшее обост­рение учителем подобной ситуации не имеет смысла. Следовательно, необходимо предпринять предупреждение инцидента разрешением ко­нфликтной ситуации. Более серьезные нарушения дисциплины и учеб­ных требований нацеливает педагога на выработку программы воспи­тательных действий по отношению к учащемуся, который инициирует конфликтные ситуации, провоцирует учителя на инциденты. Коррек­ционная программа включает диагностику уровня конфликтогенности, выявление “западания” в развитии основных сфер, организацию само­воспитания школьника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.