Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»




ТЕМА 4. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ.

Вопросы для обсуждения и размышления

Измененные состояния сознания.

Сон и бодрствование как состояния сознания.

Депривация (сенсорный голод). Стресс - состояние сильного и длительного психологического напряжения; неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование. Стрессоры. Физиологические механизмы стресса. Дистресс и эустресс. Фрустрация как стресс рухнувшей надежды и состояние переживания неудачи. Агрессия как наиболее распространенная реакция на фрустрацию. Агрессивность и уверенность в себе.

Регуляция (психологическая помощь и поддержка) и саморегуляция психических состояний.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое психические процессы?

1. Какие основные группы психических процессов существуют?

2. Назовите и охарактеризуйте познавательные процессы.

3. Как возникает ощущение? Какова структура анализатора?

4. Охарактеризуйте эмоциональные процессы.

5. С помощью какой формулы можно описать проявление эмоции?

6. Какова роль мотивационных процессов в жизни человека?

7. Что такое психическое состояние?

8. Какою место психических состояний среди психических процессов и свойств
личности?

9. По каким основаниям возможна классификация психических состояний?
10 Какова роль сна в психологической жизни человека?

11. Охарактеризуйте депривацию, стресс, фрустрацию, агрессию.

12. Какие существуют способы регуляции психических состояний других людей
(способы психологической поддержки)?

13. Какие способы саморегуляции психических состояний вам известны?

\. Как связаны между собой основные познавательные процессы (ощущение,

внимание, память, мышление)?

2. Можно ли взаимосвязь памяти и мышления объяснить путем использования понятия «знания»? Всегда ми запоминается только то, что понимается?

3. Каково соотношение объективной и субъективной реальности?

4. Покажите единство познавательных, эмоциональных и мотивационных
процессов.

5. Зачем человеку нужны эмоции?

6. Какие примеры стрессовых реакций вы можете привести? Рассмотрите
пути выхода из них.

7. Как вы относитесь к высказыванию В. Шекспира: «Наша личность - это
сад, а наша воля - его садовник»? Дайте развернутый ответ. Какие еще
психические процессы и состояния могут выполнять роль садовника?

8. Прокомментируйте возможность определять состояние любви по формуле:
любовь " сексуальное влечение + симпатия + уважение.

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась «личина» - лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало обозначать самого актера и его роль.

На вопрос, что такое личность, существует множество ответов. Проблема личности в психологии - проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Поэтому и определений личности очень много. Наиболее емким и точным можно считать следующее.

Личность - это индивид, субъект и объект социальных отношений. Т.е. личность трактуется как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми, и эти отношения становятся «образующими» его личность.

Индивид - это телесное бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Природные свойства человека подразделяются на возрастные, половые, конституционные и нейродинамические.

Индивидуальность - человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Индивидуальность - это выделенность личности из сообщества, оформленность ее уникальности и неповторимости. Если личность фиксирует социально значимые качества человека, включенность в социальные отношения, то индивидуальность - это выделенность из этих отношений. Социальные роли и функции сами по себе безличны. А вот индивидуальность - это определение собственной позиции в жизни. Личность возникает во встрече человека с другими, индивидуальность - встреча с самим собой. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всеысвоей жизни, внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя. Индивидуальность - это авторство собственной жизни. Потенциально - сколько людей, столько индивидуальностей. Основными составляющими индивидуальности являются система ценностных ориентации, мировоззрение, совесть, вера.

4.2. Развитие личности и ее основные инстанции.

Становление личности - диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития - природного и социального. Общий механизм формирования и развития личностных качеств - интериоризация социальных отношений. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Следовательно, процесс воспитания является ведущим в развитии личности ребенка. Опираясь на то, чему ребенок уже научен, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами окружающей действительности, новыми формами и особенностями поведения. В качестве предпосылки и результата развития выступают потребности.

Исходным уровнем организации жизни и качества личности является как бы растворенность личности в событиях жизни. Затем, на следующем уровне, личность начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям; здесь изменчивость личности, параллельная изменчивости событий, уже прекращается. На высшем уровне личность не только самоопределяется по отношению к ходу отдельных событий, к тем или иным собственным поступкам, желаниям и т.п., но и по отношению к ходу жизни в целом. Личность начинает все более последовательно и определенно проводить свою линию в жизни, имеющую собственную логику, хотя необязательно ведущую к внешнему успеху или удовлетворению социальных ожиданий.

Личность сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно в ее структуре выделяют три крупные группы психических явлений (основные инстанции): 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы и состояния были рассмотрены в предыдущей лекции.

Психические свойства устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень жизнедеятельности, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно, оно является результатом отражательной и практической деятельности. Псргхические свойства образуют сложные структурные образования, среди которых принято выделять следующие: темперамент, способности, характер, направленность.

4.3. Характеристики личности.

К числу7 основных характеристик личности относят: жизненный план, психологическую защиту, компенсаторные механизмы и внутриличностный конфликт.

Жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и соподчинения ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. Одновременно идет процесс конкретизации и дифференциации целей. Из мечты, в которой все возможно, и идеала, как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности. Жизненный план - явление одновременно социального и этического порядка.

Психологическая защита. В жизни часто происходят случаи, когда мы не в состоянии взвесить все обстоятельства и выбрать то реальное поведение, которое могло бы избавить нас от неприятных переживаний. Тогда включаются механизмы психологической защиты. Психологическая защита является нормальным, постоянно применяемым психологическим механизмом, предназначенным для преодоления дискомфорта. При правильном функционировании психологическая защита предотвращает дезорганизацию психической деятельности. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку в данный момент человек не может решить проблему. Но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием для личностного роста, поведение человека становится трудно предсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решать, т.е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми «псевдопроблемами».

3. Фрейд выделил восемь основных защитных механизмов.

1). Подавление (репрессия) - удаляет потенциально опасные желания, факты, мысли из сознания, препятствуя таким образом их возможному разрешению. Подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.). Психическая энергия подавленных желаний существует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение.

2). Отрицание - попытка не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят «Я». Это бегство в фантазию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению. «Этого не может быть» -человек проявляет безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях.

3). Рационализация - построение приемлемых причин, оснований для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения и мыслей. Рационализация скрывает истинные мотивы, делает действия морально приемлемыми.

4). Инверсия - подмена мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположным поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь и внимание матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе).

5). Проекция - приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств. Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «некоторые люди - обманщики», хотя это фактически может значить «Я порой обманываю».

6). Изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности. Человек все более и более может уходить в идеал, все менее и менее соприкасаясь с собственными чувствами.

7). Регрессия - возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования. Уход от реалистичного мышления в поведение, ослабляющее тревогу, как в детские годы. Источник тревоги остается не устраненным вследствие примитивности способа.

8). Сублимация — процесс трансформации сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности (творчество, социальные контакты).

Компенсаторные механизмы. Согласно учению А. Адлера индивид из-за дефектов в развитии его телесных органов испытывает «чувство неполноценности». Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности (или «комплекс неполноценности») может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стать таким же сильным или даже сильнее других, стремиться к совершенствованию, к превосходству.

Адлер описывает ситуации детства, которые могут породить изоляцию и психологические проблемы: 1) органическая неполноценность, частые болезни; 2) избалованность, когда ребенку не хватает уверенности, поскольку другие всегда все делали за него; 3) отверженность - ситуация семейного воспитания, когда ребенок не чувствует любви, кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества (такие дети чаще всего становятся холодными и жестокими). Чтобы помочь человеку компенсировать явный или замаскированный комплекс неполноценности, важно: 1) понять специфический стиль жизни человека (для этого Адлер просил человека рассказать самые ранние воспоминания или события его детства); 2) помочь человеку понять себя; 3) усилить социальный интерес.

Внутриличностный конфликт как правило порождается противоположно направленными стремлениями человека (например, желание немедленно удовлетворить свои физиологические потребности и желание достойно выглядеть в глазах других людей). Часто внутриличностный конфликт вызывается необходимостью совершить выбор. К. Левин предложил классификацию внутриличностных конфликтов: 1) личность должна осуществить выбор из двух положительных для нее вариантов; 2) личность находится между положительным и отрицательным вариантом; 3) выбор «из двух зол».

Вопросы для самоконтроля и повторения

\. Дайте определение личности.

2. Что такое индивид?

3. Что такое индивидуальность?

4. Каковы основные инстанции личности?

5. Благодаря чем)' и как осуществляется личностное развитие?

6. Что такое жизненный план?

7. Охарактеризуйте механизмы психологической защиты.

8. Что такое комплекс неполноценности? Компенсация? Сверх-компенеация?

9. Дайте определение внутриличностного конфликта. Какие его типы вы
знаете?

Вопросы для обсуждения и размышления

\. Возможно ли становление личности вне общества9

2. У младенца уже есть личность? Является ли он индивидом?
Индивидуальностью?

3. У каждого ли человека есть жизненный план?

4. Можно ли назвать подготовку студента к экзамену защитным поведением?
Приведите примеры проявления психологической защиты.

5. Защитные механизмы - это хорошо или плохо?

6. О каком защитном механизме идет речь в старой берлинской поговорке:
«Если я не рядом с девушкой, которую я люблю, то я люблю девушку, с
которой я рядом»?

7. Какой защитный механизм имеется в виду в следующем высказывании Ф.
Перлза: «Если ты ненавидишь кого-то, то это ты сам, хоть это и тяжело
осознавать»?

8. Можете ли вы признать, что ваше поведение (ваша жизнь) -.это борьба с
комплексом неполноценности? Если «да», то как он у вас сформировался,
и насколько эффективно вы с ним боретесь?

9. В языковом обиходе прочно утвердилось сочетание «комплекс Наполеона»,
фиксирующее наличие особых характерологических качеств у мужчин
маленького роста. Каково научно-психологическое объяснение этого
явления? Какой общий механизм взаимосвязи физического и психического
в развитии человека?

10.Можно ли сказать, что девушка, выбирающая себе мужа из двух претендентов, находится в состоянии внутриличностного конфликта?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.