КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творческий характер педагогической деятельности. На то, что творческий, исследовательский характер имманентно присущ педагогической деятельности, обращали внимание многие педагоги: Я.А
На то, что творческий, исследовательский характер имманентно присущ педагогической деятельности, обращали внимание многие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинс-кий, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Для характеристики творческого характера педагогической деятельности наиболее применимо понятие «созидание». Учитель-воспитатель с помощью творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциапьные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности. В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Можно выделить следующие критерии педагогического творчества: - наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление; - умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия; - способность к самосовершенствованию и самообразованию; - разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание; - диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности; - эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях; - способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов; - формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога; - способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; - умение видеть «веер вариантов». Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик выделяют три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое самовоспитание.
Методическое творчество связано с умением осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной методической модели, конструирования содержания и способов воздействия. Коммуникативное творчество реализуется в построении педагогически целесообразного и эффективного общения, взаимодействия с воспитанниками, в способности познавать детей, осуществлять психологическую саморегуляцию. Творческое самовоспитание предполагает осознание педагогом самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработку долгосрочной программы собственного совершенствования в системе непрерывного самообразования. В.И. Загвязинский называет следующие специфические особенности педагогического творчества: жесткий лимит времени. Учитель принимает решение в ситуациях немедленного реагирования: уроки ежедневно, непредвиденные ситуации сиюминутно, ежечасно; общение с детьми постоянно. Возможность сопоставить замысел с его реализацией только в эпизодических, сиюминутных ситуациях, а не с конечным результатом из-за его отдаленности и обращенности в будущее. В педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат. Такие способы проверки гипотезы, как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя. Педагогическое творчество всегда сотворчество с детьми, коллегами. Значительная часть педагогического творчества осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от учителя умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и у учащихся творческое воодушевление.
Специфичными являются предмет педагогического творчества -формирующаяся личность, «инструмент» - личность учителя, сам процесс - сложный, многофакторный, разноуровневый, основанный на взаимотворчестве партнеров; результат - определенный уровень развития личности воспитуемых (Загвязинский В.И. «Педагогическое творчество учителя». - М., 1987).
Проблемные вопросы и практические задания:
1.В чем сущность педагогической деятельности? 2. Каковы цели педагогической деятельности? 3. Какова структура педагогической деятельности? 4.В чем проявляется коллективный характер педагогической деятельности? 5. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих? 6. Напишите творческую работу на одну из предлагаемых тем: «Учитель в моей жизни», «Мой педагогический идеал».
Тесты для самоконтроля
1. Основные виды педагогической деятельности: 1) общение; 2) консультирование; 3) преподавание и воспитательная работа; 4) контроль; 2. Предмет педагогической деятельности: 1) управление учебно-познавательной и воспитывающей деятельностью учащихся; 2) стимулирование активности и сознательности; 3) анализ результатов воспитания и обучения; 4) прогнозирование; 3. Кто может заниматься педагогической деятельностью: 1) профессионал, обладающий необходимыми знаниями и умениями; 2) взрослый человек; 3) родители; 4) человек, имеющий высшее образование?
4. Что выступает в качестве системообразующей характеристики педагогической деятельности: 1) цель; 2) воспитательная среда; 3) личность учителя; 4) практическая деятельность?
Литература:
1. Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. - М., 1988. 2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1997. 3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987. 4. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный, 1976. 5. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993. 6. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991. 7. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986. 8. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. - М., 1989. 9. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. 10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 1997.
РАЗДЕЛ IV.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |