Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности функционирования гендерных стереотипов




Дальнейший анализ содержательных аспектов гендерных стереотипов предлагает изучение тех их характеристик, которые определяют особенности их функционирования. Исследователями выделяются ряд таких характеристик, общих для любых социальных стереотипов, но по своему проявляющихся в гендерных стереотипах. Это:

· согласованность;

· схематичность и упрощенность;

· эмоционально-оценочная нагруженность;

· устойчивость и ригидность;

· неточность.

Первая из рассматриваемых характеристик – согласованность стереотипов – отражает высокую степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы. А. Тэшфел считал согласованность важнейшей характеристикой стереотипов. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей [Tajfel, 1981]. Многолетний устойчивый интерес исследователей к изучению стереотипов выступает подтверждением того, что согласованность является весьма значимой характеристикой стереотипа, потому что если бы стереотипы не были согласованы, не было бы смысла их изучать.

Поскольку степень совпадения типичных описаний мужчин и женщин, полученных от представителей разных культур, оказалась поразительно высокой, полученные результаты могут свидетельствовать о кросс-культурном консенсусе, т. е. о высоком уровне культурной общно­сти во взглядах на характеристики, приписываемые как мужчинам, так и женщинам.

Более убедительным И.С. Клецина считает объяснение, основанное на теории самокатегоризации Дж. Тернера [см.; Сушков И.Р., 1994]. Согласно теории самокатегоризации стереотипы являются логическим завершением категоризационных процессов, а согласованность стереотипов есть результат процесса, самостереотипизации при значимости социальной идентичности. Другими словами, если поиски социальной идентичности для членов группы становятся значимыми, повышается согласованность их представлений о ней, поскольку: 1) усиливается воспринимаемая гомогенность группы; 2) активизируются ожидания взаимного согласия ее членов; 3) предпринимаются активные попытки достичь консенсуса посредством взаимного влияния [Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., 2002]. Следует заметить, что для мужчин и женщин как представителей больших социальных групп гендерная идентичность является весьма значимой характеристикой личности практически на протяжении всего жизненного цикла. Гендерная идентичность – это одна из первых категорий, благодаря которой ребенок начинает осмысливать себя как представителя конкретной социальной группы. Значимость полоспецифичных характеристик личности существенно повышается в период пубертата, когда морфофункциональные изменения в организме подростков пробуждают в них интерес к представителям противоположного пола и вызывают потребность в интеграции составляющих гендерной идентичности с другими аспектами личности. Гендерная идентичность – одна из базовых подструктур социальной идентичности личности, и эта подструктура оказывает большое влияние на самооценку, самопринятие и самоотношение личности в целом, поэтому этими факторами и объясняется высокая степень согласованности гендерних стереотипов.

Вторая характеристика стереотипов – схематичность и упрощенность.

Классический подход к рассмотрению особенностей стереотипа как когнитивного феномена фокусируется на их упрощенной, схематичной природе. В его основе лежит индивидуалистическая парадигма, признающая индивида единственной психологической реальностью. Особенно образна в этом отношении модель «когнитивного скряги», который упрощает и генерализует информацию, чтобы снизить ее поток, внося тем самым искажение в свое восприятие мира (Сушков И.Р., 1994) Такое понимание сущности стереотипа способствовало оценке его как «низшего» и «иррационального» когнитивного феномена. Однако в последние десятилетие, во многом благодаря работам А.Тэшфела и его последователей, стереотипизация стала рассматриваться как рациональная форма познания, призванная систематизировать и упрощать информацию, получаемую человеком из внешнего мира (Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. 2002). В рамках психологии социального стереотипы понимаются как категории, вносящие согласие и порядок в социальное окружение личности, а стереотипизирование не упрощающий, а адаптивный процесс, переводящий взаимодействие на более высокий уровень социальной организации (Андреева Г.М., 1997; Сушков И.Р., 1994). Итак, схематичность и упрощенность социальных стереотипов не рассматривается как негативное явление при условии, что речь идет о явлении межгруппового восприятия. Схематичное восприятие не будет искажением реальности, если актуальное взаимодействие с индивидом или группой будет происходить на мезоуровне социальной организации.

Эмоционально-оценочная нагруженность – третья отличительная характеристика гендерных стереотипов. Эта характеристика раскрывает такую особенность стереотипа, как способность к дифференциации когнитивного и аффективного аспектов стереотипа. Хотя при формировании стереотипа эти аспекты связаны между собой. При актуализации стереотипа они могут существовать в памяти дважды: в представлениях, основанных на описаниях (когнитивный аспект), и в представлениях, основанных на оценках (аффективный аспект) (Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., 2002).

Эмоционально-оценочная нагруженность как свойство гендерных стереотипов обычно проявляется в более позитивной оценке образа типичного мужчины по сравнению с образом типичной женщины, причем эта тенденция касается оценок, даваемых и мужчинами и женщинами.

Объясняется этот факт существованием различий в социальном статусе гендерных групп. Представители группы женщин как низкостатусной группы оцениваются более негативно. Гендерные стереотипы – это своеобразный механизм утверждения андроцентричной культуры. Потенциальная дискриминационность гендерных стереотипов в отношении женщин проявляется в том, что стереотип как набор жестких допущений, относящихся ко всем женщинам, независимо от степени выраженности их индивидуально-психологических особенностей, формирует неадекватно заниженные ожидания в отношении успехов женщин в социально престижных сферах деятельности.

Современные психологи не могут смириться с тем, что исторически сложившиеся полоролевые стереотипы отводят женщине подчиненную обслуживающую роль, в то время как мужчины воспринимаются как господствующая, более агрессивная социальная группа [Koн И.С, 1988] Представляется также несправедливым то, что в наше время напористое поведение как отражение мужского стиля поведения ценится выше поскольку ему приписываются такие характеристики, как объективность, непредвзятость, ориентация на решение проблемы [Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. 2001. С. 441].

В современном обществе распространенными являются ценности высокого социального статуса, материального успеха и благополучия без достаточного внимания к средствам и способам их достижения; особенно это касается периодов социальной нестабильности, политиче­ских и экономических трансформаций, когда повышается спрос на нор­мативы традиционной маскулинности, включающей в себя напористость, агрессивность, доминантность, презрение к слабости, деликатности, эмоциональности, мягкости – чертам личности, ассоциирующимся с типично женским образом.

В повседневной жизни проявление эмоционально-нагруженного компонента гендерных стереотипов мы можем часто наблюдать в связи с демонстрацией снисходительно-покровительственного отношения к женщинам, которое декларируют и демонстрируют многие мужчины.

Широко распространен гендерный стереотип о том, что мужчины по сравнению с женщинами более компетентные работники. Данный стереотип поддерживается сложившейся системой разделения труда между представителями двух полов.

Еще раз следует подчеркнуть, что, по результатам исследований гендерных стереотипов, характеристики в образах мужчин и женщин не только дифференцированы, но и иерархично организованны, т. е. муж­ские характеристики более позитивны, желательны, социально прием­лемы и поощряемы.

Устойчивость и ригидность – четвертая характеристика гендерных стереотипов.

Гендерные стереотипы проявляют высокую жизнестойкость. Так, например, в исследовании М. Джекмен и М. Сентер было обнаружено, что гендерные стереотипы намного сильнее расовых. Только 22% мужчин думали, что оба пола в равной степени эмоциональны. Из оставшихся 78% соотношение тех, кто считал женщин более эмоциональными, и тех, кто считал более эмоциональными мужчин, составляло соответственно 15:1. Ответы женщин оказались идентичными, с разницей в 1% [Майерс Д., 1997].

Устойчивость стереотипов коренится в культурно-историческом происхождении атрибутируемых членам социальных общностей типических черт и особенностей. Гендерные стереотипы, как и другие социальные стереотипы, – это глубоко укоренившиеся представления, трудно изменяемые и часто неосознаваемые. Они являются «примером неосознанной идеологии, иначе говоря, набором убеждений, которые мы внутренне приемлем, но в которых не отдаем себе отчета, поскольку даже не Мыслим себе альтернативных концепций окружающего мира» [Аронсон Э. 1998]. Укоренившись в индивидуальном сознании в форме доминирующих взглядов, гендерные стереотипы благополучно передаются из поколения в поколение.

Для обоснования устойчивости социальных стереотипов А.И. Донцов, Т.Г. Стефаненко [2002] обращаются к использованию понятийного аппарата теории социальных представлений. В стереотипе, как и в социальном представлении, можно выделить ядро и периферическую часть, которая более подвижна и изменчива по сравнению с устойчивым ядром. Ядро стереотипа связано с коллективной памятью группы, ее историей и условиями жизни, т. е, представляет собой своеобразный пласт культуры, обозначаемый как «общественные» убеждения, которые усваиваются в процессе социализации. В ситуации восприятия представителей другой тендерной группы эта составляющая тендерного стереотипа активизируется «автоматически» и образ наполняется традиционными характеристиками, присущими типичным мужчинам или женщинам. Но кроме усвоения неких «общественных» стереотипных взглядов и суждений у каждого человека вырабатываются и свои персональные убеждения, которые могут отличаться от традиционных представлений. Именно они, находясь на периферии стереотипа, и могут влиять на изменение всего социального стереотипа. Таким образом, ядро стереотипа как продукт коллективной категоризации является отражением коллективной памяти, а персональные убеждения выступают как отражение индивидуальной памяти, способствующие трансформационным процессам, изменяющим содержательные характе­ристики стереотипа.

Итак, устойчивость гендерных стереотипов не является незыблемой. Процесс изменения стереотипов обусловлен как объективными, как и субъективными факторами. В массовом сознании гендерные стереотипы могут изменяться под влиянием таких объективных условий, как социально-экономические или политические трансформаций. Так, повсеместное вовлечение женщин в общественное производство, характерное для последних десятилетий, повлекло за собой изменения стереотипа, ограничивающего сферу жизнедеятельности женщины исключительно интересами семьи. Хотя семейная роль для женщин по-прежнему является приоритетной, она не является для них единственной социальной ролью. Что касается субъективных факторов, то они связаны с индиви­дуально-психологическими особенностями и условиями социализации личности. В любом обществе, в любой группе всегда есть люди более и менее подверженные гендерным стереотипам. [3, 256-258]

Пятая характеристика гендерных стереотипов обозначается как неточность.

Стереотипы могут быть неточными, потому что стереотипизирующий субъект полагает, что какая-то черта принадлежит всем членам группы, хотя на самом деле это не так. Даже если качество действительно характеризует группу, ошибочной может оказаться тенденция оценивать всех и каждого из ее членов как обладающих этим качеством.

Вполне естественен вопрос о степени соответствия существующих гендерных стереотипов личностным качествам и особенностям поведения реальных мужчин и женщин.

Действительно ли мужчины и женщины такие разные, как это отражено в стереотипах? Действительно ли психологические характеристики мужчин и женщин принципиально различны и даже диаметрально противоположны?

В современной психологической литературе, как правило, обсуждаются различия между мужчинами и женщинами только по таким характеристикам, как пространственные, математические, вербальные способности и агрессивность. Что касается различий по другим психологическим особенностям личности, то они не являются общепризнанными. Вербальные способности лучше развиты у представительниц женской группы, а пространственные и математические – у представителей мужской группы группы населения. Кроме того мужчины отличаются более агрессивными проявлениями в поведении.

Многолетние изучения гендерных различий в математических способностях свидетельствуют об устойчивой тенденции, выражающейся в сокращении различий в математических успехах мужчин и женщин. Другими словами, если три десятилетия назад мужчины демонстрировали более значимые по сравнению с женщинами результаты в решении математических задач, то в последние годы эти различия уже едва заметны. (Ш.Берн) Наиболее характерна эта тенденция для стран, где проблемы гендерного равенства входят в сферу государственной политики. Создание одинаковых условий для развития способностей детей независимо от их половой принадлежности способствует стиранию гендерных различий в психологических характеристиках.

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий.

Тем не менее по поводу агрессивности как свойства личности существует немало противоречивых данных. В своем знаменитом обзоре литературы по гендерным различиям Элен Маккоби и Кэтрин Джеклин сделали вывод, что агрессия – это единственный вид социального поведения, для которого существуют доказательства о половых различиях [Maccoby E.E., Jaklin., 1974].

По поводу агрессивности как свойства личности существует немало противоречивых данных. Метаанализ, проведенный Джин Хайд (1984), показал, что гендерные различия в агрессии у дошкольников в целом больше, а у учащихся колледжа – меньше. Кроме того, по мере взросления проявляются черты, типичные для форм женской агрессии: физические формы агрессии заменяются вербальными, а прямые – коссвенными.

Проблема половых различий в агрессивном поведении заключается еще в том, что понятие «агрессия» не имеет более или менее четкого и однозначного определения. Многие противоречия могут быть сняты, если различать стили агрессивного поведения и говорить об инструментальной и эмоциональной агрессии; количественный критерий для описания половых различий агрессивности вряд ли можно считать адекватным.

Итак, гендерные различия не так велики, как нам внушают распространенные гендерные стереотипы. Тенденции преувеличивать различия между полами скрывает от нас существующее многочисленное сходство в психологическом облике мужчин и женщин. Результаты эмпирических исследований не дают нам оснований считать, что мужчины и женщины – два противоположных пола, хотя гендерные стереотипы дифференцируют и поляризуют мужчин и женщин на две группы.

Но в то же время мы не можем отрицать, что в гендерных стереотипах есть зерно истины. Важен вопрос о соотношении объема истинных и ложных знаний о гендерных стереотипах. В гендерных стереотипах так много качеств, полярно противопоставляющих мужчин и женщин потому, что при формировании этих стереотипов люди опираются не на научные факты о психологии половых различий, а используют наблюдения за поведением мужчин и женщин в повседневной жизни, исполняющих социальные роли, которые требуют проявления стереотипно мужских или стереотипно женских качеств. Например, среди большинства окружающих нас учителей, воспитателей детских садов, медсестер, секретарей – женщины, а среди бизнесменов, брокеров, компьютерных техников преобладают мужчины. Гендерные стереотипы способствуют поддержанию традиционного порядка полоролевой дифференциации.

В своих исследованиях Клецина отмечает, что вопрос о соотношении объема истинных и ложных знаний в гендерных стереотипах пока не получил обоснованного ответа в научной литературе. Это касается не только гендерных стереотипов, но и других видов социальных стереотипов. «Несмотря на многочисленность исследований и попыток теоретических интерпретаций, проблема истинности социальных стереотипов, остается, по существу, нерешенной». [Донцов А.И., Стефаненко Т.Г.]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.