Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гендерная идентичность. Гендерный контракт. Гендерный дисплей




Гендерная идентичность – это соответствие поведения человека гендерным ролям на основе сложившихся в сознании гендерных стереотипов и установок.

Игли (Eagly, 1987) выдвинула предположение, что гендерные стереотипы, в сущности, являются социальными нормами. Это означает, что у всех нас есть представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные нары конкретных качеств и моделей поведения, что подавляющее большинство под ей придерживается этой же точки зрения и что обычно мы отдаем себе отчет, какое именно поведение считается правильным для представителей того или иного пола. Существуют две основные причины, из-за которых и стараемся соответствовать гендерным ожиданиям, – это нормативное и информационное давление. Эти термины ввели Дойч и Жерар (Deutsch и Gerard) в 1955 году.

Человеческой психике свойственно экономить время и силы. Тенденция подчиняться социальным нормам фактически экономит мышление: все, что от нас требуется в определенной социальной ситуации, – это бездумно демонстрировать социально ожидаемое поведение. Большинство людей принимают их бессознательно, даже не ставя под сомнение.

Уступчивость – это процесс подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.

Одобрение – это процесс подчинения социальным нормам, когда человек с ними полностью согласен.

Идентификация – это процесс подчинения социальным нормам, при котором человек повторяет действия ролевой модели просто потому, что хочет быть похожими на них.

Ученые еще не знают, какой из процессов чаще заставляет людей подчиняться гендерным ролям: уступчивость, одобрение или идентификация. К сожалению, эта тема пока мало разработана, но, по данным нескольких исследований, и мужчины и женщины сильнее выражают свою приверженность гендерным стереотипам на публике, чем среди близких людей (Eagly & Crawley, 1986; Eagly etal., 1981; Eisenberg & Lennon, 1983). Это скорее указывает на уступчивость, чем на одобрение или идентификацию.

На процесс гендерной идентичности влияют: собственный жизненный опыт, анализ поведения, анализ общения, анализ результатов деятельности и средств достижения этих результатов.

Как это не покажется странным, но нормы, ценности, представления меняются и их содержание определяется уровнем социально-экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида. Переход к рыночным отношениям изменил представления о различных гендерных ролях. Процесс овладения социально-половой ролью в обществе протекает незаметно, постепенно и неуклонно. На наш взгляд, не следует недооценивать те подсознательные процессы идентификации и усвоение гендерных идеалов и ролей, которые развиваются с помощью различных процессов в школе и вузе. В них входит большинство механических операций социального научения, а также создание стартовых условий, когда правильное поведение усваивается с помощью системы поощрения и наказания, в результате чего оно обобщается и переносится на многие другие ситуации. Поощрение может делаться как сознательно, так и бессознательно учителями, преподавателями, одноклассниками и одногруппниками.

Именно на этой стадии и происходит изменение соотношения биологического и социального. Человек, пытаясь соответствовать предложенному стереотипу, а иначе «Что обо мне подумают окружающие?», меняет самого себя. Сложно сказать: хорошо это или плохо? Но личность, не желающая принимать и усваивать стереотипы, однозначно вызывает неодобрение окружающих. Кто-то становится «колючим» как ежик, кто-то смиряется и не протестует, возможно, пока не представятся соответствующие условия. Нам неоднократно приходится принимать тот факт, что человек меняется просто на глазах.

Процесс формирования гендерной идентичности сопровождается двумя составляющими – гендерным дисплеем и гендерным контрактом. Эти два понятия взаимодополняющие.

Гендерный контракт – это набор социально сконструированных ожиданий (стереотипов) или идеальных представлений о социальной роли, которые порождены обществом и вложены в сознание индивидуумов. Понятие «гендерного контракта» было использовано шведской исследовательницей U. Hirdmair для характеристики гендерной системы как совокупности гендерных контрактов.

Понятие «гендерного дисплея» было введено И. Гоффманом как характеристика множества проявлений культурных составляющих пола, предписанных обществом нормами мужского и женского. Это проявление личностью ее понимания о той или иной социальной роли, совокупность представлений о нравственных категориях, заложенных в сознание индивидуума. Вызывает интерес определение нравственности, которое дал Даниил Гранин: «Нравственность – это система ограничений». У каждой личности своя система ограничений, свое понимание «что такое хорошо и что такое плохо». Хотя поколение дедушек и бабушек вряд ли сегодня сможет четко ответить на этот вопрос, как раньше.

Гендерный дисплей – это характеристика множества проявлений культурных составляющих пола, предписанных обществом норм мужского и женского поведения. Украина принадлежит к тому типу синкретических культур (синкретизм – греч. «соединение, объединение»), которые называются «стыковыми» или «пограничными» культурами. Такие культуры являются продуктом взаимовлияния различных цивилизаций во временном и пространственном измерениях. Для них (культур) характерны полиэтичность, веротерпимость, толерантность, способность к быстрой культурной адаптации. Их неотъемлемыми чертами являются способность вбирать в себя элементы других культур без разрушения, через ассимиляцию (лат. – уподобление); способность к бесконфликтному существованию и взаимодействию с различными этносами, религиозными и социальными группами, – то есть все то, что мы могли бы назвать диалогом культур.

Это соотношение «гендерный дисплей (я так понимаю и поступаю) – гендерный контракт (так должно быть)» влияет на процесс гендерной идентичности (процесс соответствия социальной роли).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.