Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Навчальний матеріал. Пункт 1




Методичні рекомендації до вивчення Розділу 2.3.

Розділ 2.3.Гендерная социализация.

Зміст розділу: Понятия гендерная роль. Характеристика гендерних ролей. Причины возникновения межролевых и внутриролевых конфликтов. Классификация гендеров по гендерным типам. Процесс формирования гендерной идентичности. Понятие «гендерная система».

Ключові слова розділу: гендерная роль, гендерная идентичность, гендерный контракт, гендерный дисплей, межролевые и внутриролевые конфликты, гендерные типы, маскулинность, феминность, андрогинность, гендерная система.

Цілі та завдання:

Успішне вивчення розділу дозволяє:

Мати уяву про гендерные стереотипы и установки, гендерные схемы.

Розуміти особенности функционирования генедрных стереотипов.

Знати основные характеристики функционирования гендерних стереотипов.

Володіти ключовими поняттями.

Під час вивченні Розділу 2.3. важливо проаналізувати як функціонують гендерні стереотипи та гендерні схеми.

Інструкції:

Прочитайте пункт 1, дайте письмову відповідь на запитання до розділу.

 

Гендерный подход к изучению социализации дает понимание того, что в дополнение к биологической основе существуют социально-детерминированные представления о женщине и мужчине, которые оказывают мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчика и девочки, женщины и мужчины.

Под гендерной социализацией мы будем понимать – освоение индивидами всех форм и моделей гендерно организованного социального бытия в процессе жизнедеятельности, приобретения ими социально-половой идентичности, самосознания принадлежности к мужскому или женскому полу и идентификация себя с ним.

Гендерная социализация личности происходит на разных уровнях – уровне общества в целом (макроуровень), уровне социальных групп и институтов (средний уровень) и уровне личности (микроуровень).

На макроуровне структура того или иного общества предлагает и даже "навязывает" мужчинам и женщинам типичные для их пола виды деятельности, социальные статусы, массовые представления. С древних времен в большинстве культур закрепилось стереотипное представление о мужских и женских ролях, предписывающих женщине – слабость, покорность, зависимость, а мужчине – силу, решительность, настойчивость. Но это стереотипизирование постепенно и при определенных условиях преодолевается, и в этом усматривается закономерный характер и ведущая тенденция развития гендерных отношений в современном обществе. Если взять средний уровень, то взаимодействуя в определенной малой группе, личность усваивает через общение и совместную деятельность с другими людьми определенные социальные нормы и установки, касающиеся поведения мужчин и женщин. (там же)

В своем исследовании Н.Ю. Ерофеева выделяет группу факторов гендерной социализации ребенка, свидетельствующих, что пол определяется социально:

§ влияние референтной группы;

§ половое разделение в профессиональной ориентации и карьере;

§ ожидания и установки;

§ мотивация достижений;

§ средства массовой информации и язык;

§ распределение ролей в партнерских отношениях.

Попробуем в обобщенном виде проанализировать суть названных факторов.

Первым таким фактором является: влияние референтной группы. Под референтной автор понимает группу сверстников с высоким уровнем интеллектуального развития и притязаний, которые могут оказать решающее влияние на профессиональный выбор, поскольку в таких группах стремление к профессиональной деятельности скорее поощряется, чем наказывается. Влияние этого фактора недооценивается и не используется при подготовке профессиональных лидеров.

Не менее значимым фактором выступает: половое разделение в профессиональной ориентации и карьере. Юноши и девушки чаще всего выбирают традиционные для каждого пола профессии. Общество само закладывает половое разделение в профессиональной ориентации, а затем и в карьере. Под влиянием традиционной социализации большинство подростков выбирает профессии, которые считаются соответствующими их гендерной роли.

Следующим фактором является фактор ожиданий и установок. Традиционные стереотипы сильно влияют на обретение экономической независимости женщинами. Для девушек типичен конфликт между предписываемой гендерной ролью и ориентацией на достижения.

В обществе, где главенствующую роль играют мужчины и где господствуют чисто мужские установки и мужская система ценностей, женщина должна приложить особые усилия, чтобы добиться своего признания и успехов в обществе. Женщины, стремящиеся к успеху, сталкиваются с серьезными проблемами: их стремление к достижениям расценивается как утрата женственности или как способ компенсации неудач в личной жизни.

Представляющим особый интерес является фактор мотивации достижений. Для успешной профессиональной деятельности одних способностей недостаточно, необходимо учитывать социальное давление и потребность в достижениях. Причину того, что в самых различных областях деятельности любые незначительные успехи презрительно называют «женскими», а выдающиеся достижения женщин уважительно именуют «мужскими», мы видим в маскулинности нашей цивилизации. Поэтому мотивация достижений ориентируется в первую очередь на точку зрения мужчин или себя по отношению к мужчинам.

Если нам ясна степень, до которой все наше существование, образ мыслей и действий приспособлены к меркам мужчин, то нам должно быть понятно, как трудно отдельному мужчине и отдельной женщине от них отойти.

Не менее существенным является влияние фактора распределения ролей в партнерских отношениях. Важнейшей причиной, влияющей на распределение ролей в партнерских отношениях, является та, что мужчины и женщины по-разному воспитывались. Женщин готовили к взрослой жизни по-другому.

Быть умной, самостоятельной, в состоянии помочь себе – все это становится второстепенным. Основой женского самосознания в период полового созревания окончательно закрепляется «женская привлекательность».

В подавляющем большинстве случаев различия в поведении женщин и мужчин обусловлены не врожденным биологическим полом, а заученным распределением ролей по половому признаку («так ведет себя настоящая женщина/настоящий мужчина»).

В наше время одним из самых влиятельных можно назвать такой фактор как средства массовой информации. Выше мы рассматривали действие этого фактора в отношении молодежи, в данном же случае наша задача состоит в том, чтобы показать его действие применительно к женщинам.

Именно СМИ чаще всего информируют девушек о том, что смысл жизни они могут найти только через мужчину, что сами должны быть беспомощными и слабыми, что они являются сексуальными объектами и должны соблазнять мужчин.

Не останавливаясь подробно на анализе влияния СМИ, сошлемся на мнение отечественного исследователя В. Агеевой: «Сейчас реклама навязывает образ: богатый дядюшка и девочка с длинными ногами. Из журналов, телевизора просто кричат: брачная лотерея, роскошное авто, в которое тебя посадят в 16 лет, вот твои длинные ноги, и тебе большее ничего не надо. И еще желательно много крема, которым каждый вечер и каждое утро смазывать всю свою кожу, чтобы она была бархатной. Ты — это товар, который должны пощупать. Подобные представления — это модификация мужского мифа о счастливой женщине на содержании. Мужчина взял на себя все общечеловеческие проблемы, и она должна быть счастлива. Это — колоссальное упрощение» [39].

Воспитание, четко ориентированное на половое различие, с помощью сложившихся традиций, литературы, средств массовой информации формирует поведение и мышление девочки, заставляя думать, что:

· девочка самостоятельно не может решить проблемы, да это ей и не нужно. Для решения проблем девочкам и женщинам нужны мужчины;

· для девочек и женщин важно быть красивыми, чтобы понравиться мужчинам. Красивые женщины имеют больше шансов получить социальное признание;

· сила женщины в том, чтобы убирать, заботиться, ухаживать и помогать;

· женщины не должны стремиться быть в центре внимания, а должны уступать первенство мужчинам и.д.

Как следствие этого женщины упускают возможности:

· подготовиться к самостоятельной жизни в партнерстве;

· выработать пути преодоления настоящих опасностей, научиться решать проблемы;

· спланировать свою собственную профессиональную карьеру и выйти в мир, чтобы соответствовать требованиям дня.

Как фактор, влияющий на распределение ролей в партнерских отношениях, Н.Ю. Ерофеева называет и созданный обществом комплекс маскулинности. Этот комплекс, выделенный психоаналитиками, формируется на уровне подсознания. Суть его в том, что при более глубоком исследовании, проведенном психоаналитиками (Хорни, Фрейд), просматривается более или менее сильное желание собственной маскулинности или фантазии о ней. Даже если подобное желание отчасти осознается, всю силу и глубину подсознательной мотивации своего стремления женщина обычно не осознает. Комплекс маскулинности – это комплекс чувств и фантазий о ней. Даже если подобное желание отчасти осознается, всю силу и глубину подсознательной мотивации своего стремления женщина обычно не осознает. Комплекс маскулинности – это комплекс чувств и фантазий женщины, содержание которых определяется бессознательным желанием тех преимуществ, которые дает положение мужчины, зависть к мужчинам, желание быть мужчиной и отказ от роли женщины.

Анализ группы факторов гендерной социализации позволяет говорить об особенностях и индивидуальных психологических различиях женщин и мужчин. В основном все эти особенности не столько биологического характера, сколько социального и закладываются обществом. Знание, понимание и учет этих факторов сегодня как никогда имеют большое значение. Меняются образ жизни, моральные устои и человеческие устремления, подвергаются изменениям и отношения между мужчиной и женщиной. Теперь женщины – соперницы, претендующие на повышение зарплаты и продвижение по службе [16].

Социально-экономические изменения, которые происходят в Украине с конца прошлого столетия, ведут к расширению вариативности гендерных конструктов. Гендерная социализация на современном этапе характеризуется сложностью и противоречивостью. Очевидно, что "мужские" и "женские" культуры – ранее традиционно четко деленные – сближаются и перемешиваются. Поэтому границы стереотипных мужских и женских ролей постепенно разрушаются, теряют жесткость и определенность, что создает дополнительные трудности в социализации. Представляется весьма вероятной дальнейшая трансформация взглядов относительно мужских и женских ролей в сторону их эгалитаризации, хотя, судя по невысоким темпам развития демократии, феминистская идеология в ее наиболее рациональных и гуманных проявлениях вряд ли найдет легкие пути к массовому общественному сознанию. (41)

Исследовательница Говорун Т.А. также утверждает, что социум закладывает такой сценарий приобретения гендерной идентичности, который совмещает в себе как социально типичное, так и индивидуальное, которые, как правило, выступают дисгармоничными составляющими образа Я. Несогласованность, дисбаланс достижений и ожиданий, маргинализация полового сознания, за счет обеднения етнокультурних нормативов поло-ролевого поведения порождает дезориентованность юношей и девушек относительно реального и путей достижения идеального Я.

Особенности социализации пола на территории Украины в эпоху социализма можно охарактеризовать процессом выравнивания позиции полов в получении образования и освоении профессиональных ролей и в то же время сужением возможностей для самореализации в поло-соответствующих ролях. Такой характер гендерной социализации можно назвать "бесполым сексизмом", поскольку равенство полов достигалось за счет нивелировки полосоответствующих свойств и ориентировало на освоение поло-нейтральных или нетипичных ролей. Сексизм проявлялся, в первую очередь, в нарушении принципа четности, гендерного равновесия в исполнении семейных и социальных ролей. Отсюда – современные проблемы половой социализации подрастающего поколения: девальвация семейных ролей, роста привлекательности их традиционного распределения, маскулинизация девушек и феминизация мальчиков.

Оценка современного состояния украинского общества с позиций гендерного равенства (дисбаланс экономического, социального, семейного статуса мужчин и женщин, дифференциация ценностно-нормативных представлений о поведении в зависимости от пола и тому подобное) удостоверяет, что его ориентации являются далекими от оптимальных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.