Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество Шишкина и Куинджи




Стремился показать глубину человеческих страстей и страданий за правду, Ге пошел от тесноватых уже для него рамок традиционной живописи передвижников - их идейного натурализма. Силу эмоций своих героев и драматизм ситуации он выразил в таком динамизме формы и мазка, что сделало его предсказателем экспрессионизма - художественного течения ХХ века.

ТВОРЧЕСТВО СУРИКОВА И ГЕ

Главные картины В. И. Сурикова — это и главные вехи его жизни, не очень на первый взгляд богатой внешними событиями. В самом деле, путешествовал художник не так уж много, геoгpaфия его поездок не столь обширна: Красноярск — родина служила ему надежным источником для постоянного пополнения запаса жизненных сил и впечатлений, без которых его искусству могло грозить оскудение, из зарубежных стран — Италия и Германия, в последние годы — Франция и Испания. Однако свое самое главное непрерывное «путешествие» в историческое прошлое России, ее народа он совершал постоянно не с тем, однако, чтобы отвернуться от настоящего, уйти от его тревог и забот. Напротив, независимо от того, думал ли Суриков об ЭТОМ специально или нет, его искусство так же остро выражало свое время, как и искусство другого выдающегося мастера народно-исторической темы, его старшего современника М. П. Мусоргского. В годы, когда Василий Иванович трудился над «Утром стрелецкой казни», композитор работал над оперой «Хованщина», а скончался Модест Петрович 16 марта 1881 года, т. е. всего через пятнадцать дней после появления картины на IX передвижной выставке.

Художник Николай Ге - один из блестящих представителей когорты передвижников. Любителям живописи он известен как автор полотен "Тайна ужин" и "Петр I допрашивает царевича Алексея", преисполненных психологического напряжения картин религиозной тематики. Фамилия Ге знакома и большинства простых обывателей, которые с увлечением разгадывают разнообразные кроссворды. Почти в каждом из них встречается это короткое, необычное, с французским корнем фамилия (предки художника убежали из Франции в ХVIII веке, спасаясь в России от революционных событий).

Природа Украины во многом определила образное строение работ художника. Воспеты М.Гоголем, написанные И.Крамским и О.Куинджи украинские лунные ночи нашли свое отображение не только в пейзажах Ге, но и в его драматичных картинах. Холодный месячный свет становится важным эмоциональным камертоном страданий Христа, который предчувствует свой конец ("Выход в Гефсиманский сад"), и упреков больной совести Иуды, который одиноко бреде ночью ("Совесть. Иуда").

Произведения, написанные в Украине, Николай Ге представлял на передвижных выставках в Петербурге и Москве. Однако публика, которая привыкла к другому, более "красивой" живописи, не воспринимала эти картины, которые вынуждали вздрагивать от изображенной с таким надрывом человеческой боли.

Как в этой последней, так и в других картинах на религиозные темы Ге придерживался реалистичной трактовки, чем вызывал возмущение и нападения реакционных кругов. "Распятие" поражает зрителя не только натурализмом формы, но и здекларованим экспрессионизмом выражения, которое так очень приближает Маляра к современному искусству. И когда в 1894 году Ге привез "Распятие" на 22-гу передвижную выставку, цензура запретила ее экспонировать. Но квартиру знакомых Николая Николаевича, где находилась работа, сначала стали посещать по запискам автора, а в дальнейшем и без этих записок художники, врачи, чиновники, критики, студенты, и таким образом, преодолевая цензуру, картину увидел почти весь Петербург.

Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.

Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.

Всех исполненных Шишкиным офортовД. Ровинский насчитывал до сотни; он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884—1885 годах, издал в двух сериях сборник 24 фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Шишкиным. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом.

В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.

Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.