Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа «Радуга» (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.)




Вариативные программы обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Тема 5.

 

В 1995 г. Постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором было закреплено право ДОУ на самостоятельный выбор программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесение изменений в них, разработку собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (проекта).

23 ноября 2009 г. приказом Министерства науки и образования РФ были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования Разработку ФГТ осуществлял Институт стратегических исследований в образовании РАО совместно с НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.

ФГТ – это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

В соответствии с федеральными требованиями разрабатывается примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья), на основе которой каждое ДОУ разрабатывает и утверждает свою основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

На основе ФГТ осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Основные программы для ДОУ подразделяются на комплексные (общеразвивающие), включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ, и специализированные (парциальные, локальные) – программы по одному или нескольким направлениям, реализующиеся в рамках основной образовательной деятельности ДОУ.

Ниже представлена характеристика основных комплексных программ ДОУ.

В 1989 г. по заказу Министерства просвещения РСФСР начинает разрабатываться программа «Радуга». Авторский коллектив возглавила кандидат педагогических наук Т. Н. Доронова. В настоящее время программа состоит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет.

Цель программы – сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка. Перед воспитателями выдвигаются общие задачи: создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы; обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического); способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию; формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру; приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).

Педагогическая работа строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения. Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4-5 лет, являются естественным следствием и продолжением принципиальных изменений в деятельности ребенка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполаганию. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что он хочет получить по их окончании – иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата. Следующий шаг в становлении целеполагания – способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени. Это значит, что более общие планы фиксируются ребенком неделями и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развертывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности. Существенным моментом в педагогической работе является создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем, что взрослый хотел бы в них сформировать.

Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: физическая культура (самый важный предмет – красный цвет); игра (положенная в основу программы – оранжевый цвет); изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративным искусством – желтый цвет); конструирование (развитие воображения – зеленый цвет); занятия музыкальным и пластическим искусством (формирование эстетических переживаний – голубой цвет); занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет); математика (фиолетовый цвет).

Программа включает следующие разделы: «Физическая культура», «Игра», «Изобразительная деятельность и труд», «Конструирование», «Занятия по развитию речи», «Занятия музыкой и пластическим искусством», «Математика».

Тех педагогов, кто захочет работать по программе «Радуга», авторы призывают, прежде всего, понять, что представляет собой ребенок данного возраста, любить его за индивидуальность. В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки: уважение к свободе и достоинству каждого ребенка; создание условий для развития его индивидуальности; обеспечение психологического комфорта; наличие «свободного педагогического пространства» для проявления индивидуальной активности как воспитателя, так и ребенка; взаимодействие воспитателя с ребенком по типу субъект-субъектного общения.

В методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их содержание, цель и средства. К программе разработан учебно-методический комплекс.

Программа «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович).

В 1995 г. коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена была разработана программа «Детство». Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Программа основана на принципах гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Количество занятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня. Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел – «Отношение к самому себе».

Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание» (назначение блока – помочь дошкольникам освоить разнообразные способы познания окружающего мира: сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.); «Гуманное отношение» (ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру); «Созидание»; «Здоровый образ жизни». В каждом разделе программы обязательной составляющей воспитания и образования дошкольников становится линия развития чувств. Основные разделы программы: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Ребенок входит в мир социальных отношений», «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду», «Ребенок открывает мир природы», «Развиваем речь детей», «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», «Первые шаги в математику».

Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста – младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни). Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе следующая: характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка; особенности сферы деятельности (общения, восприятия); общие задачи воспитания; представления (ориентации); практические умения; уровни освоения умений (низкий, средний, высокий); методические советы; рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть; рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства; заключение.

В помощь воспитателям, работающим по этой программе, подготовлена специальная серия методической литературы – «Библиотека программы «Детство». В пособии «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» (под общей редакцией 3.А. Михайловой) сформулированы педагогические задачи по основным видам деятельности: природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственному воспитанию и физическому развитию. В кратком изложении представлены задачи и содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Программа воспитания и обучения в детском саду (А. В. Антонова, Н. Е. Веракса, В. В. Гербова и др.; под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой).

Данная программа является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985, отв. ред. М. А. Васильева). Программа доработана с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования. Вместе с тем, авторы-составители сохранили лучшие традиции дошкольного образования на основе сохранения его фундаментальности. Отдельные положения программы скорректированы с учетом «Ориентиров и требований к обновлению содержания дошкольного образования в России». (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, 1991).

Новый вариант программы 2005 г. представляет более широкие возможности для полноценного, социального и личностного развития ребенка от рождения до 7 лет. Авторы-составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие, а также имели в виду, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных процесса, не зависимых друг от друга, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках данного варианта программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

Цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Особое внимание в программе уделено: обучению как средству воспитания и развития ребенка; личностно ориентированному, индивидуальному подходу к ребенку; развитию способностей – физических, интеллектуальных, художественных; развитию любознательности как основы познавательной активности; формированию разных видов творчества – изобразительного, музыкального, словесного; формированию нравственных начал личности, трудовых умений, социального поведения; формированию начал национальной культуры и основ мировой культуры.

Содержание программы рекомендуется реализовать в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей программы авторы выделяют основные положения: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах атмосферы гуманного доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; творческая организация процесса воспитания и обучения (креативность); вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества; обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения; координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи, обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом; соблюдение преемственности в работе детского сада и учреждений начального образования, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Программа составлена по возрастным группам и охватывает четыре возрастные периода физического и психического развития детей: ранний возраст – от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст – до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). Все возрастные группы имеют идентичную структуру, кроме групп раннего возраста. По мнению авторов особенности детей раннего возраста требуют иного режима, соответствующего возрастным особенностям. Это определяет иную структуру программы для групп раннего возраста. Структура программы с первой младшей до подготовительной группы: возрастные особенности; задачи, которые решаются в каждом разделе; примерный режим дня.

Разделы программы: физическое воспитание; умственное воспитание; нравственное воспитание; трудовое воспитание; художественная литература; художественно-эстетическое воспитание; музыкальное воспитание; культурно-досуговая деятельность; игра.

Новизна программы заключается в следующем: по-новому представлены разделы программы; включен новый раздел – «Возрастные особенности психического развития детей»; в раздел «Физическое воспитание» включен подраздел «Воспитание культурно-гигиенических навыков»; новый раздел «Умственное воспитание» включает в себя подразделы: «Сенсорное воспитание», «Ребенок и окружающий мир», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений»; впервые в ознакомление дошкольников с природой включен подраздел «Экологическое воспитание»; в раздел «Художественно-эстетическое воспитание» включены: «Знакомство с искусством», «Изобразительная деятельность», «Конструирование»; раздел «Культурно-досуговая деятельность» состоит из подразделов «Отдых», «Развлечения», «Праздники», «Самостоятельная художественная деятельность» или «Самообразование» и «Творчество». Раздел полностью обновлен и основывается на современных исследованиях разработчиков программы; игра поставлена в конец программы после содержания разделов, так как авторы считают, что ребенок выражает в игре весь свой опыт, накопленный в процессе жизнедеятельности; в конце каждого раздела указано, что может ребенок выполнить к концу года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.