КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты экологических правоотношенийЭкологические правоотношения – это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества с окружающей средой по поводу использования природных ресурсов, их восстановления и охраны (природоресурсные отношения) и по поводу охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности человека (природоохранительные отношения). Характеристику субъектного состава отношений в области охраны окружающей среды следует начать с определения роли и места государства в названных отношениях. Республика Беларусь является субъектом права исключительной государственной собственности на недра, воды и леса, земли сельскохозяйственного назначения находятся только в собственности государства (ст.13 Конституции Республики Беларусь). Государство как субъект отношений в области охраны окружающей среды определяет принципы и направления государственной политики в области окружающей среды, осуществляет государственное управление в лице специально уполномоченных органов государственного управления, а также контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды. Названные особенности правового положения государства в системе экологических правоотношений определяют специфику положения административно-территориальных единиц Республики Беларусь как субъектов отношений в области охраны окружающей среды. Правовое положение административно-территориальных единиц в системе государственного устройства Республики Беларусь определено в Законе Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь». Экономическую основу местного управления и самоуправления в соответствии со ст. 33 Закона «О местном управлении и самоуправлении» составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), коммунальная и иная собственность, служащие источником получения доходов местного управления и самоуправления и удовлетворения социальных и экономических потребностей населения соответствующей территории. Компоненты природной среды (недра, воды, леса, земли сельскохозяйственного назначения, животный и растительный мир, особо охраняемые природные территории) отнесены к объектам, находящимся только в собственности государства, и в соответствии со ст. 215 ГК составляют казну Республики Беларусь. Согласно ст. 41 Закона «О местном управлении и самоуправлении» исполкомам принадлежит право распоряжения природными ресурсами на соответствующей территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Местные Советы, местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляя правомочия по распоряжению природными ресурсами, по охране окружающей среды действуют от имени государства в целом. Субъектами отношений в области охраны окружающей среды в соответствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей среды» являются: Республика Беларусь, Субъектами отношений в области охраны окружающей среды являются: Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области охраны окружающей среды, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также иные государственные органы, органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции; общественные объединения, иные юридические лица Республики Беларусь, а также граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели (далее, если не предусмотрено иное, - граждане). Правила, установленные настоящим Законом, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь Статья 6 Закона «Об охране окружающей среды» и природоресурсное законодательство (Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Лесной и Водный кодексы и т.д.) признает физических лиц также субъектами отношений по использованию природных ресурсов. Гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Если физическое лицо желает осуществлять виды деятельности в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, для осуществления которых необходимо получить лицензию в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», оно должно быть оформлено в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальные предприниматели признаются субъектами права специального природопользования (ст. 6 Закона «Об охране окружающей среды). Согласно ст. 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь индивидуальный предприниматель – это физическое лицо – гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Лицо признается индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности последних применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения. Юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица как субъекты отношений в области охраны окружающей среды должны соответствовать требованиям, предъявляемым к юридическим лицам гражданским законодательством, т. е. в соответствии со ст. 44 ГК Республики Беларусь быть организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в Едином государственном регистре юридических лиц. Иностранные государства признаются субъектами отношений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в случаях, установленных законодательством. Например, ст. ст. 4, Закона «О животном мире» признает субъектами отношений в области охраны и использования животного мира наряду с юридическими и физическими лицами, также иностранные государства. Статья 5 Водного кодекса включает иностранные государства в круг субъектов водных отношений в качестве водопользователей. Согласно ст. 9 Лесного кодекса иностранные государства выступают субъектами лесных отношений. Статья 12 Кодекса о земле рассматривает в качестве субъектов права собственности на землю на территории Республики Беларусь иностранные государства, которым земельные участки передаются в собственность в порядке ст. 37 Кодекса о земле земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются также гражданам Республики Беларусь - в пожизненное наследуемое владение либо аренду, а иностранным гражданам и лицам без гражданства - в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Республика Беларусь осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды с иностранными государствами как субъектами экологических правоотношений в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Правовой основой для такого сотрудничества являются международные договоры Республики Беларусь.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |