Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар №7: «Семейное воспитание и семейная педагогика. Аномальные стили семейного воспитания




Основные вопросы:

1. Семья как социальный институт воспитания.

2. Типология семейного воспитания.

3. Аномальные стили воспитания.

4. Исследование и диагностика семейного воспитания (тест Бернс Р.С., Кауфман С.Х. «Кинетический рисунок семьи», применение психогеометрического метода в диагностике семейных взаимоотношений).

 

Основная литература

1. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога олбразования. – М.: Сфера, 2000. С. 314-370.

2. Педагогика. Учебное пособие. /Под ред.П.И.Пидкасистого. – М., 2001. С. 62-100. С. 490-512.

3. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. С. 119-184; 184-210.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2001.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. –СПб., 2002.

Дополнительная литература

1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. –М., 1999.

2. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетический рисунок. – М., 2000.

3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практичесакое руководство. Часть 2. – М.: Генезис, 2001.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000.

6. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация, - М.: Апрель Пресс, 2001.

6. Дружинин Психология семьи. –СПб.: Речь., 2002.

7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.

8. Популярная психология для родителей /Под ред. А.А. Бодалева и др. М., 1998.

9. Психолого-педагогический словарь /Под ред. П.И. Пидкасистого. –Р.-на-Д., 1998.

10. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В. Шребенников, Л.В. Ковинько. – М., 1990.

11. Фромм А. Азбука для родителей. –Л., 1991.

Семинар № 8: «Образование в мире. Инновационные системы ХХ века (отечественные и зарубежные). Кризис современной педагогики и пути его преодоления»

Основные вопросы:

1. Образование в мире. Отечественные инновационные образовательные технологии.

2. Зарубежные инновационные образовательные технологии.

3. Кризисные особенности современного образования. Гуманистические стратегии преодоления кризиса.

4. Современные подходы к образованию личности. Тактика педагогической самоорганизации. Непрерывное образование. Андрогогика.

5. Педагог как организатор педагогического процесса. Педагог как преподаватель. Педагог как личность. Мастерство педагогического общения.

6. Особенности осуществления педагогического процесса и проведения учебных занятий в вузе.

Основная литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 2000. С. 109-141.

2. Педагогика. Учебное пособие. /Под ред.П.И.Пидкасистого. – М., 1998. С. 442-481.

3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. –Р.-на-Д., 1999.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. С. 442-481.

Дополнительная литература

1. Акопов Г.В. Социальная психология образования. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания – Р.-на-Д., 1999.

3. Вершловский С.Г. Образование взрослых: Опыт и проблемы. – СПб., 2002.

4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989.

5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.

6. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

7. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования – реальность третьего тысячелетия. – М., 1997.

8. Миронов В.Б. Век образования. – М., 1990.

9. Морозова О.П. Педагогический практикум; Учебные задания, задачи и вопросы: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2000.

10. Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. – М., 1997.

11. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшей школы. – М.: Академия, 2001.

12. Педагогичесукие технологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.С.Кукушкина. – Р.-на-Д., 2002.

13. Психолого-педагогический словарь /Под ред.П.И.Пидкасистого. –Р.-на-Д., 1998.

14. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000.

15. Шевандрин Н.Н. Социальная психология в образовании. – М., 1995.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Акцентуация – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие. Чрезмерное усиление отдельных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим.

Авторитарность – характеристика личности, стремление утвердить свою власть, авторитет, основанный на беспрекословном подчинении.

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих влияние на состояние человека и его поведение.

Большие социальные группы – общности людей, характеризующиеся слабыми постоянными контактами (или отсутствием личных контактов) между всеми представителями, объединенные по определенному социальному признаку и оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия его развития, подготовки к жизни и труду.

Восприятие – психический познавательный процесс, это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Воля – свойство (состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Воображение - способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать в сознании и мысленно манипулировать им.

Вторая сигнальная система – система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.

Генотип – совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей. Генетическая конституция человека.

Головной мозг – передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа; материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма.

Группа малая – группа из двух и более человек, объединенных единой целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

Дидактика – теория обучения, отрасль педагогики, предметом которой является обучение как средство образования и воспитания человека.

Детерминация – особым образом организованная структура причинно-следственных взаимодействий, обеспечивающая созидательные стороны развития.

Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленной на творческой преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Долг – превращение социального требования, относящегося ко всем людям, в личную задачу индивида в определенной ситуации.

Достоинство – отношение человека к самому себе и отношение к нему общества, в котором признается самоценность личности; основа самосознания и самоконтроля личности.

Задатки – предпосылки к развитию способностей; анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей (особенности развития различных анализаторов, функциональная деятельность мозга.

Защита психологическая – регулятивная система личностной стабилизации, направленная на снижение уровня целедостижения в непреодолимо трудных условиях, механизм самозащиты от психотравмирующих воздействий.

Защитные механизмы – психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся «Я»-образ.

Защищенность психологическая – состояние психической стабильности, возникающее в результате осознания индивидом возможности устойчивого удовлетворения его основных потребностей, подкрепляемое принадлежностью личности к элитной группе, реальным уровнем притязаний, механизмами подавления тревожности.

Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физиологических, социальных, психологических и др.

Индивид – человек как природное существо, носитель врожденных своеобразных черт (задатков, влечений, эмоциональных особенностей). Психофизиологическое качество отдельного человека.

Индивидуальность – своеобразное сочетание психики и личности индивида, ее неповторимость.

Индивидуальность – своеобразие психики отдельного человека, проявляющиеся в особенностях его темперамента, характера, познавательных, эмоциональных и волевых процессов, потребностей и способностей; задатков индивида, преобразованные в процессе его развития в социальной среде.

Инстинкт – врожденная, мало изменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Интеллект – устойчивая структура умственных способностей.

Интроверсия – преимущественная обращенность сознания человека внутрь собственных проблем и переживаний, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг (одна из базовых черт личности).

Интроспекция – метод познания психических явлений путем самонаблюдения.

Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Коммуникация – передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; линия или канал, соединяющие участников обмена информацией; взаимодействие, с помощью которого информация передается или принимается; процесс передачи и приема информации.

Комплекс неполноценности – стойкая уверенность индивида в своих личностных дефектах; возникает в силу стойких жизненных неудач, в результате недостаточной компенсаторной деятельности, а также ошибок воспитания и обучения.

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Личность – системное качество человека, проявляющееся в процессе социализации на базе индивидуальной генетической программы.

Малая группа – это немногочисленная по составу(2-40 человек), хорошо организованная самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

Маргинал – человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни; лицо, находящееся на периферии общества; люмпен, бродяга, бомж.

Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, при которой обучающиеся усваивают знания, умения и навыки, развиваются их познавательные силы и способности, формируется мировоззрение и достигается необходимая подготовка подрастающих поколений к жизни.

Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Мышление – психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира; высший психический познавательный процесс, суть которого заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности; высший психический познавательный процесс отражения бытия в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях; процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Наблюдение – метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Навык – сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. Формируется в процессе многократных повторений (упражнений).

Направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей, мотивов, интересов, принципов, взглядов, мировоззрения, установок и целей личности, определяющих главное направление ее поведения.

Настроение – эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными и отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Напряженность психическая – психическое состояние ожидания неблагоприятных для индивида событий или острое переживание прошедших травмирующих событий, сопряженное с чувством повышенной тревожности, дискомфорта. Степень психической напряженности зависит от личностного смысла психотравмирующего события.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта (знаний, умений и навыков).

Нейротизм – свойство человека, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.

Нервная система – совокупность нервных образований у животных и человека, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций.

Нонконформизм – противостояние искушению подчиниться действиям или суждениям большинства

Нормы социальные – правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.

Образ – субъективная обобщенная картина мира (предметов и явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

Образование – относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у людей системы ЗУН, отношений к явлениям природы и общественной жизни; процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми ЗУН в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Обучение – целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания и учения.

Общая психология – область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и закономерности формирования, развития и функционирования психики человека.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми; качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности, умственный потенциал или интеллект, талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности; совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма

Опыт – результат чувственного эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, выражающейся в единстве знаний, умений, навыков.

Органы чувств – нервные устройства, служащие приемником сигналов, информирующих субъект об изменениях в окружающей среде и в его организме.

Отклоняющееся поведение – поведение, противоречащее общепринятым правовым или нравственным нормам.

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающиеся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

Ощущение – простейший психический познавательный процесс субъективного отражения отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы; чувственное отображение объективной реальности (сенсорная чувствительность).

Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации. Процесс сохранения и организации опыта. В широком понимании включает в себя как приобретенную прижизненно, так и наследственную информацию – информационный фонд психической деятельности.

 

Педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании подрастающих поколений.

Персонализация – процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности.

Подсознательное – собирательное понятие, обозначающее различные неосознаваемые системы психики.

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Поведение – система ответных реакций человека в виде более простых и сложных действий, поступков и деяний, обусловленная отражением и оценкой в его психическом мире воздействий, источником которых оказывается окружающая его действительность и он сам.

Потребность – состояние нужды организма (индивида, личности) в чем-либо, необходимом для его нормального существования.

Представление – процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

Психика –. системное отражательно-регуляционное свойство высокоорганизованных живых организмов, обеспечивающее их приспособление к окружающей среде. Психика человека – субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция взаимодействия человека со средой.

Психодиагностика – область психологии, разрабатывающая методы и процедуры выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Рефлексия – самопознание субъектом своих психических состояний и состояний других людей. Способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Реакция – ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде.

Рефлекс – опосредствованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Бывают условными и безусловными.

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Ригидность – негибкость, пониженная способность к изменению ранее сформированной программы, жесткость, неизменяемость ранее заданной позиции. Различаются когнитивная ригидность (трудность перестройки восприятия и представления в измененных условиях), аффективная ригидность (косность эмоциональных откликов) и мотивационная ригидность.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование группы перед назначившей его инстанцией и располагает возможностями наказания и поощрения подчиненных.

Руководство в малой группе – процесс управления группой людей, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему.

Самоактуализация – реализация человеком целей, которые он как личность и как субъект деятельности ставил перед собой, исходя из своего понимания смысла жизни и своих способностей.

Самооценка – оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

Сензитивность –способность тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.

Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. В основе – глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей (хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей).

Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Социализация личности – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Социальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, которые выступают результатом взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Социометрия – метод социальной психологии, предложенный Дж. Морено, позволяющий выразить количественно и графически структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

Сплоченность групповая – один из процессов групповой динамики, характеризующийся степенью приверженности к группе ее членов (уровень взаимной симпатии; степень привлекательности группы для ее членов).

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.П. Теплов

Статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы.

Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Талант – высокий уровень развития способностей человека, прежде всего специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности.

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Уровень притязаний – максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. Стремление личности на основе самооценки своих возможностей и благодаря результатам деятельности занять определенное место в коллективе, определить удовлетворяющую ее степень выполнения тех или иных задач.

Установка – готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Учение – специально организованная, активная самостоятельная, трудовая и эстетическая деятельность обучающихся, направленная на освоение ЗУН, развитие психических процессов и способностей.

Филогенез – процесс эволюционного развития вида.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для нее способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Ценности – то, что человек особенно ценит в жизни, чему придает особый положительный жизненный смысл.

Ценностная ориентация – детерминированные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности.

Центральная нервная система – часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.

Черта личности – устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.

Чувство – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

Эгоизм – черта личности, которая заключается в себялюбии, сосредоточении на своем «Я», равнодушии к другим людям. Эгоист замыкается в самом себе, преследует свои личные интересы в ущерб интересам других.

Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Направленность личности на мир внешних объектов.

Эмоции –переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Эмпатия – способность человека к сопереживанию, умение «вчувствоваться» в состояние другого человека, понимать его не «умом», а «сердцем».

Я-концепция – концептуальная система представлений индивида о самом себе, образ собственного Я, определяющий отношение индивида к самому себе и другим людям, самосознание индивида.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ)

1. Ответственность как психологическая категория.

2. Система психологической защиты личности.

3. Психотерапевтические возможности игры.

4. Опыт социализации мальчиков и девочек.

5. Психологические портреты политических деятелей и знаменитостей современности.

6. Ситуация успеха: как ее создать?

7. Определение внутреннего мира человека по почерку.

8. Проблема формирования и развития комплекса неполноценности и его влияние на жизненный путь личности.

9. Гордость отечественной психологии… (на примере жизни и научного творчества одного из представителей отечественной психологической науки).

10. Гордость отечественной педагогики… (на примере жизни и научного творчества одного из представителей отечественной педагогической науки)

11. Возникновение неформальных групп в организации.

12. Группа как фактор социального контроля.

13. Теории лидерства.

14. Психология и этика делового общения в профессиональной деятельности (на примере своей профессии).

15. Образование как социальный институт.

16. Педагогическая культура руководителя.

17. Парадоксы педагогических традиций.

18. Гуманистические истоки преодоления кризиса образования.

19. Современные подходы к образованию личности.

20. Концепция педагогики личности.

21. Феноменология воспитания.

22. Национальные особенности аксиологии.

23. Педагогическая синергетика.

24. Творческие принципы самоорганизации.

25. Содержание и технологии самоорганизуемого воспитания.

26. Нестандартный ребенок: кто он?

27. Проблема одиночества как педагогическая проблема.

28. Родительство как социокультурный феномен.

29. Семья как психотерапевт.

30. Юмор как педагогический прием.

31. Я – воспитатель: сильные и слабые стороны.

32. Информационные технологии обучения.

33. Технологии программированного обучения.

34. Технологии модульного обучения.

35. Технология развивающего обучения.

36. Андрогогика в системе непрерывного образования.

37. Дистанционное образование.

38. Дидактическая система К.Д.Ушинсткого.

39. Педагогическое наследие А.С.Макаренко.

40. Современные проблемы образования.

41. Система образования за рубежом (на примере одной из стран).

42. Основные направления современной зарубежной педагогики (на примере одной из стран).

43. Элитарная система обучения за рубежом.

44. Историческая роль инновационных систем обучения.

45. Принципы управления педагогическими системами.

46. Система подготовки специалистов в вузе на современном этапе.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (экзамену)

1. Психология как наука. Объект, предмет психологии.

2. Методы психологической науки.

3. Основные направления в психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология

4. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.

5. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

6. Структура психики: сознательное, бессознательное, подсознательное.

7. Психика и организм: мозг, функции психики.

8. Психология деятельности. Виды деятельности.

9. Структура психики. Мир психических явлений.

10. Ощущение.

11. Восприятие.

12. Внимание.

13. Память.

14. Мышление и ум.

15. Креативность и творческое мышление.

16. Интеллект.

17. Стили мышления руководителя.

18. Язык и речь.

19. Представление.

20. Воображение.

21. Эмоции и чувства.

22. Воля.

23. Психология личности: от биологического к социальному.

24. Методы оценки личности.

25. Темперамент: типы, свойства.

26. Методы определения темперамента.

27. Характер: типы, свойства.

28. Акцентуированные свойства личности.

29. Малые социальные группы. Классификация малых групп. Групповая динамика.

30. Социально организованные общности (ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив)..Стадии развития коллектива.

31. Понятие общения. Вербальные способы общения. Невербальные способы общения. Функции общения.

32. Предмет педагогики.

33. Психологические характеристики закономерностей воспитания. Принципы воспитания.

34. Социально-психологическая классификация семьи. Функции семьи. Семейная педагогика и семейное воспитание. Стили семейного воспитания.

35. Дидактика: понятие, дидактические концепции.

36. Понятие образования. Теории образования. Содержание образования

37.. Законы и закономерности обучения. Сущность и структура обучения.

38. Дидактические принципы. Дидактические методы и формы обучения.

39. Содержание образования в РФ: система образования.

40. Структура педагогического процесса. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

41. Воспитание в педагогическом процессе. Принципы воспитания.

42. Типология уроков. Виды обучения. Технология обучения: учебный план, учебная программа. Виды контроля.

43. Современные виды обучения: блочное, модульное, дистанционное обучение и др.

44. Кризисные особенности современной педагогики и пути его преодоления.

45. Инновационные образовательные системы ХХ века. Система образования за рубежом (на примере одной страны). Отечественные инновационные образовательные системы.

44. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными системами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.161 сек.