Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы педагогического исследования. Связь педагогики с другими науками




Связь педагогики с другими науками.

Педагогика тесно связана с философией, которая является фундаментом педагогики. Особенно значение имеет философия воспитания, которая рассматривает использования в процессе воспитания детей разнообразных философских систем. Кроме того, философия помогает педагогике определять содержание и цель воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей понимания и бытия человека. Философия играет роль историологической основы педагогики, задает восходящие позиции при исследовании педагогических явлений.

Педагогика тесно связана со всей системой наук про человека.

Анатомия и физиология являются основой для понимания биологической сущности человека, развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств и т.д. Особенно тесно педагогика связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. Педагогика изучает эффективность тех воспитательных идей, которые могут привести к изменениям во внутренне мире и поведении человека, а психология дает своеобразный инструмент влияния на человека. Каждый раздел педагогики имеет свой оплот в соответствующем разделе психологии (дидактика — теорию познавательных процессов, теория воспитания — психологию личности и т.п.).

Педагогика также связана с социологией, историей, литературой, антропологией, географией, медициной, экологией, экономикой, археологией, потому что изучения человека, его жизни и условий развития помогает досконально исследовать закономерности воспитания. Про это в свое время писал К.Д. Ушинский: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Главная цель педагогических исследований — открытие объективных закономерностей воспитания, обучения, образования и связанных с ними процессов особенностей развития личности. Пути, средства познания объективной реальности называют методами исследования. Таким образом, методы педагогического исследования — совокупность приемов, операций, которые направлены на изучение педагогических явлений и процессов.

Методологической основой исследования педагогической деятельности в отечественной педагогике является теория познания (гносеология), именно она составляет общий метод научного познания, требования которого несут универсальный характер.

Характерной чертой педагогических процессов является неоднозначность их течения, неповторимость. «Чистое» исследование в педагогике невозможно, поскольку в природе не существует двух одинаковых личностей, или двух абсолютно тождественных педагогических явлений, следовательно только массовые педагогические исследования дают достоверные результаты, а педагогические обобщения базируются на наиболее характерной тенденции.

Педагогические исследования не должны наносить вреда ни психическому, ни физическому здоровью людей, которые исследуются. В педагогике существуют 3 уровня педагогически исследований: эмпирический, теоретически и методологический.

На эмпирическом уровне устанавливаются новые факты, предмет исследуется на уровне явления с помощью наблюдения и эксперимента.

К эмпиричным методам принадлежат: наблюдение, анкетирование, собеседования, изучение продуктов деятельности людей, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, метод «независимых судей», рейтинг, метод обобщения независимых характеристик.

Наблюдение, как метод исследования, отличается от ежедневного тем, что:

1) изучаются задания наблюдения, выделяются его объекты, разрабатываются схемы или план наблюдения;

2) результаты обязательно фиксируются;

3) полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдения, оно должно быть длительным, систематическим, объективным, массовым. Различают прямое, опосредованное, открытое и закрытое наблюдение, самонаблюдение.

Однако наблюдение не раскрывает внутренней стороны педагогических явлений, оно достаточно субъективное, следовательно его следует использовать лишь вместе с другими методами исследования.

Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех исследуемых обследование, которое проходит в определенных условиях, которые строго контролируются (test — англ. — одиноразовое испытание). Результаты тестирования необходимо обязательно сравнивать с результатами, которые были получены с помощью других методов.

Метод обобщения независимых характеристик — сущность его сводится к получению и обработке информации про личность, которая поступает из разных источников: от воспитателей, родителей, друзей и т.п.

Метод компетентных (независимых) судей — подобен вышеупомянутому. Полная оценка выставляется тому, кто исследуется, согласно баллам, которые обуславливаются до начала исследования. Эти оценки ставят те, кто хорошо знаком с исследуемым, или с проблемой (педагогическим процессом), которая изучается.

Метод рейтинга (raiting — англ. — оценка, порядок) — субъективная оценка какого-то явления по заданной шкале. Это основа для построения разнообразных шкал оценок того или иного педагогического явления, разных сторон учебной и воспитательной, педагогической деятельности и.т.д.

Эксперимент: лабораторный и естественный. В педагогике чаще всего используют естественный эксперимент. Он бывает констатирующим, или диагностирующим, а также формирующим, зависимо от цели исследования. Следует отметить, что даже при недостаточной «чистоте» естественного эксперимента он дает более вероятные результаты, нежели другие методы исследования.

Статические и математические методы — используются преимущественно для обработки экспериментальных результатов, повышения обоснованности выводов в педагогических исследованиях за счет использования вероятностной логике и вероятностных моделей.

На теоретическом уровне выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, которые позволяют объяснять и предусматривать педагогические аспекты и явления. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата педагогики. К теоретическим методам относятся: методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, изучения педагогического наследия отечественных и зарубежных выдающихся ученых, педагогов, просветителей; изучение архивных материалов, школьной документации, конвент-анализ, абстрагирование, моделирование и обобщение передового педагогического опыта.

На методологическом уровне на основе эмпирических и теоретических исследований выдвигаются общие принципы и методы педагогических исследований, дается их философское обоснование, строится общая теория.

Следует отметить, что не существует универсального, единого метода исследования педагогических явления и процессов. Для повышения достоверности результатов используют целую «батарею» методов, как теоретических, так и эмпирических, основываясь на методологической подоплёке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.