Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-тематический план 4 страница




 

 

ПЛАН

семинарского занятия № 4 по теме: «Социализация человека как

социально-педагогическое явление» (4 ч.).

 

1. Характеристика различных концепций социализации.

2. Различия стихийной и относительно социально контролируемой социализации.

3. Соотношение самосовершенствования, самостроительства и воспитания человека.

4. Характеристика задач, решаемых человеком на каждом этапе социализации.

5. Сущность социализации как социально-педагогического явления.

6. Понятие ресоциалаизация.

 

Литература:

Кон, И. С. Ребёнок и общество: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Кон. –М.: Академия, 2003.

Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник / Л. В. Мардахаев. –М.: Гардарики, 2008. –С. 43-52.

Методические указания студентам по дисциплине «Социальная педагогика» / Авт.-сост. Е. Г. Шаин. – 3-е изд. –Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. –С. 13-23.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009. –С. 8-32.

Мудрик, А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2004. –С. 13-21, 25-28, 268-272.

Мудрик, А. В. Социализация вчера и сегодня / А. В. Мудрик. –М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Сделайте тезисные выписки из указанных источников.

2. Составьте сравнительную таблицу 2-3 определений понятия «социализация», используя указанные источники:

 

Ф.И.О. исследователя Определение

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте определение социализации и обоснуйте его.

2. В чём сущность процесса социализации?

3. Охарактеризуйте составные части процесса социализации.

4. В чём основные отличия воспитания от стихийной социализации?

 

Индивидуальные задания

 

1. Напишите реферат «Социализация вчера и сегодня».

2. Найдите Интернет-источники, в которых рассматриваются проблемы социализации.

 

 

  1. Факторы социализации.

 

План:

 

1. Понятие «фактор социализации»; подходы к классификации факторов социализации.

2. Основные факторы социализации.

3. Тенденции социализации человека в современных условиях.

 

Рекомендуемая литература:

 

Кон, И. С. Ребёнок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Кон. –М.: Академия, 2003.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009.

Мудрик, А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2004.

Мудрик, А. В. Социализация вчера и сегодня / А. В. Мудрик. –М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

 

 

Как уже говорилось, социализация человека происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих то или иное влияние на него, и требующих от него определённого поведения и определённой активности. Эти обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.

В реальности социализация человека протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие. Эти условия фактически даже не все выявлены, а из известных далеко не все изучены. Широко известную в социальной педагогике характеристику факторов социализации дал А. В. Мудрик.

К мегафакторам социализации отнесены космос, планета и мир.

Космос (или Вселенная) и проблема его влияния на жизнь людей на планете Земля с древности привлекали внимание мыслителей. На протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в Космосе источник мощного влияния на жизнь человеческого сообщества и отдельного человека. Подобные идеи так или иначе постоянно присутствовали в массовом сознании, а в определённые периоды развития того или иного общества приобретали довольно большой вес.

Развернувшиеся во второй половине XX столетия исследования ближнего космоса, планирующиеся экспедиции в глубь Вселенной постепенно накапливают новый массив знаний о космосе, о Земле как его частице, об их взаимосвязи.

Представляется вполне вероятным, что по мере познания непознанного и потому кажущегося невозможным обнаружатся объяснения неизвестных и непонятных нам сегодня причин и закономерностей социальных процессов и явлений в мире и в отдельных странах, что даст возможность содержательно охарактеризовать Космос как мегафактор социализации жителей Земли. По мнению А. В. Мудрика, не стоит также исключать и вероятность того, что полученные знания выявят некие зависимости характера и жизненного пути людей от неких космических сил и обстоятельств, что в отдалённой перспективе может стать одной из основ индивидуального подхода в воспитании человека.

Органично взаимосвязаны и взаимозависимы такие факторы социализации, как планета и мир. На нашей планете – Земле – в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих её людей. Мир – понятие в данном случае социолого-политологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете. Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет. В ходе очень длительной эволюции на планете Земля возникли условия, породившие жизнь, а затем и первичные формы человеческого сообщества. Развиваясь тысячи лет, человечество превратилось в некое планетарное сообщество, которое и можно назвать миром.

В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты. Это влияние стало наиболее очевидным в XX столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические, экономические, демографические, военно-политические. Все эти и другие проблемы и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию человека.

Так, осознание человечеством в 50-е гг. XX в. как глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле – пример прямого влияния глобальных проблем на социализацию. Это осознание сыграло большую роль в том, что значительная часть подростков и юношей в развитых странах стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, желания, стремления, на ценность жизни «здесь и теперь» (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогичное влияние оказали и экологические проблемы на поколение 80-90-х гг.

Опосредованное влияние глобальных процессов и проблем на социализацию человека, подрастающих поколений проявляется в различных аспектах. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и, следовательно, социализации) всего населения земного шара (естественно, в одних его частях больше, в других – меньше). Глобальные экономические и политические процессы определяют условия жизни людей в той или иной стране, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления.

Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяют человеку «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности. Естественно, что следствием этого явились изменения в восприятии жизни. Планы, мечты людей, прежде всего детей и молодёжи, в модернизированных обществах стали формироваться, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.

Наличие и роль мегафакторов социализации необходимо иметь в виду и учитывать, определяя цели, задачи и содержание воспитания. Поэтому большое значение приобретает реализация принципа природосообразности воспитания. Современная трактовка этого принципа воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.

К макрофакторам социализации отнесены страна, этнос, общество и государство.

В повседневной жизни понятия страна и государство, как правило, употребляются как синонимы. Аналогично обстоит дело с понятиями государство и общество. Это имеет свои исторические, политические и психологические основания. На самом деле эти понятия обозначают различные реалии, каждая из которых имеет особенности и свою роль в процессе социализации человека.

Страна – феномен географически-культурный. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определённые границы. Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические и климатические условия принуждают жителей страны из поколения в поколение к преодолению существующих трудностей либо облегчают труд, а также хозяйственное развитие страны (Я. Щепаньский).

Как полагал Мишель Монтень, люди в зависимости от климата того или иного места, где они живут, более или менее воинственны, более или менее умеренны, склонны к послушанию или непослушанию, к наукам или искусствам. Это суждение небеспочвенно, хотя и не следует преувеличивать влияние климата на поведение человека.

Географические условия и климат страны влияют на рождаемость и плотность населения, на состояние здоровья жителей, распространение ряда болезней, наконец – на становление этнических особенностей её жителей.

Природно-климатические условия первоначально определяют историческое развитие страны, но нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между географической средой и социально-экономическими процессами, культурным развитием страны, а тем более социализацией человека. По мнению А. В. Мудрика, природно-географические условия – это всего лишь своеобразные «рамки» процесса социализации. Не играя в нём самостоятельной роли, они в совокупности с другими факторами определяют некоторые его специфические особенности. То, как объективные условия страны влияют на социализацию человека, во многом определяется тем, как их используют и учитывают в своей жизни сложившиеся в стране этносы, общество и государство.

Понятия «этнос» и «нация» не идентичны, но при рассмотрении проблемы факторов социализации они употребляются как синонимы. Этнос, нация – явления историко-социально-культурное. Роль этноса как фактора социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой – не следует и абсолютизировать. Социализация в том или ином этносе имеет особенности, которые можно объединить в две группы – витальные (буквально – жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).

Под витальными особенностями социализации в данном случае имеются в виду способы вскармливания детей, особенности их физического развития и т.д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах.

Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется менталитетом. Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видеть и воспринимать окружающий мир и на когнитивном, и на аффективном, и на прагматическом уровнях. Менталитет в связи с этим проявляется и в свойственных представителям этноса способах действовать в окружающем мире.

Можно говорить о том, что менталитет этноса во многом определяет: отношение его представителей к труду и специфические традиции, связанные с трудовой деятельностью; представления об удобствах быта и домашнем уюте; идеалы красивого и некрасивого; каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи; нормы полоролевого поведения, в частности понятия о приличиях в проявлении чувств и эмоций; понимание доброты, вежливости, такта, сдержанности и т.д.

Влияние менталитета этноса очень велико во всех аспектах социализации человека. Большую роль менталитет играет и в формировании межэтнических установок, которые, зарождаясь в детстве, будучи весьма устойчивыми, нередко превращаются в стереотипы.

Говоря об обществе как макрофакторе социализации, отметим, что в России до самого последнего времени и фактически, и идеологически, а на уровне обыденного сознания и до сих пор общество отождествляется с государством. Начинается очень трудное осознание примата общества перед государством, приоритета личности перед государством и обществом. Общество – понятие в основном политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, этнические, конфессиональные, возрастные, профессиональные, социальные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.

В каждом обществе складываются специфические условия социализации человека на каждом возрастном этапе. Они зависят от особенностей гендерной (полоролевой), возрастной и социальной структур общества, от уровня его экономического и культурного развития, от социально-психологического климата и т. п.

Звеном политической системы общества является государство, которое обладает властными функциями. Государство – понятие политико-юридическое. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом.

Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, поскольку политика, экономическая и социальная практика, для него характерные, создают определённые условия жизни для его граждан, их развития и самореализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения задач, необходимых для реализации им своих функций.

К мезофакторам социализации отнесены регионы, вид поселения, субкультуры.

Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании её жителей, представляет собой совокупность различающихся между собой территорий – регионов. В России они довольно обширны. Однако в различных документах и в обыденной жизни регионом обычно называют меньшие территории административные единицы: республики, края, области, национальные округа. Это так называемые субъекты Российской Федерации, обладающие относительной административной автономией; имеющие региональные органы законодательной, исполнительной и судебной властей; располагающие собственными бюджетами, формирующимися как за счёт региональных доходов, так и помощи федерального бюджета; реализующие более или менее осмысленную и последовательную политику – социальную, экономическую, культурную и др.

На стихийную социализацию населения в регионе, а также на то, в каком направлении и как происходит самоизменение его жителей, влияют природно-географические, социально-географические, социально-экономические, социально-демографические особенности региона; этнический состав населения, степень его стабильности; исторические и культурологические региональные различия.

Объективные характеристики региона и сложившиеся в нём условия можно рассматривать и как предпосылки относительно направляемой социализации населения, подрастающих поколений, которые зависят во многом от социально-экономической политики региональных властей. В данном случае речь идёт о региональной политике в масштабах субъектов Российской Федерации.

В российской реальности, по мнению А. В. Мудрика, целесообразно рассматривать в качестве мезофактора социализации и как минимум четыре вида поселений: сельские поселения, городские поселения, малые города и посёлки. Каждому из этих видов поселений свойственны особенности территориальной организации, экономического уклада, социальной структуры, культурного развития и образа жизни. Поселение – непосредственная среда жизнедеятельности людей, выполняющая экономические, социальные, культурные и другие функции. Условия жизнедеятельности, складывающиеся в поселении, непосредственно предопределяют ситуацию социализации его жителей.

На социализацию человека особенно в подростковом и юношеском возрастах значительное влияние оказывает и субкультура. Это влияние имеет место постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы, которые являются её носителями, значимы для него. Чем больше человек соотносит свои ценности и нормы с нормами и ценностями референтной группы носительницы конкретной субкультуры, тем эффективней она на него влияет. В зависимости от характера той или иной субкультуры и возраста её носителей её влияние на стихийную социализацию человека может быть более или менее обширным.

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определённых занятий (охотники, рыбаки, филателисты и т. п.) и т. д.

Субкультуры выполняют ряд функций по отношению к обществу и человеку. Они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их трансляции на те или иные общности, а также маркирования социальной и возрастной стратификации общества. Просоциальные и отчасти асоциальные субкультуры способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных – их дезорганизации. Одни субкультуры выступают как контркультуры (уголовно-лагерная, хиппи и т. п.), а другие - порождают инновационные явления и способствуют их вхождению в культуру общества. Субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет её влияние на самосознание личности, её самоуважение и самопринятие.

В составе мезофакторов социализации А. В. Мудрик рассматривает и средства массовой коммуникации. При этом подчёркивается, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного СМК (читателей одной газеты, слушателей определённой радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей). В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет однозначного ответа.

К микрофакторам социализации отнесены семья, соседство и микросоциум, группы сверстников, организации.

Семья – важнейший фактор социализации человека. Она являет собой персональную среду жизни и развития человека, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи: демографическим, социально-культурным, социально-экономическим, технико-гигиеническим. Социализация человека в семье осуществляется, главным образом, благодаря действию традиционного механизма, т.е. неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье, и самореализации в ней в тех пределах и формах, которые обусловлены её культурным уровнем, социальным положением и психологической атмосферой. Наиболее эффективно традиционный механизм социализации в семье действует по отношению к растущим детям.

Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают ему искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она способна стать средой самоизменения и ареной самореализации её членов.

В любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результат которой определяются её объективными характеристиками: составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными и прочими условиями, ценностными установками, стилем жизни и взаимопонимания членов семьи.

Соседство как некая близко территориально проживающая группа людей играет ту или иную роль в стихийной социализации человека в зависимости от его возраста, социально-культурного статуса, типа и размера поселения, в котором он живёт. До определённого возраста соседство – не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор социализации. Затем, с возрастом, для большой части людей соседство всё более и более утрачивает социализирующую роль, оставаясь лишь местом жительства. Дети – дошкольники, младшие школьники и, как правило, младшие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверстниками. Для них это общение – выход за рамки семьи, освоение новых социальных ролей, приобретение нового социального опыта, ступень адаптации к социуму.

Интенсивные соседские связи играют важную социализирующую роль в детстве и отрочестве, как позитивного, так, естественно, и негативного характера. Но это – объективный фактор, влияние которого зависит во многом от соотношения с семейным влиянием, а также с влиянием иных жизненных обстоятельств и факторов, социализирующих растущего человека.

Одним из условий социализации человека является микросоциум. Сложно дать точное определение микросоциума. По А. В. Мудрику, - это действующая на определённой территории общность, включающая в себя семью, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные, воспитательные и контркультурные организации, а также различные неформальные группы жителей. Влияние микросоциума на процесс социализации человека зависит от объективных характеристик микросоциума в целом и особенностей ближайшего соседского окружения, а также от субъективных характеристик самого человека.

Социализация человека происходит во взаимодействии не только с различными группами (семейной, сверстников, соседей и пр.), но и в различных организациях и с различными организациями. Организация – это объединение людей, созданное для решения определённых задач и реализации определённых функций. Есть два вида организаций, которые можно рассматривать как микрофакторы социализации всех или подавляющего большинства людей: это воспитательные организации различного типа (детские сады, школы, вузы и пр.) и те общественные, государственные и частные организации различных типов, в которые входит или с которыми так или иначе взаимодействует человек на протяжении своей жизни (от детских поликлиник до предприятий, учреждений и любительских обществ).

Совершенно иной вид организаций – религиозные, которые являются микрофактором социализации не всех, а лишь последователей той или иной конфессии.

Можно выделить ещё один вид – добровольные организации.

Особый вид организаций – контркультурные (криминального и тоталитарного типов), в которые входят лишь определённое количество людей. Поскольку они формируют у своих членов антисоциальные сознание и поведение, постольку их можно рассматривать не как фактор социализации, а как фактор десоциализации.

Говоря о социализации детей, выделяют ряд тенденций данного процесса в современных условиях: увеличение количества факторов социализации и изменение их значимости; усложнение содержания и методов социализации; быстрое изменение социальной и культурной среды; объективная необходимость готовить подрастающее поколение к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений (И. С. Кон).

 

ПЛАН

семинарского занятия № 5 по теме: «Факторы социализации» (4 ч.).

 

1. Понятие «фактор социализации». Подходы к классификации факторов социализации.

2. Характеристика мега- и макрофакторов социализации.

3. Характеристика мезофакторов социализации.

4. Характеристика микрофакторов социализации.

5. Тенденции социализации человека в современном российском обществе.

 

Литература:

Кон, И. С. Ребёнок и общество: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Кон. –М.: Академия, 2003.

Методические указания студентам по дисциплине «Социальная педагогика» / Авт.-сост. Е. Г. Шаин. – 3-е изд. –Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. –С. 25-36.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009. –С. 34-145.

Мудрик, А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2004.

 

 

Задания для самостоятельной работы

1. Сделайте тезисные выписки из указанных источников.

2. Напишите 2-3 библиографические карточки по литературе данной темы, составьте свои аннотации к избранным изданиям.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Проанализируйте семью как фактор социализации человека на различных возрастных этапах.

2. Каким образом группа сверстников влияет на каждого своего члена?

3. Раскройте социализирующие функции религиозных организаций.

4. Покажите двойственную роль воспитательных организаций в процессе социализации.

 

Индивидуальные задания

1. Напишите эссе «Особенности семейной социализации в регионе моего проживания».

2. Найдите адреса (включая электронные) интересного, с Вашей точки зрения, опыта социального воспитания в учреждениях социального обслуживания населения.

 

  1. Воспитание в контексте факторов социализации.

 

План:

 

1. Воспитание в контексте микрофакторов социализации.

2. Основные источники влияния мезо- и макрофакторов социализации на воспитание.

3. Создание условий для духовно-ценностной ориентации человека в воспитательных организациях.

4. Основные социально-педагогические методы и технологии, их использование в практике социальной работы.

 

Рекомендуемая литература:

Кон, И. С. Ребёнок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Кон. –М.: Академия, 2003.

Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник / Л. В. Мардахаев. –М.: Гардарики, 2003.

Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов / А. В. Мудрик. –М.: Институт практической психологии, 1997.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2005.

Сигида, Е. А. Содержание и методика социальной работы: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / Е. А. Сигида и др.; под ред. проф. Е. А. Сигиды. –М.: ВЛАДОС, 2011.

Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова; под общ. ред. М. А. Галагузовой. –М.: ВЛАДОС, 2008.

 

Воспитание человека объективно осуществляется в контексте факторов социализации.

Прежде всего рассмотрим воспитание в контексте микрофакторов социализации.

Что касается воспитания в семье как относительно социально контролируемой социализации человека, то его в состоянии осуществлять сравнительно небольшой процент российских семей. Воспитание в семье как более или менее осмысленное действие происходит, главным образом, по отношению к детям. Но предпринимают попытки воспитывать друг друга и супруги (особенно в первые годы семейной жизни), на которых, в свою очередь, нередко стремятся влиять их родители (свекрови, тёщи, свёкры, тести).

Содержание, характер и результаты семейного воспитания детей зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются. Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи, а с другой стороны (и главным образом) – такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.

Определённую роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у младших персональной территории в жилище, соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовлетворения различных интересов предметов (музыкальных инструментов; столярных, слесарных наборов; этюдников и пр.).

Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной социализации человека и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг. Жилище семьи становится домашним очагом в том случае, если её члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нём потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями. То есть когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его безусловно признают и любят.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.