Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории педагогики




Педагогика, как и любая другая наука, оперирует своими понятиями, выражающими определенные обобщения. Такие обобщения принято называтьпедагогическими категориями.

Основные педагогические категории включают воспитание, обучение и образование.

Педагогика прибегает также к общенаучным категориям: к их числу относятся развитие и формирование.

Воспитание - это общая, вечная и конкретно-историческая категория.

Понятие "воспитание" имеет два основных значения: социальное и педагогическое.

Воспитание в социальном смысле, по существу, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Ребенка готовит к жизни все социальное устройство общества - семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др. Имеют значение и многие другие внешние воздействия, обстоятельства и условия: этническая принадлежность человека, природное и культурное окружение, место жительства и др.

Воспитание в педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Если воспитание имеет своей целью развитие личности в целом (в детском саду, школе, семье), то обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле.

Если взрослые воздействуют на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств, то имеется в виду воспитание в узком педагогическом смысле.

Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда человек сам предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких-то качеств. Такая работа над собой называется самовоспитанием. По словам В.А. Сухомлинского, истинное воспитание "совершается только тогда, когда есть самовоспитание".

Обучение - целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности.

Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений:

преподавания;

учения.

Под образованием принято понимать процесс овладения системой знаний и умений, выработанных человечеством; формирование на этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознания и поведения; целенаправленную деятельность, связанную с приобщением человека к культуре, к знаниям.

В соответствии с уровнем и профилем образования можно говорить о начальном, среднем, высшем образовании, а также образовании общем и профессиональном.

Важную роль в образовании играет самообразование. Оно рассматривается в педагогике как составная часть образования и обучения. Воспитание, самовоспитание, образование, обучение и самообразование тесно связаны между собой. Под развитием понимают происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе. Развитие - это процесс движения, изменения, переход от старого к новому качественному состоянию. В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту), индивидуальном (индивидуальные особенности развития), личностном (возникновение у ребенка личностных качеств, их особенности).

Формирование - это изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных. Формировать - значит организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное качество.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.