Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути совершенствования налогообложения нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории РК




В данном разделе рассмотрим некоторые вопросы по совершенствованию налогообложения нерезидентов. Так, компания – резидент Республики Казахстан закупила новое импортное оборудование и заключает контракт с нерезидентом на предмет его установки, монтажа, временного обслуживания и обучения персонала на общую сумму $50 000. Действующее налоговое законодательство республики предусматривает налогообложение данного вида дохода по ставке 20 процентов с удержанием налога у источника выплаты, т.е. налоговым агентом в размере $10 000 и перечислением нерезиденту денежных средств в сумме $40 000.

И тут возникает проблема с нерезидентом. Поскольку они предполагают получить полную сумму, предусмотренную контрактом, т.е. $50 000.

Конечно следует сказать и о переписках с нерезидентами до подписания контрактов по вопросу наличия между нашими странами соответствующих международных договоров по устранению двойного налогообложения, включая порядок уплаты налога у источника выплаты через условный банковкий вклад и о предоставлении сертификатов налоговых органов, подтверждающих уплату налога у источника выплаты в Республике Казахстан, на основании которого нерезидент имеет право на зачет уплаченного налога в стране резидентства. Но в первом случае у них пропадает желание собирать и представлять документы, предусмотренные нашим законодательством по администрированию налоговых конвенций, во втором случае, если компания – нерезидент имеет проблемы с оборотными средствами, ее не устраивает срок возврата денежных средств, поскольку зачет налога производится по окончании налогового периода.

И что мы имеем на практике.

По разъяснительным письмам Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан в случаях, когда налог за нерезидента уплачивает резидент Республики Казахстан, он обязан оплатить указанный налог за счет своего чистого дохода, т.е. не относить его на вычет, хотя выполненные работы непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью. В результате чего, казахстанские компании вынуждены увеличивать стоимость своих затрат на сумму налога, в нашем примере это будет $12 500 ($50 000*20/80) и стоимость контракта составит $62 500.

Для решения данной проблемы на наш взгляд имеются два выхода.

Первый – максимально упростить, с использованием информационных технологий в части взаимодействия и получения данных от компетентных органов других стран с которыми заключены налоговые конвенции, предоставление льгот, предусмотренных этими конвенциями. Это позволит не увеличивать стоимость затрат на выполнение соответствующих работ (услуг) в Республике Казахстан и соответственно переплачивать налоги в стране резидентства нерезидентами и получать нерезидентами незаработанных доходов на сумму увеличенного налога у источника, поскольку сертификат об уплате налога в Республике Казахстан они в любом случае затребуют.

Второй – это снять налоговую нагрузку с резидентов Республики Казахстан, предоставив им возможность относить уплаченную за нерезидента сумму налога у источника выплаты на вычеты. Данная норма не позволит нерезидентам требовать сертификат об уплате налогов в Республике Казахстан, поскольку сумма налога не будет включена в стоимость услуг при заключении контрактов.

В любом случае оба варианта приемлемы для резидентов Республики Казахстан и если в первом случае это займет время на согласование соответствующих процедур между компетентными органами стран – участниками конвенции, то во втором – достаточно внести дополнение в налоговое законодательство, тем более данное предложение уже выносилось и выносится на рассмотрение уполномоченных органов не в первый год.

В заключении хотелось бы отметить, что вышеуказанные соображения и предложения по данному вопросу выражают лишь мнение автора и не претендуют на их совершенство, в связи с чем предлагается поиск и других путей решения данной проблемы.

С целью реформирования международного налогообложения можно предложить:

Установление механизма самостоятельного применения налогоплательщиками международных договоров об избежании двойного налогообложения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам дипломного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В работе рассмотрены теоретические аспекты налогообложения нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории РК, особенности налогообложения доходов нерезидентов и международный опыт налогообложения нерезидентов, проведен анализ практики применения налогообложения нерезидентов, правоприменительную практику налогообложения нерезидентов, обращено внимание на проблемы налогообложения иностранных юридических и физических лиц, рассмотрены некоторые вопросы совершенствования налогообложения нерезидентов. Объектом исследования в работе явилась деятельность налоговых и правоохранительных органов по вопросам налогообложения нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории РК.

2. При рассмотрении вопросов налогообложения доходов нерезидентов всегда следует обратить внимание на норму Налогового кодекса, позволяющую применять нормы международных договоров. Для применения норм Конвенции в отношении доходов нерезидентов, на которые распространяется действие Конвенции в части освобождения от налогообложения в РК, необходимо соблюдение отдельных положений, установленных Налоговым кодексом. Основными документами, регламентирующими администрирование международных договоров, являются Налоговый Кодекс Республики Казахстан и Правила администрирования международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (имущество). Следует отметить, что полностью решить проблему устранения двойного налогообложения в одностороннем порядке не удается ни одной стране, поскольку перед любым государством всегда стоит двойственная задача: с одной стороны, обеспечение достаточного уровня поступлений в бюджет, а с другой - создание оптимальных условий для стимулирования экономического развития, в том числе для стимулирования притока капитала и обеспечения инвестиционной привлекательности. Усиление процесса интернационализации хозяйственной жизни привело к тому, что сегодня мир, образно говоря, пронизан тысячами нитей, по которым во всех направлениях постоянно перемещаются товары, услуги, переливаются капиталы, перекачиваются опыт и знания. Можно смело утверждать, что сейчас мы прямо или косвенно являемся гражданами мировой экономики.

В этих условиях большое значение приобретает проблема двойного налогообложения, которая неизбежно возникает при такой мобильности доходов и лиц, получающих эти доходы.

В работе рассмотрена проблема двойного налогообложения, которая может возникать из-за различий в выборе базы налогообложения и в правилах определения облагаемого дохода.

3. С точки зрения налоговых органов государства, особенно в связи с проблемой уклонения от двойного налогообложения, более предпочтительным может оказаться критерий территориальности при условии, что его применение не приведет к избыточному налогообложению валового дохода относительно соответствующего чистого дохода. Для устранения двойного налогообложения или для уменьшения его бремени существуют два пути. Первый заключается в принятии государством в одностороннем порядке внутренних законодательных мер, второй -в регулировании проблемы двойного налогообложения путем заключения международных соглашений.

 

4. Можно также сделать вывод о том, что в международной практике изменение трансфертной цены в одной стране подразумевает соответствующие изменения цены в другой. Этим исключается двойное налогообложение международных сделок. В то же время, корректировка цен в Казахстане никогда не сопровождается корректировкой цен в другой стране международной сделки, что создает двойное налогообложение. Это влияет на инвестиционный климат Казахстана и может создать проблемы по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию, т.к. двойное налогообложение препятствует международной торговле.

5. Проведенный анализ вопросов налогообложения нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории РК было установлено, что в настоящее время налоговыми органами ведется работа на предмет правомерности применения положений международных договоров, а именно наличие у налоговых агентов документов, подтверждающих резидентство нерезидента. На практике встречаются случаи неправильного определения налоговой базы, занижения ставки и другие нарушения налогового законодательства.

 

6. При анализе правоприменительной практики в работе были рассмотрены примеры по рассмотрению и принятию решений по указанным нарушениям. Можно констатировать, что при рассмотрении дел налогообложения нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории РК судами подтверждено, что заявителям подлежат возврату превышение суммы налога, относимого в зачет, над суммой начисленного налога за налоговый период, уклонение от уплаты налогов, занижение ставок и другие нарушения налогового законодательства.

 

7. В настоящее время у некоторых казахстанских экспортеров углеводородов возникает проблема исполнения обязательств налогового агента в связи с применением отдельных положений налогового законодательства Республики Казахстан в части налогообложения доходов контрагентов – нерезидентов из источников в Республике Казахстан. Рассмотрим конкретную практическую ситуацию.

Данный вопрос вызван тем, что зачастую экспортные контракты по купле-продаже углеводородов содержат не только финансовые обязательства иностранных покупателей перед казахстанским экспортёром (оплата товара), но и наоборот – обязательства казахстанского продавца по произведению денежных выплат в адрес контрагента-нерезидента в качестве возмещения строго оговорённых в контракте расходов покупателя, связанных с доставкой товара на мировые рынки сбыта.

Более того, проблема может усложняться наличием либо отсутствием между Республикой Казахстан и государством, резидентом которого является покупатель товара, соответствующей конвенции (соглашения) об избежании двойного налогообложения.

 

8. Отметим, что большинство налоговых конвенций, заключенных Республикой Казахстан, имеет идентичный подход к определению страны, в которой должна подлежать налогообложению прибыль, полученная резидентом такого государства из источников в другом договаривающемся государстве.

 

9. С целью реформирования международного налогообложения можно предложить, установление механизма самостоятельного применения налогоплательщиками международных договоров об избежании двойного налогообложения.

 

В завершение отметим, что вопросы и доводы, раскрытые в рамках настоящей работы, возможно, потребуют дальнейшего обсуждения. Со своей стороны, хотелось бы пожелать большей уверенности налоговым агентам при обосновании своей правовой позиции в отношении тех или иных вопросов, возникающих при определении доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан и применении положений международных договоров.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательные и нормативные акты:

1.Закон Республики Казахстан от 10.12.2008 № 99-IV «Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет"»

2 Кодекс Республики Казахстан от 04.12.2008 N 95-4 "Бюджетный кодекс Республики Казахстан"

3 Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть) от 1 июля 2005 года N 409-1с учетом изменений и дополнений 2008 года

4. Закон "Об иностранных инвестициях" № 266-Х1II, 27 декабря 2004г.с изменениями и дополнениями

5. Закон о регистрации юридических лиц

6 Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» (Астана, 29 января 2010 года).

7. «Казахстан сегодня. Информационно-аналитический сборник», Алматы, 2009, стр. 127

8. «Капитал.kz» №25 (162), 26.06.2008 г. e-mail: [email protected] www.gazetagazetakapital.kz

9. Постановление Правительства Республики Казахстан "Об утверждении перечня иностранных государств с льготным налогообложением" от 28 июля 2005 года № 7848.

10. Правил администрирования международных, утвержденных приказом министра финансов Республики Казахстан от 3 октября 2002 года № 469 (далее - Правила).

11 Сайт газеты «Мегаполис» (http://www.megapolis.kz) [13.03.2009]

 

12 Материалы сайта http://belisa.org.by/ru/news/stnews/newscis.

 

13 Экономика и бизнес, ИА "Новости-Казахстан" 30 октября 2009

 

14.06.2009 г. e-mail: [email protected]

 

15 Информационное агентство архив 07/2007 года www.kabar.kg/russian/fei/2007/07/18.html

 

14. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 16.11.2009 года за №200-IV

 

15.Аймаков Б. Становление и развитие налоговой системы Казахстана // Вестник налогов и инвестиций, № 3-4, 2007.

 

16. Анализ налогообложения Комитета Есильского района г. Астаны за 2010 год

 

17. Обзор судебной практики за 2003-2010 годы по делам об обжаловании уведомлений по результатам налоговых проверок, проводимых по вопросам налогообложения нерезидентов (Ф.Амиров, 2010 год);

 

18.Байдуйсенова А. Д. Налоговая система Казахстана // Финансы Казахстана, № 4, 2009.

 

19.Письмо НК МФ РК от 30 июля 2003 года № НК-УМН-14-4-21/6067 «Относительно налогообложения доходов нерезидентов»

 

20.Киртаев Б. М. Малый бизнес – необходимая часть рыночной экономики // Налоговый эксперт, №9, 2009 год.

 

21.Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане. Учеб. Пособие. Алматы: «LEM» - 2008.

 

22. Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций ОТЧЕТ 2010 год

 

23. Агенство РК по статистике. Краткие итоги развития Казахстана за 2009 год

 

 

Приложение 1

Действующие Налоговые конвенции, заключенные Республикой Казахстан с другими государствами.

 

 

ГОСУДАРСТВО Дата вступления в силу Применение по налогам у источника с … Другим налогам с...
  Великобритания 21.08.1996 01.01.1993 01.01.1993
  Италия 26.02.1997 01.01.1994 01.01.1994
  Польша 13.05.1995 01.07.1995 01.01.1996
  США 30.12.1996 01.02.1997 01.01.1996
  Пакистан 29.01.1997 01.01.1996 01.01.1996
  Нидерланды 27.04.1997 01.01.1996 01.01.1996
  Украина 07.04.1997 07.06.1997 01.01.1997
  Венгрия 03.03.1996 01.01.1997 01.01.1997
  Турция 18.11.1996 01.01.1997 01.01.1997
  Узбекистан 07.04.1997 07.07.1997 01.01.1998
  Азербайджан 07.05.1997 01.01.1998 01.01.1998
  Россия 28.07.1997 01.01.1998 01.01.1998
  Индия 28.08.1997 01.01.1998 01.01.1998
  Беларусь 13.12.1997 01.01.1998 01.01.1998
  Канада 30.03.1998 01.01.1996 01.01.1996
  Литва 11.12.1997 01.01.1998 01.01.1998
  Кыргызстан 31.03.1998 01.01.1999 01.01.1999
  Болгария 24.07.1998 01.01.1999 01.01.1999
  Швеция 02.10.1998 01.01.1999 01.01.1999
  ФРГ 21.12.1998 01.01.1996 01.01.1996
  Корея 09.04.1999 01.01.2000 01.01.2000
  Иран 03.04.1999 01.01.2000 01.01.2000

 

 

Приложение 2

Предельно возможные ставки налогообложения отдельных видов доходов иностранных юридических лиц, установленные в соответствии с Налоговыми Конвенциями, заключенными Республикой Казахстан с иностранными государствами, по состоянию на 1 января 2010 года

 

№ Государство ДИВИДЕНДЫ Проценты Роялти Налог с чистой прибыли постоянного учреждения
  Великобритания 1) 5%/10% 2) 15 % в остальных случаях 10% 10% 5%, если сумма прибыли постоянного учреждения составляет более 70 тысяч фунтов стерлингов
2 Италия 1) 5%/10% 2) 15 % в остальных случаях 10% 10% 5%
3 Польша 1) 10%/20% 2) 15 % в остальных случаях 10% 10% 10%
4 США (протокол) 1) 5%/10% 2) 15 % в остальных случаях; в случае с дивидендами американской компании, рассматриваемой как регулируемая инвестиционная компания, дивиденды облагаются по ставке 15%; в случае с дивидендами американской компании, рассматриваемой как доверительный фонд по инвестированию в недвижимость - дивиденды облагаются в соответствии с внутренним законодательством 10% 10% 5%
5 Пакистан (протокол о прибыли отделения) 1) 12,5%/10% 2) 15 % в остальных случаях 12,5%   15%  
б Нидерланды 1) 0%/50% и гарантированные Правительством 10% (центральным банком) инвестиции более 1 млн. долларов USA 2) 5%/10% 3) 15 % в остальных случаях 10% 10% 1) 0%, если вложены в постоянное учреждение гарантированные Правительством (центральным банком) инвестиции более 500 тысяч USA долл. 2) 5 % в остальных случаях
7 Украина 1) 5%/25% 2) 15 % в остальных случаях 10% 10% 5%
8 Венгрия 1) 5%/25% 2) 15 % в остальных случаях 10% 10% 5%
9 Турция (протокол) 10% 10% 10% 10%
10 Узбекистан 10% 10% 10% 10%  
11 Азербайджан 10% 10% 10% 2%
12 Россия 10% 10% 10% 10%
13 Индия 10% 10% 10% от роялти или вознаграждений за технические услуги 10%
14 Беларусь 15% 10% 15% 5%
15 Канада 1) 5%/10% 2) 15 % в остальных случаях 10% 10% 5%
16 Литва 1)5%/25% 2) 15 % в остальных случаях 10% 10% 5%
17 Кыргызстан 10% 10% 10% 10%
18 Болгария 10% 10% 10% 10% 10%
19 Швеция 1) 5%/10% 2) 15 % в остальных случаях 10% 10% 5%
20 ФРГ 1) 5%/25% 2) 15 % в остальных случаях 10% 10% 5%
21 Корея 1) 5%/10% 2) 15 % в остальных случаях 10% 10%  
22 Иран 1) 5%/20% 2) 15 % в остальных случаях 10% 10% 5%
23 Китай 10% 10% 10% 5%

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.