Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Декоративно-прикладное творчество как одно из направлений педагогики НХТ




Специфика построения обучающих программ по декоративно - прикладному творчеству

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей [2, с. 54]. Время наше сложное - это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства [19, с. 173]. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия - нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа - подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Описываемые нами программы показывают развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программы построены на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством - подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Отличительная особенность данных программ состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.

В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у школьников художественного творчества. Программы знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Принципы построения обучающих программ по декоративно- прикладному творчеству

Декоративно-прикладное искусство -- это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего -- в его духовном мире.

 

Русское народное творчество как средство народной педагогики Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества.Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди былизаинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опытдобычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т. д. Этипервоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями,умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражаяим. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя приэтом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения кпоколению формировалась народная культура.Одновременно развивались и первые идей обучения и воспитания детей какпродолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленного наудовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др.,передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения впоколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи,символах.С развитием русской народной культуры появляются правила обучения ивоспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались,конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предкамивеликого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветаниянарода.Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нрав­ственных норм иправил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила,рекомендации и т.д. очень близки по смыс­лу, по формулировкам, что доказываетналичие общих закономер­ностей в развитии народных культур, и в частности техих облас­тей, которые относятся к обучению и воспитанию подрастающихпоколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам и правиламорганизации воспитательных процессов.Так постепенно, от века к веку шло становление народной пе­дагогики,традиционной культуры воспитания. Она включает:1) совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;2) совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;3) средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементынародных культур (подробно о структуре народные культур, воспитательныхвозможностях их отдельных компонен­тов мы расскажем в следующей главе).Народная педагогика, став самостоятельной областью народ­ной культуры,создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфическихособенностей наций, этносов, народно­стей, регионов. Поэтому у каждогонарода, нации, региона сложи­лась самобытная культура воспитания,совершенствующаяся из поколения в поколение.Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагоги­ку: "Без памятинет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, безличности нет народа как историче­ской общности".Человек — связующее, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии жилидедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мыживем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внукисо своими родителями и детьми. Они нас будут помнить. Что же касаетсяпедагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранениеих в роду в течение трех веков — это и есть народная педагогика в действии.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.