Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народная педагогика




народная педагогика

(синоним - этнопедагогика) - совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях,, народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом и являющаяся важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности этноса.

Н.п. сохраняет в себе общие черты национальной культуры, методы и навыки воспитания, накопленные собственным народом и традициями других этносов. Источниками изучения Н.п. является фольклор, этнографические и антропологические материалы, археологические находки, мемуарная литература и т. д. Нормативные требования Н.п. преимущественно извлекаются из народного творчества (фольклорной педагогики). Представленная в фольклорных текстах и обрядности Н.п. в совокупности составляет целостную воспитательную концепцию.

Одним из определяющих компонентов воспитания в Н.п. выступает передача национальных традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношей, подготовки к семейной жизни, а также соответствующие устойчивые дидактические принципы. Особенно плодотворно идеи и опыт Н.п. присутствуют в дошкольном воспитании как общественном, так и в семейном. В народном сознании четко выражены идеи добра и зла, ценности, черты и качества, поощряемые и осуждаемые в народе (например, "трудолюбие - лень", "героизм - предательство").

Процесс воспитания человека основан на лучших: примерах и образцах поведения, наблюдениях за живой природой. В фольклорных текстах различных народов имеется много метафор, передающих конкретные педагогические представления: "цветок", "отросток", "побег", "поросль" и т. д. Произведения фольклора являются не только носителями педагогических идей, но и своего рода дидактическим материалом.

Н.п. отличается логической стройностью и системностью. Многие педагогические понятия народной мудрости четко определены, напр. питание, вскармливание, уход, пестование, наставления и др. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания реализовываются в Н.п. в особом внимании и заботливом отношении к детям, в том числе к сироте, приемышу, падчерице, пасынку, в попытках разумно регулировать взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших.

Достаточно полно представлены в Н.п. факторы воспитания: природа, мера, слово (мысль), труд (действие), быт, традиция, искусство, религия, общение, пример, идеал. Важнейшая роль отводится приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придается иногда особый смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание, благословие, заклинание, зарок, клятва, исповедь, проповедь, упрек и др.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рождается внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания представлены в виде совершенного человека.

В истории Н. п. можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функций. Первым и главным лицом в воспитании первоначально была мать. На протяжении длительного времени старшие братья и сестры играли важнейшую роль в воспитании, значение отца как воспитателя утвердилось значительно позже. Взаимодействие воспитуемых и воспитателей достаточно сложно и в каждом конкретном обществе имеет свои особенности. В рамках родоплеменных отношений семья являлась главным сосредоточием народной педагогики - идей, традиций, опыта. В процессе формирования общественно-образовательных институтов Н.п. прочно сохраняла свои позиции. Введение массового обучения в государственных образовательных учреждениях несколько ограничило ее влияние, но в то же время ускорило взаимодействие Н.п. с педагогической наукой, школьной практикой, что дало толчок к обогащению народного опыта научными методами воспитания. Переход воспитательных функций в ведение государства оказывал одновременно разрушительное воздействие на Н.п.: утрачивались национальные педагогические традиции, самобытные формы воспитания.

Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов педагогической системы без изменения оригинального характера Н.п.

Развитие педагогической науки во многом определялось содержанием Н.п., т.к. научная педагогика основывалась на достижениях других наук о человеке, сложившихся воспитательных традициях, опыте народного воспитания. Во второй половине XX века тенденции демократизации системы образования во всем мире способствовали возрождению многих традиционных форм воспитания. Н.п. находит отражение не только в устной традиции, но и в художественном творчестве, научно-просветительской деятельности, публицистике, что способствует обогащению общечеловеческой педагогической культуры. Одним из наиболее плодотворных направлений в истории педагогики становится изучение эволюции Н. п., зависимости ее от конкретных условий жизни народа, расшифровки забытых подтекстов, точного воспроизведения утерянного смысла педагогической культуры народа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.