Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные теории личности и их применение в образовательной практике




Личность – системное качество индивида, обновленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Большинство теорий личности предполагает ведущее значение влияния социальной среды для формирования и развития личности. Практически только в рамках психоаналитического направления источником развития личности являются врожденная психическая энергия.

Основные зарубежные теории:

Психоанализ. З. Фрейд – основоположник. Личность состоит из 3-х уровней:

1.«Оно»- бессознательная часть психики;2.«Я»Формируется под влиянием общества. Это сознательное Я человека;3. «Сверх-Я». Представление о традиционных ценностях, идеалах, носитель моральных стандартов. Сверх-я не пускает инстинкты в Я, тогда энергия инстинктов воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества (творчество, общественная активность и т.п.).

Неофрейдизм. Юнг, А.Адлер, Э. Фромм, К.Хорни. Ф. Фромм: ведущая роль в поведении бессознательных побуждений, но в отличие от Фрейда, они рассматриваются как социально, а не биологически обусловленные. Карен Хорни. Разделяя положения психоанализа о решающей роли бессознательного, об антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала внимание на значении воздействия окружающей среды на формирование личности.

Альфред Адлер. три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности.

Карл Густав Юнг. (1875-1961) Выдвинул концепцию коллективного бессознательного и архетипов. Наряду с индивидуальным бессознательным есть более глубокий слой – коллективное бессознательное, содержанием которого являются общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя) среди которых центральную роль занимает архетип самости- потенциальное ядро личности. Структура личности:1. Эго. 2.Личное бессознательное. 3. Комплексы. 4. Коллективное бессознательное. Это хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков, в том числе и до человеческий опыт.

Бихевиоризм. Подражание как объект научения.

Основатель Джон Уотсон (1878-1958). Анализируется только поведение. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно. Личность – совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку.

Скиннер. Человек полностью продукт внешних обстоятельств, влияния общества, результат воздействия поощрений за социально одобряемые реакции и наказаний за неодобряемые. Скиннер спроектировал серию обучающих машин. Так возникло направление, названное программированным обучением. Для развития всех уровней мышления характерно проблемное обучение

А. Бандура, А. Стаатс, Роттер Теория социального научения. Человек не только продукт внешних обстоятельств, но и активный их творец. Человек склонен подражать поведению людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него. Подражание как объект научения.

Гуманистические теории личности. Гуманистическая педагогика утверждает воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим способностям.

А. Маслоу – американский психолог. (1908-1970). Основной мотив поведения человека – это стремление к самоактуализации, то есть присущее организму стремление реализовать свои способности с целью сохранить жизнь и сделать человека более сильным, а его жизнь более разносторонней и удовлетворяющей его.

К.Роджерс (1902 – 1987) Человек с рождения испытывает потребность в принятии себя. Важнейшими чувствами есть эмпатия, одобрение личности воспитуемого. Он предложил новую модель образования - РСА (концентрация на личности): Учитель имеет достаточно ува­жения к себе и воспитанникам, разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание и руководствуется собственным опытом.

Виктор Франкл. Мир стал более динамичным, развитым, богатым, у людей стало больше выбора, возможностей, перспектив. Но при этом люди стали ощущать дефицит осмысленности своего существования.Все больше в своих поступках человек руководствуется тем, что заставляют его делать другие, все больше становится конформистом.

Современные ученые выдвигают 2 позиции: 1) биологезаторская (наследственность) в ней развитие рассм. Как процесс биологического, природного, наследственного, запрограммированного созревания и развития природных сил человека, 2) социологезаторская, (среда, воспитание) здесь развитие определяется социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде.

В российской науке: деятельностный подход (Выготский) В качестве основных видов деятельности, значимых для обучения рассматриваются 4 вида деятельности:

1) собственно учение; 2) труд; 3) игра; 4) общение.

Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Поэтому правильная организация обучения должна учитывать 2 уровня развития: уровень актуального развития (на сегодняшний день) и зону ближайшего развития (потенциал ребенка на завтрашний день). Сторонниками деятельностного подхода были Л. Рубинштейн,А. Леонтьев. На основании деятельностного подхода были разработаны концепции обучения и воспитания, в том числе учение о смене ведущей деятельности (Д.Б. Эльконин) и методика поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

Биографический подход. (Бергер, Пауль) Биографический подход стал основой для формирования личностной концепции обучения, цель которой выстроить систему непрерывного образования в строгом соответствии с этапами развития личности и психическим материалом развития. Концепция личностно-ориентированного обучения сформировала 2 направления, по которым психический материал развития конкретизируется и может служить инструментом для организации спец. для данного возраста обучающих видов деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.