Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие развивающего обучения




Знаково-контекстная модель обучения А.А. Вербицкого

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (БЕСПАЛЬКО В.П.) 1980-е г.г.

Концепция проблемно-деятельностного обучения коллектива А.В. Барабанщикова (конец 80-х г.г.)

Средства моделирования учебного процесса: проблемные задачи, проблемные ситуации и их решение, диалогические формы учебных занятий.

+ гармоничное сочетание сильных сторон ассоциативно-рефлекторной теории, проблемного обучения и теории поэтапного формирования умственных действий, а также существенное сглаживание их недостатков; определение взаимосвязанных требований к деятельности обучающего и к деятельности обучаемых.

Средства обучения: обучающая машина, ЭВМ, программированный учебник, автоматизированный учебный курс (АУК).

+ индивидуализация обучения, сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности обучаемых, большая самостоятельность и активность обучаемых, наличие продуктивной обратной связи между руководителем занятия и обучаемыми

- не всегда учебный материал поддается формализации, внедрение компьютерных технологий обучения требует научно-психологического обеспечения

Создается система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование конкретной ситуации, придает ей смысл и значение, как целому, так и отдельным ее компонентам. Студент усваивает информацию с самого начала в контексте профессиональных практических действий и поступков.
Семиотическая модель: - содержит учебные тексты (лекционные, учебные задачи и задания); - присвоение знаний индивидуальное; - единица работы - речевое действие.

Имитационная модель - содержит модели профессиональных ситуаций:- присвоение - через самостоятельное мышление;- единица работы - «профессиональноподобное» действие

Социальная модель: - содержит проблемные ситуации; - присвоение происходит в совместных формах работе, интерактивных группах; - единица работы - поступки.

 

Развивающее обучение – один из видов обучения (еще догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, модульное). Его главная цель состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимос­ти в повседневной жизни (способности «жить своим умом»). Основой такого обу­чения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития учеников вызывает появле­ние личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения. Учитель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика», транслятора знаний и истин. Он организует процесс, активизирующий память, восприятие, воображение, разные формы мышления учащихся. Также развивающее обучение предполагает, что учитель открыт к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представляемых учениками в различных формах (доклада, комментария, спора, доказательства, диалога). В данном контексте уместно подчеркнуть, что Х.-Г. Гадамер определяет сущность образования как «общее чувство» открытости человека самым разнообразным точкам зрения, свободы от догматизма.

Какие линии просматриваются в тактике развивающего обучения?

Первая линия: учитель ставит вопросы и предлагает задания, не опасаясь «тупиковых» вариантов в работе обучающихся. В этом случае придерживаются мнения, что педагог не всегда обязан давать исчерпывающие ответы и объяснения. Пусть обучающийся самостоятельно думает, ищет решения и после занятия. Педагог подготавливает обучающегося к тому, что процесс понимания носит постепенный и последовательный характер, что глубина понимания может быть различной.

Вторая линия: педагог предлагает обучающимся увидеть глубину во внешне простом и привычном. То есть открыть новые грани известного-неизвестного, понятного-непонятного в явлении, событии, процессе. Это должно быть связано со стремлением вызвать удивление к повседневному и привычному. Например, Платон считал, что философское познание начинается с чувства удивления.

Третья линия ориентирует на развитие логического мышления: учитель сместе с обучающимися формулируют теоретические предположения (гипотезы, обобщения) в контексте общей картины явлений, событий или процессов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.