Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные информационные технологии в образовании




Понятие и виды образовательных технологий

Образовательные технологии — это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии определенными принципами организации и взаимосвязи целей — содержания методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды образовательных технологий.

Структурно-логические или заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот.

Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «учитель—компьютер—ученик» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.).

Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «учитель—ученик», «ученик–ученик», «учитель—автор», «ученик—автор» в ходе постановке и решения учебно-познавательных задач.

Тренинговые технологии — это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения).

В мировой практике сложились разнообразные стили обучения и появляются разноплановые образовательные технологии. Их специфика зависит от ориента­ции на определенную образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурно-образователь­ных традиций страны или региона. (НО сказав последний абзац, можно нарваться, на доп. вопросы)))

 

На ведущую роль в современных технологиях обучения претендует компьютер. Его функции как средства обучения:

· управляющая система по обработке данных (базовое предназначение)

· библиотека, архив, картотека

· издательский комплекс

· тренажер

· прибор диагностики

· иллюстративное средство

· учебник

· обучающая система

Условия, при которых достигаются обозначенные функции:

· взаимосвязь применения компьютера и целей, содержания, форм и методов обучения;

· сочетание слова преподавателя и применения компьютера;

· дидактическая структура компьютерного занятия;

· мотивационное обеспечение компьютерного занятия;

· сочетание компьютера и других ТСО.

Преимущества компьютеризированных средств обучения:

· мобильность – ускорение процессов конструирования учебных средств

· гиперструктуры – организация многоуровневой подачи информации

· интерактивность – вступление учебного средства во взаимодействие с учащимся и даже обслуживание этого взаимодействия определенным механизмом регуляции.

· дистантность – вступать через телекоммуникации в контакты с различными учебными центрами, базами данных, тьютерами, экспертами и пр.,

Негативные свойства:

· физиологические – кадровые частоты экрана, излучение, поза

· репродуктивность – приучает к действиям по воспроизводству лишь наличного (в компьютерной системе) материала

· машинообразность – замещение человеческого общения машинным

· культурная «всеядность»

Дистанционное образование – новая форма обучения на базе компьютерных технологий. Оно, в отличие от заочного, позволяет регулярно поддерживать режим общения с преподавателем – интерактивно. Интернет даёт возможность входить в базы данных, порльзоваться консультациями специалистов других учебных заведений, участвовать в международных семинарах. Т.о., базой обучения становится не одно, а сеть учебных заведений.

Дистанционное образование развивается и само по себе, и как дополнение к стационарному обучению. Оно расширяет возможности самообразования и развития систем непрерывного образования

66. Учебный процесс: структура, содержание, функции

Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс).

Понятие «обучение» определяет явление, а понятия «учебный процесс», «процесс обучения» связаны с развитием обучения во времени и пространстве и означают последовательность (систему) его актов.

Учебный процесс - система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой – органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; направлен на достижение целей обучения и воспитания. Определяется учебными планами, учебными программами, а также планами воспитательной работы соответствующих учебных заведений, включает все виды обязательных учебных занятий (уроки, лекции, семинары, лабораторные занятия, учебную и производственную практику) и внеклассной (внеаудиторной) работы учащихся.

Процесс обучения - это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.

Процесс обучения призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую.

Учебный процесс включает в себя процесс обучения и соответственно все функции, которые свойственны процессу обучения.

Учебный процесс является составной частью процессов воспитания и развития.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента — преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение — как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Обучение - деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.

Учебный процесс имеет четкую структуру. Структуру учебного процесса составляют цель, учитель, ученик, содержание обучения (И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев их называют элементами).

Ведущим элементом является цель. Помимо общей и главной цели – передачи детям совокупности знаний, умений и навыков, развития умственных сил учащихся – педагог постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению глубокого усвоения школьниками конкретной суммы знаний, умений и навыков.

Центральной фигурой, системообразующим началом процесса обучения является учитель – носитель содержания образования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности детей.

Главным участником, активнейшим саморазвивающимся субъектом учебного процесса является сам ребенок, учащийся. Он тот самый объект и субъект педагогического познания, ради которого создается процесс обучения.

Существенным элементом структуры познавательного процесса являются методы обучения.

Процесс обучения немыслим без такого элемента, как организационные формы. Ведущая форма обучения – урок. Сопутствующие формы многообразны: лабораторно-практические занятия, семинар, лекция, индивидуальное и групповое обучение, кружок.

Органичным элементом структуры процесса обучения является самостоятельная внеурочная (домашняя, библиотечная, кружковая) работа учащихся по усвоению обязательной и свободно получаемой информации, по самообразованию.

Важное место в структуре процесса обучения занимает такой элемент познания, как практическое применение знаний, умений и навыков в производительном, общественно полезном труде. В общественной жизни.

Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качества знаний, умений и навыков учащихся, на получение обратной информации об эффективности его обучающего взаимодействия со школьниками.

Содержание учебного процесса.

Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие его участников, является содержание социального опыта усваиваемого детьми. Чтобы стать элементом учебного процесса, научная информация должна быть педагогически переработана, отобрана с точки зрения ее актуальности для жизни в данных общественно-исторических условиях, развития сущностных сил ребенка и с учетом возможностей ее освоения детьми различных возрастов.

Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Содержание общего образования составляет основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности. Являясь средством воплощения в жизнь целей обучения (образования), содержание должно отражать как текущие, так и перспективные потребности общества, а также отдельных людей.

Функции учебного процесса.

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и её использование на практике.

Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих её успешность.

Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности.

Профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей.

Опосредованные функции обучения состоят в выработке у школьников задатков и основ культуры умственного и физического труда – фундамента для осуществления непрерывного образования, для развития в них стремления к самообразованию.

 

67. Образовательный стандарт: содержание, функции.

Государственные образовательные стандарты (ФГОбрСты) – 1 из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. В ст. 43 Конституции России (содержание и гарантии права на образование): «РФ устанавливает федеральные ГОбрСты, поддерживает различные формы образования и самообразования»

Как документ введен Законом «Об образовании» в 1992 году.

ГОбрСты выступают как важный нормативный правовой акт РФ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

ГОбрСт - система основных параметров, принимаемых в качестве нормы гос. образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы по достижению этого идеала, средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.

Основными объектами стандартизации: структура образования, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся.

Федеральный компонент ГОбрСтоа обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

Школьный компонент позволяет обеспечить вариативность образования, учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения.

Ученический компонент позволяет индивидуализировать обучение школьников в соответствии с особенностями их развития, состояния здоровья, интересов и склонностей.

функции ГОбрСта:

1. обеспечения права на полноценное образование через гарантированные Конституцией РФ равные возможности граждан получения уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования.

2. обеспечения единства образовательного пространства страны при имеющемся многообразии образовательных систем и типов учреждений образования. Реальные учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от Стандарта, но все они обязаны обеспечить уровень, не ниже задаваемого Стандартом.

3. обеспечения преемственности основных образовательных программ всех уровней образования (начальная, средняя школа; начальное, среднее, высшее профессиональное образование)

4. Критериально-оценочная функция. Компоненты ГОбрСта несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом.

5. Функция повышения объективности оценивания на основе: критериально-ориентировнного подхода к оцениванию, использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.