Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции социальной педагогики




· Теоретико-познавательная - накопление и синтез знаний, стремление создать наиболее полную картину изучаемых социальной педагогикой процессов и явлений

· Прикладная

· Гуманистическая

Разделы социальной педагогики:

1. Психология социального воспитания - Раздел социальной педагогики, в котором выявляются психологические механизмы и условия эффективного взаимодействия субъектов социального воспитания

2. Философия социального воспитания - Раздел социальной педагогики, в котором изучаются вопросы методологического и мировоззренческого характера

3. Методика социального воспитания - Раздел социальной педагогики, в котором исследуются организационно-методические аспекты интеграции воспитательных сил общества

4. Социально-педагогическая виктимология - Раздел социальной педагогики, исследующий категории людей, ставшие или которые могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации

5. Экономика и менеджмент социального воспитания -Раздел социальной педагогики, рассматривающий потребности социально-экономического развития общества с точки зрения «человеческого капитала» и экономические ресурсы общества

6. Теория социального воспитания - Раздел социальной педагогики, рассматривающий теоретические основы взаимодействия субъектов социального воспитания

 

84. Проблемы социализации в современном российском обществе

(По Мудрику) Социализация в современной России содер­жательно существенно изменилась в связи с политико-идеологическими и социально-по­литическими процессами, происходящими в обществе. Если в стабильном обществе интересы, возможности разных социаль­ных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, то в нестабильном обществе инте­ресы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Социализация перестает носить целостный и непротиворечивый характер.

Для социальной дифференциации совре­менного российского общества характерно образование много­численных и часто нестабильных по составу профессиональных групп. Каж­дый социальный слой и отдельные социально-профессиональные группы внутри них вырабатывают специфический стиль жизни. Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какие люди должны вырасти из их детей. Они предъявляют разные требования к системе образования и организации социального опыта подрас­тающих поколений и индивидуальной помощи конкретным людям в процессе воспитания.Обычно силой, стабилизирующей общество, выступает средний класс. Но малочисленность российского среднего класса не позволяет ему определять моральный климат общества.

Как результат переходного состояния российского общества выступают следующие явления:

Появляются группы, находящиеся вне процесса направленной социализации, что приводит к появлению беспризорности и социальной беспризорности.

Все более расширяется процесс социализации – уход людей из общества (бомжи, алкоголики).

Проблемы с социальной адаптацией у больших групп людей в связи с утратой своего социального статуса по независимым от них причинам (напр., увольнения в связи с закрытием предприятия).

Уровень экономического развития общест­ва влияет на социализацию подрастающих поколений постольку, поскольку определяет уровень жизни его членов. Соответственно уровню экономического развития общества складываются и условия социализации человека в зрелом возрас­те, определяя возможности и стимулы реализации себя в трудовой деятельности, материальную основу семейного благополучия и рекреативного поведения. Экономика определяет и возможный уровень жизни стариков.

Все большую роль в процессе социализации начинает играть экранная культура.

 

85. Социализация, воспитание, образование - соотношение категорий.

В период становления педагогикикак науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».

«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».

Воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Вторая категория — «обучение» понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышле­ния).

В свою очередь ученик:

1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные зада­ния с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Третья категория педагогики — «образование» понимается как:

1) ценность развивающегося человека и общества;

2) процесс обучения и воспитания человека;

3) как результат последнего;

4) как система.

Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны. На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным со­циальным институтам, одной из важнейших функций которых является социали­зация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (проф­техучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объедине­ния. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социали­зация может быть и регулируемой, и спонтанной. При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только пра­вила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и вос­питания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зре­ния учителя или воспитателя, может показаться сопутствующим, «случайным». Это не только закрепление определенных правил и норм, но и реально испытыва­емый или наблюдаемый опыт социального взаимодействия учителей с учениками и учителей между собой. Он может быть как положительным, то есть совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и отрицательным, то есть противоречащим поставленным целям.

Таким образом:

Воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

Обучение — процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

Образование – процесс обучения и воспитания человека и его результат.

Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Показывает этот процесс с точки зрения учащегося.

 

86. Социальное воспитание: основные подходы

Социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трех взаимосвязанных и в то ж е время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей, их образования и индивидуальной помощи им.

Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему.

Социальный опыт – в широком смысле – единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Образование в ключает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение; стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия человеку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения и т.д.; стимулирования саморазвития.

Естественно, что мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи непосредственно зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этноконфессиональной и социально-культурной принадлежности.

Взаимодействие в процессе социального воспитания представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определенных этнических, социальных и социально-психологических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику.

В целом взаимодействие – диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяются тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Существует несколько направлений философии социального воспитания.

1) Консервативное направление основано на философии прагматизма. Представители – Дьюи, Келли, Комбс, Маслоу.

В рамках этого направления признаётся уникальность природы человека. Врождённые качества проявляются в зависимости от организации опыта. Главная задача воспитания – сформировать ум воспитанника, чтобы достигать реально достижимые цели. Мораль понимается как феномен с сиюминутным характером. Интеллектуальные и нравственные качества фактически врожденны. Осн. задача педагога – макс. обеспечить рост того, что уже заложено.

Дьюи – реализация принципа эгалитарности

2) Гуманистическое направление основано на философии неопрагматизма. Представители – Хёрст, Колберг.

Ценности объективны, задача – сформировать эти ценности у воспитанников. Под воспитанием в рамках этого подхода понимается привитие неких свойств. Поэтому, по мнению Колберга, общество нуждается в морали, чтобы знать, какую личность воспитывать. Мораль различных эпох различается степенью развития одних и тех же принципов справедливости и гармонии. Связь между нравственным поведением и моральным суждением (за это Колберга критиковали, как и его метод специальных педагогических бесед).

Концепция стадий моральной социализации: 1. доморальная, 2. условно-моральная, 3. моральная. Переход от одной стадии к другой – результат опыта чела, полученный из совершения ситуаций нравственного выбора. Метод – беседа на нравственные темы.

3) Иррациональное направление основано на философии экзистенциализма. Отрицание роли науки в получении полного знания о человеке. В лекциях нет представителей, в инете указан только Лозанов. Основные идеи:

– строгое научное познание невозможно

– все социальные институты находятся в антагонизме с человеческой природой. Семья – единственный нормальный институт

– человек – то, что он сам из себя делает. Среда – лишь условие для реализации человеческой индивидуальности.

Метод воспитания – беседа с воспитуемым. Никакого подталкивания и назидания. Все выводы воспитанник должен делать сам.

4) Технократическое направление основано на бихевиоризме Скиннера.

– все человеческие качества формируются в процессе обучения

– технологичность процесса воспитания

Упрощённая схема: стимул – реакция. Если среда действует на человека определённым образом, это не значит, что есть фатализм, это предсказуемая реакция. Процесс воспитания тождественен привитию навыков. Все чел. качества формируются в процессе обучения. акцент – на отношения чела и среды.Скиннер: человек должен знать, как факторы среды влияют на него и уметь изменять, организовывать.

5) Психоаналитическое направление основано на классическом психоанализе и неофрейдизме. Личность есть социальный продукт. Личность не равна индивидуальности, она не может сформироваться вне социума.

По мнению Юнга, личностью становится не каждый человек. С точки зрения Адлера, в 4 года ребёнок уже становится протоличностью. Он хочет походить на кого-то. Ориентация в данном случае на идеал. Бог – высший идеал, ориентир.

 

87. Принципы инклюзивного обучения

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя) образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Тема инвалидов ныне часто обсуждается в СМИ, принято говорить о том, что здоровое общество характеризуется и своим отношением к инвалидам. Поэтому все чаще можно услышать рассуждения об интеграции инвалидов в общество, и, в частности, об интеграции детей «с особыми потребностями» в общеобразовательную школу. При этом основное внимание уделяется «праву быть как все», и за кадром остаётся то, как обеспечить реализацию этого права.

Когда сегодня говорят об интеграции детей с особыми потребностями в общеобразовательные школы, имеется в виду то, что эти дети учатся в массовой школе в обычных условиях.

Инклюзия обозначает такое включение детей, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию этих детей и раскрытию их потенциальных возможностей.

Существует возможность до некоторой степени расширить рамки включения детей с особыми потребностями в массовую школу. Фактически мы сталкиваемся сейчас со всё возрастающим количеством таких детей и ориентацией общеобразовательных школ на увеличение числа учащихся. Однако без создания соответствующих условий для обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах не следует этого делать.

 

88. Проблемы социальной адаптации воспитанников детских домов и школ-интернатов

Основная миссия детского дома заключается в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в современном открытом обществе. У детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, отсутствует влияние важнейшего социального института - семьи.

Если спроектировать функции семьи(репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичный соц.контроль, моральная, духовная, развитие личности, социально-статусная, досуговая, эмоциональная) на детский дом, то, очевидно, что наряду с общими для всех детских образовательных учреждений функций дет. дом должен выполнять и важнейшую функцию приобщения ребенка к социальной жизни (т.е. социально-адаптивную функцию).

Основным критерием эффективности работы по социальной адаптации вос­питанников является высокий уровень их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе после выпуска из детского дома. В качестве основных показате­лей адаптированности воспитанников можно отметить следующие признаки:

Во-первых, насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку. Во-вторых, насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу. В третьих, насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей. Еще один признак успешной социальной адаптации - отсутствие девиантного поведения. В личностной сфере показателем успешности адаптации является то, насколько выпускник умеет стро­ить свой вариант жизни достойного Человека, строить свою жизненную перспек­тиву, ставить и успешно решать задачи на этом пути, производить сознательный выбор в рамках современной Культуры и брать на себя ответственность за этот выбор. Все это позволяет говорить о достижении личностной социальной зрелости.

В недалеком прошлом в литературе стыдливо замалчивались проблемы детских домов и школ-интернатов. Предполагалось, что в социалисти­ческом обществе дети-сироты - это нетипично, их количество незначительно и по­стоянно снижается. Лишь в конце 80 гг при Академии пед.наук СССР была создана лаборатория детских домов и школ-интернатов. И только в последние 5-10 лет стали появляться отдельные материалы по проблемам соци­альной адаптации воспитанников интернатных учреждений.

Анализ этих публикаций показывает, что на сегодняшний момент уровень социальной адаптации воспитанников является явно недостаточным.

СМИ сообщают, что "через год после выпуска из детского дома 30% становятся бомжами, 20 % -преступниками, 10 - кончают жизнь самоубийством "(журнал Учитель, 1997, №1). Среди выпускников дет. домов выше % лиц страдающих психическими заболеваниями, среди них чаще регистрируются случаи самоубийства, правонару­шений и преступлений.

Исследования показывают, что условия пребывания в детском доме не требуют от воспитанников тех свойств личности, которые будут затребованы в их самостоятельной жизни и определяют успешность социальной адаптации. Обоб­щая данные этих исследований, можно сделать следующие выводы:

Воспитанники, приспособленные (адаптированные) к жизни в детском доме, после выпуска попадают в совершенно иные условия, где самостоятельная жизнь в социуме требует от них как раз те качества и свойства личности, которые у них не сформированы или искажены. Это неизбежно приводит к серьезным трудностям в социальной адаптации воспитанников.

Пребывание в условиях детского дома приводит к появлению ряда особенностей в психическом развитии воспитанников. В основном это задержки психического развития и формирование ряда не­гативных личностных образований. Т.к. на успешность социальной адаптации (как результата) в значительной степени влияют именно особенности психического развития, необходимо, что бы вся работа по социальной адаптации (как процесс) носила коррекционно-развивающую направленность. Это позволяет выделить в работе по социальной адаптации воспитанников детских домов коррекционно-развивающие функции.

Педагог должен делать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого ребенка. Основной целью этой работы должна стать подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, именно по этому критерию она и должна оцениваться. Важна хорошая методическая подготовка воспитателя (постановка цели, задач, целесообразный отбор методов, форм и средств этой работы, контроль результативности), систематичность занятий.

Одна из важнейших проблем в детском доме - неудовлетворенная потребность детей-сирот в любви. Поэтому педагог должен выразить свою любовь к ребенку через: безусловное принятие ребенка, физический контакт, контакт глаз и пристальное внимание.

Учитывая неудовлетворенную потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении со взрослыми, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо широко использовать технологии развивающего общения.

Возможно использование обучающей психодиагностики, создание ситуаций успеха, проблемных индивидуальных бесед и групповых дискуссий, целенаправленных поездок и экскурсий. В рамках методического объединения необходимо предусмотреть обучение педагогов всему спектру этой деятельности.

 

89. Основные факторы девиантного поведения.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.

В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального поведения, к основным формам которого относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышенный риск совершить самоубийство). По определению американского социолога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.

Социология рассматривает нарушение заведенного порядка прежде всего как болезнь всего общества, его социальных взаимосвязей, структуры.

Аномия ─ это «крушение норм», «безнормность», которые характеризует состояние общества, его социальных структур. Это серьёзный социальный недуг общества, не имеющего и не соблюдающего общепринятых норм поведения.

«Аномия заявляет о себе присутствием прежде всего разнообразного и постоянно расширяющегося спектра социальных девиаций. К числу легко наблюдаемых и определяемых «индикаторов» аномии можно отнести рост преступности, социальный хаос, «смятение душ», неясность жизненных целей, резкое снижение предсказуемости во времени тех или иных явлений, связанных с данной социальной системой, возростание значимости материальных ориентаций, как противоположных нравственным и духовным и т.д.

Итак, именно аномия как социальная болезнь общества порождает массовое девиантное поведение. При этом сама аномия, безнормность возникает в виду отсутствия единых ценностей, норм, что приводит к дезорганизации всех общественных связей и структур. Это с наибольшей силой проявляется при глубоком ценностно-нормативном кризисе всего общества.

Факторы девиантного поведения образуют сложную систему. При этом надо учитывать, что все факторы взаимосвязаны, взаимодействуют.

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:
Одной из общих, макросоциальных причин, детерминирующих в настоящее время девиантное поведение, являются те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализации», т.е. его (общества) неустойчивость, «промежуточность», «переходность». Общая экономическая и социальная нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей объективно приводят к усилению социальной девиации.

Вторым актуальным источником девиантного поведения как социального явления служит социальное неравенство, весьма существенные различия в реальных возможностях удовлетворения потребностей, зависящие прежде всего от социальной позиции (положения) индивида и общественной группы, их места в социальной структуре.

Существенное влияние на распространенность девиантного поведения оказывает морально-этической фактор. Молодежи приходится вырабатывать взгляды на жизнь в обстановке моральной вседозволенности так называемого «периода первоначального накопления капитала», когда экономическая жизнь общества больше похожа не на рынок, а на базар, где все продается и покупается, где торговля телом и даже жизнью (своей и чужой) считается рядовым событием. В этих обстоятельствах многие молодые люди склонны либо оправдывать отступление в отдельных случаях от общепризнанных правовых и нравственных норм поведения, либо проявлять к этому безразличие. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, "продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.

Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Немаловажным фактором усиления девиантного поведения выступают правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к закону, правоохранительным органам и их представителям.
Ослабление воздействия системы образования на правовое и нравственное воспитание молодежи, «задержки» в законотворчестве, приводящие в правовому «вакууму» в различных сферах общественной жизни, слабая эффективность работы правоохранительных органов - все это способствует формированию у молодых людей установки на возможность решения своих жизненных проблем в «обход» закона, в том числе и преступными способами.

Для практики социально-педагогической работы не менее важно знание и микросоциальных факторов, которые могут способствовать появлению девиации в молодежной среде.
К микросоциальным факторам обычно относят три основные сферы жизнедеятельности подростка и юноши: семью, школу и референтную группу сверстников, к которым на определенном возрастном этапе прибавляются армия, место работы.

В сфере семейного воспитания неблагоприятным фактором могут быть такие стили воспитания как гиперопека и гипоопека, характерными признаками которых в первом случае выступает избыток, чрезмерность внимания к воспитуемому, во втором - его недостаточность. В семье могут формироваться два типа делинквентности - агрессивно - защитный и оппозиционный. Первый формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, а второй - при воспитании по типу «кумира семьи».

К числу факторов девиантного поведения, проявляющихся на индивидуальном уровне, можно отнести также внутренние психологические процессы:

- потребность в престиже, самоуважении (по некоторым данным, у несовершеннолетних правонарушителей наблюдается преждевременное развитие этой потребности в 12-13 лет, причем она развита сильнее, чем у их законопослушных сверстников);
- потребность в риске;
- наличие так называемых искусственных потребностей (в алкоголе, наркотиках);
- эмоциональная неустойчивость;
- агрессивность;
- наличие акцентуации характера (к «группе риска» относят гипертимную, истероидную, шизоидную и эмоционально-лабильную акцентуацию);
- отклонение в психическом развитии;
- неадекватная самооценка и др.

 

Система поступков личности, в которых проявляются отклонения от официально установленных или сложившихся в данном обществе социальных норм (как в позитивном, так и негативном направлении) – это отклоняющееся (девиантное) поведение

Отклоняющееся поведение, в том числе и противоправные действия, которые угрожают нормальному функционированию социума – это делинквентное поведение

Пагубная привычка, пристрастие к чему-либо – это аддиктивное поведение

Система поступков личности, активно направленных на нарушение норм и требований социальных институтов - антисоциальное поведение

 

90. Факторы формирования трудновоспитуемости. Группы трудновоспитуемых детей

Трудновоспитуемость – это та, или иная степень сопро­тивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействи­ям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различны­ми причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, осо­бенности характера, темперамента, другие личностные характе­ристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, ус­воение учебных программ и социальных норм.

Трудновоспитуемость — это некоторое сопротивление педа­гогическому воздействию, связанное с затруднениями в усвоении определенных социальных программ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.