Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Небанковская кредитная организация




Банк

Банки — это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

§ привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

§ размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

§ открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации - это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве. Сочетание указанных операций устанавливает ЦБ РФ.

Кроме банков и иных кредитных организаций, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» предусматривается функционирование:

1. союзов и ассоциаций кредитных организаций, которые не преследуют цели извлечения прибыли, а создаются для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Им запрещается осуществление банковских операций. Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций (ФЗ «О некоммерческих организациях»). Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации;

2. групп кредитных организации, создаваемых для решения совместных задач (совместного осуществления банковских операций) путем заключения соответствующего договора между двумя или несколькими кредитными организациями. Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций). Головная кредитная организация банковской группы обязана уведомить Банк России в установленном порядке об образовании банковской группы;

3. банковских холдингов. представляющих собой не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций). Под существенным влиянием понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

Головная организация банковского холдинга в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга и определять решения этой компании по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации. Управляющей компанией признается хозяйственное общество, основной деятельностью которою является управление кредитными организациями, входящими в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Головная организация банковского холдинга обязана в установленном порядке уведомить Банк России об образовании банковского холдинга.

Таким образом, банковская система Российской Федерации является двухуровневой, в которой верхний уровень представлен Центральным банком РФ; на него возложены функции регулирования и управления вторым уровнем — банками и иными кредитными организациями. При этом стоит отметить, что основная часть кредитных организаций (95%) представлена банками.

 

55. Банковские операции: понятие, виды.

Банковские операции – это деятельность кредитных организаций, связанная с использованиемденег,ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней, а также прав требования юридических и физических лиц в гражданском обороте.

По Закону о банках к банковским операциям и сделкам относятся:

1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

2. размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет;

3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4. осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6. купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7. выдача банковских гарантий;

8. осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

9. выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

10. факторинговые операции;

11. доверительное управление денежными средствами и иным имуществом физических и юридических лиц;

12. осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

13. предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

14. лизинговые операции;

15. оказание консультационных и информационных услуг;

16. операции с ценными бумагами, в том числе выпуск, покупка, продажа, учет, хранение, доверительное управление и т.д.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5-6 Закона о банках).

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии ЦБ РФ – и в иностранной валюте.

 

56. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации (Банка России).

Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляется Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России.

Помимо этого, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.

Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента Российской Федерации.

Банк России имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Целями деятельности Банка России как органа управления кредитно-денежной системы являются:

♦ защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;

♦ развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

♦ обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

В соответствии с целями, поставленными перед Центральным банком РФ, его основными задачами являются следующие:

♦ активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства Российской Федерации;

♦ всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;

♦ сокращение бюджетного дефицита;

♦ поддержание стабильного денежного обращения;

♦ обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;

♦ обеспечение государственного фонда валютных резервов;

♦ расширение кредитования коммерческих банков в основном за счет ресурсов эмиссионного фонда;

♦ расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;

♦ максимальное использование методов денежно-кредитного

управления банковской системой.

Исходя из поставленных целей и задач Банк России выполняет следующие функции:

♦ во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

♦ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

♦ является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

♦ устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

♦ устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

♦ осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдаст и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

♦ осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

♦ регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

♦ осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

♦ определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

♦ организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;

♦ участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им нормативных актов.

Главная цель банковского регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организа-

ций за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора.

Для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер установленного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д. В этих полномочиях Банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные территориальные управления Банка России, являющиеся его филиалами.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставления информации или предоставлении неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребовать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение его отдельных операций.

Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, Банк России рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

 

 

57. Основы правового положения кредитной организации. Порядок создания, реорганизации и ликвидации кредитных организаций. Лицензирование банковской деятельности.

 

 

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основ пой цели своей деятельности на основе специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять предусмотренные законом о банках банковские операции.

Указанная формулировка и правовые основы кредитных организаций установлены. Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 27.07.2010 г.) «О банках и банковской деятельности».

Кредитные организации могут образовываться на базе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Законом о банках предусмотрено создание двух видов кредитных организаций: банков и небанковских кредитных организаций.

Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. К небанковским кредитным организациям, в частности, относятся организации, созданные для осуществления расчетов на рынке ценных бумаг, клиринговые учреждения.

Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме:

– слияния;

– присоединения;

– выделения;

– разделения;

– преобразования.

Каждая из них имеет свои особенности, однако общим для всех форм реорганизации является следующее:

1) при всех формах реорганизации кредитной организации с созданием нового юридического лица ЦБ РФ рассматривает вопрос о выдаче им новых лицензий на осуществление банковских операций;

2) кредитные организации уведомляют ЦБ РФ о своей реорганизации и представляют необходимые для регистрации документы в течение 1 месяца со дня принятия решения о реорганизации;

3) при реорганизации с кредитной организации взимается регистрационный сбор.

Слияние и присоединение проводятся поэтапно и включают:

– подготовку договора о слиянии или присоединении;

– уведомление территориального учреждения ЦБ по местонахождению реорганизующегося банка о предстоящем слиянии или присоединении;

– проведение совещания представителей реорганизующегося банка с представителями территориального учреждения ЦБ по месту предполагаемого нахождения нового банка. На этом совещании обсуждаются вопросы о сроках, целях реорганизации и т. п.;

– проведение общих собраний участников реорганизующихся банков, где решаются вопросы об утверждении договора о слиянии или присоединении;

– уведомление кредиторов реорганизуемых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации;

– проведение общего собрания участников реорганизующихся банков. Протокол этого собрания представляется в территориальное учреждение Банка России;

– представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с регистрацией банков.

Для регистрации создаваемых в результате разделения или выделения банков в территориальное учреждение ЦБ представляются те же документы, что и для создания банка. Кроме того:

– протокол общего собрания участников реорганизуемого банка, на котором было принято это решение, разделительный баланс;

– документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации.

Территориальное учреждение Банка России по результатам рассмотрения документов принимает решение о возможности реорганизации банка и направляет все документы в Банк России, который уже вносит запись о государственной регистрации созданных кредитных организаций и запись о прекращении деятельности реорганизованного банка (в случае разделения).

Для регистрации банка, возникшего в результате преобразования, в территориальное учреждение Банка России по местонахождению банка направляются документы:

– передаточный акт;

– документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации;

– копии опубликованного в печати баланса преобразуемого банка.

Центральный банк, приняв решение о возможности реорганизации кредитной организации или ее ликвидации, направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления этим органом функций по ведению государственного реестра юридических лиц.

Реорганизация или ликвидация кредитной организации считается завершенной после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

 

58. Система обязательных нормативов деятельности банков.

В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Российской Федерации, защиты интересов вкладчиков и кредиторов и в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный банк Российской Федерации устанавливает следующие обязательные нормативы деятельности банков:

• норматив достаточности капитала;

• нормативы ликвидности банков;

• максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

• максимальный размер крупных кредитных рисков;

• максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

• максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам (участникам) и инсайдерам;

• максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

• максимальный размер вексельных обязательств банка;

• нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

 

59. Инвестиции и инвестиционная деятельность: понятие, формы.

— Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, — гласит Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», статья 1.

Инвестиционная деятельность – это вид предпринимательской деятельности, поэтому её организация тесно связана с существующими в стране формами собственности.

В зависимости от существующих форм собственности и организационно-правовых форм предприятий

инвестиционная деятельность может осуществляться в следующих формах:


государственное инвестировани е, которое осуществляется:

1) органами государственной власти и управления различных уровней за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств;

2) государственными предприятиями, организациями и учреждениями за счет их собственных и заёмных средств.

— инвестирование, которое осуществляется гражданами, различного рода негосударственными предприятиями, учреждениями, товариществами, а также общественными, религиозными организациями, другими юридическими лицами, не относящимися к государственной собственности;

— иностранное инвестирование, которое осуществляется иностранными гражданами, юридическими лицами, государствами и международными организациями;

совместное инвестирование, которое осуществляется совместно российскими и иностранными гражданами, юридическими лицами или государствами.

В условиях рыночной экономики прерогативой государства является создание условий для успешного осуществления инвестиционной деятельности предприятиями всех организационно правовых форм собственности, а также защита интересов инвесторов.

 

 

60. Инвестиционная политика, ее элементы. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Государственное регулирование инвестиционной деятельности пред­ставляет собой совокупность государственных подходов и решений, закреп­ленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках кото­рых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой по­мощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в фи­нансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Рис 2. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики ис­пользует как экономические (косвенные), так и административные (пря­мые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной, политики.

Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем:

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осу­ществ­ляемое в форме капитальных вложений, ведется органами государст­венной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ госу­дарство использует следующие методы:

- контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.

- экспертиза инвестиционных проектов. Оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестицион­ную программу.

Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестици­онной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме ка­питальных вложений» установлены также следующие формы и методы регу­лирования инвестиционной деятельности:

- установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате ме­стных налогов;

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противореча­щих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источ­ников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

- прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной дея­тельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

а) разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

б) размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финанси­рования инвестиционных проектов.

в) выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации;

г) вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и за­консервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собст­венности;

- предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

- проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной поли­тики.

Механизм государственного регулирования инвестиционных процес­сами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

 

61. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Что касается правового регулирования иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, то оно осуществляется Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (далее - головная организация) при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.

 

62. Понятие валюты. Валютные ценности. Валютные ограничения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.