Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения философии Платона




До конца 5в. до н.э. основным типом древнегр. философии был материализм.

Платон (427-347до н.э.). Его философское учение охватывает широкий круг вопросов – о бытии, мире и его происхождении, душе и познании, обществе, раздел труда, воспитании, искусстве.

Обычный мир существует, но неистинным образом. Помимо и сверх чувственного мира существует и другой мир – мир чистых сущностей.

Для обозначения этих сущностей Платон использовал слово «идея», к-ое в обыденном языке обозначало внешний вид, образ, форму, качество. Идеи помещались им в занебесную область, к-ая была философским символом подлинного бытия.

Мир идей представлял собой не просто царство сущностей, а царство благих сущностей. Платон противопоставил идеальный мир чувственному миру не только как сущность – явлению, но и как благое – злому.

Поэтому идей всех идей, высшей идеей у Платона выступает идея Блага как источник истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая всем требованиям высочайшей добродетели. Мир идей и есть мир подлинного. Т.е. вечного и неизменного бытия.

Антиподом бытия выступает мир небытия, где властвует не идея, а материя («хора»), некая хаотическая, небытийная первоматерия, к-ая способна принимать любые формы, становясь оформленной материей. Материя, как и идея, вечна.

Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий пространства и времени. Мир чувственных вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условиями пространства и времени. В природе все изменчиво, преходяще, непрочно, смертно, несовершенно. Там все возникает на время и погибает навечно. Для объяснения динамики чувственного природного мира Платон ввел третье начало – мировую душу. Душа космоса – творческая сила, источник движения, жизни, одушевленности.

Платон показал, что в человеке, помимо его способностей воспринимать окружающий мир и реагировать на него в качестве части самого мира, существует и действует нек-ая сила какой-то другой природы, благодаря к-ой осуществляется переход в духовное измерение

Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ей знания.

Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются лишь во мнениях, к-ые не дают подлинного знания. Середину между многим и подлинным знанием занимают математические знания. Они имеют нечто родственное чувственным вещам и идеям.

Противоречия есть необходимое условие для побуждению души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть, по П., искусство диалектики.

В космогоническом учении П. утверждает, что последними элементами всех вещей являются неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы.

Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, к-ая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, к-ые создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями соответствует воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями приблизиться к совершенству, то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами свободных граждан.

Создал интересную версию происхождения гос-ва (оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи).

Сформулировал представление об идеальном гос-ве, в к-ом полит-ие отношения подчиняются принципу справедливости. Справедливое гос-во – где каждый занят своим делом, т.е. вып-ет опр-ые обязанности и получает за них вознаграждение.

Считал, что беды гос-ва возникают из-за того, что люди заняты не своим делом. «Управление гос-вом – особое искусство, к-ому способны не все».

Дал хар-ки реальных типов гос-ого устройства: тимократия – вл-ть честолюбцев; олигархия – господство немногих над бол-вом; демократия – вл-ть бол-ва (недостаток этой формы он видел в том, что здесь обостряются противоречия м/д бедными и богатыми); тирания – вл-ть одного над всеми (по его мнению наихудший вид правления).

Полит-ий идеал П. – личность, общество и гос-во сотворены в полисе. Существует строгая иерархия: философы–правители (правители–мудрецы), стражи и воины, ремесленники и крестьяне.

Основной пафос учения П. о гос-ве заключается в том, чтобы внушить людям понимание необходимости формировать такое гос-во, к-ое в той или иной степени соответствовало его модели идеального гос-ва. Это отвечало бы интересам бол-ва людей, обеспечило бы им необходимые условия для достойной жизни и всестороннего развития. Такое гос-во П. читал самым лучшим, что может быть на земле. Считал, что сила гос-ва заключается также в силе законов, выражающих интересы бол-ва людей данного общества, к-ому д/подчиняться все – от рядовых граждан до правителей.

В учении о делении граждан на разряды П. руководствуется своей классификацией частей души. Одной части должен соответствовать разряд правителей-философов, аффектной – воинов, вожделенной – ремесленников. Каждый разряд должен быть ограничен выполнению своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.