Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории диалектики




Законы диалектики.

Понятия, характеризующие диалектику, как науку.

Диалектика (от греч. — искусство вести беседу, спор) – философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

В истории философии выдвигались различные толкования диалектики:

– как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);

– искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ);

– метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);

– учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно);

– способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант);

– всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель);

– учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова.

В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.

 

Диалектика как учение о развитии и всеобщей связи действит-ти:

1) единство и борьба противоположностей – отражает внутренний источник развития. Единство в тождестве, замкнутость системы, нарушается внутренний баланс системы: или она разрушается или самосохраняется (развитие в новом качестве).

2) З-н перехода от количественного изменения к качественному – отражает сам процесс развития. Этим законом Маркс связывает качественную определенность вещи, к-ая имеет устойчивость настолько, насколько она себе тождественна. Мера – количественное многообразие, к-ое определяет качество, предполагает переход в новое качество. Переход от одного качественного состояния в другое есть скачок. Здесь диалектика заключается в том, что нужно соблюдать меру, чтобы сохранить самодостаточность. Этот з-н проявляется ч/з понятия качество и количество.

3) З-н отрицания отрицания – отражает направленность развития, развитие и всеобщую связь в пространственных и временных рамках. «Якобы повторение», неодолимость нового в процессе развития.

 

Категории диалектики – предельно широкое понятие, к-ое отражает стороны существования и развития субъективного мира. Исходные формы такого мышления, объектом к-ого выступает развитие.

При изучении парных категорий диалектики дуальная оппозиция рассматривается в двух аспектах: онтологическом (признать факт наличия сложившегося бытия (существования)) и гносеологическом.

1) Явления в онтологическом знании – это вещь во всех качественных характеристиках, к-ые очевидны. Явления категории, обозначающие внешнюю сторону сущности отражает внутреннюю неочевидную, но, к-ая проявляется как закономерное свойство вещи, поэтому познание диалектически д/сочетаться: «Явление – существенно, сущность - является».

Содержание явления не всегда отражает полно хар-ку того или иного процесса, вещи, но оно необходимо для определения цели познания.

Каждое явление многообразно в своей целостности, чем то, что человек пытается познать, проникая в сущность этого явления.

2) Любой материальный процесс – есть единство формы и содержания. Отношения гармонической целостности вещи (процесса/явления) пр.вс. обозначает диалектическую соотнесенность к тому или др. содержанию определенной формы. Это особенно важно в процессе институализации.

3) конфликт всегда возникает по причине несоответствия тех или иных отношений.

Диалектика целого и части заключается в следующем: часть характеризует такой компонент общего, без к-ого оно не представляет целостности.

В диалектике необходимо учитывать:

1-несводимость целого к сумме частей, т.е. целостность всегда нечто большее, чем совокупность вещей.

2-любая часть несет в себе черты качественной определенности целостного.

3-части также влияют на целое как и целое на характеристики частей.

Именно в диалектике единичного и общего сформировалась идеология системного анализа.

Необходимость и случайность необходимо рассматривать на двух уровнях:

- на уровне сущности необходимость отражает тенденцию самого структурного содержания явления.

- на уровне существования она выражает тенденцию развития предмета, исходя из изменения его сущности.

4) Причина и следствие характеризуют развитие со стороны определенной упорядоченности, одно явление вызывает к жизни другие, являясь его причиной (учение о детермизме). Причинно-следственная обусловленность есть необходимость, к-ую абсолютизировали детерминисты. Следствие возникает под воздействием причины, но не всякая причина м/вылиться в следствие.


Диалектический материализм.

В рамках такой философии человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений.

В качестве первичной признается диалектически развивающаяся объективная материальная действительность, отражением к-ой выступают категории и законы мыслительной деят-ти людей.

По Энгельсу идея диалектики заключается в том, что «мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совок-ть процессов, в к-ой предметы находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются…».

Такова диалектика развития объективного мира и его познания.

 

Положения диалектико-материалистической философии.

· Первичность материи и вторичность сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.