Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование основ нравственной культуры учащихся. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников




Мораль – форма общественного сознания, социальный институт, регулирующий поведение людей с помощью совокупности правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, природе и друг другу. В отличие от правовых нравственные нормы фиксируются только в традиции, в обычаях, в общественном мнении, в привычном поведении и, тем не менее, имеют силу требований, силу предписания. Мораль исторически изменчива, нравственные правила определяются социальными условиями жизни людей и являются разными в различных культурах и слоях общества. Вместе с тем нравственные нормы разных культур имеют много общего, что получило отражение в словах «общечеловеческие ценности».

Понятие "этика" употребляется как философская наука, изучающая мораль. Нравственность - это личностная характеристика, это принятая индивидом общественная мораль в виде его нравственных принципов, убеждений, определяющих его поведение и такие свойства, как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и др.

Нравственная норма - это правило, требование, определяющее поведение человека в той или иной ситуации. Нравственное поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам.

Для характеристики морали используются также и такие понятия, как нравственные принципы, категории, идеалы.

Мораль - это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, которое включает в себя когнитивную сферу – знания о морали; эмоциональную сферу –нравственные чувства, отношения, оценки; поведенческую сферу – способность поступать и жить в соответствии с нравственным нормами.

Все компоненты нравственного сознания и поведения представляют психолого-педагогический, личностный аспект содержания нравственного воспитания и определяют задачи нравственного воспитания (НВ), которое понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы знаний о морали, нравственных чувств и оценок, нравственного поведения. Какие же моральные ценности должны составлять содержание нравственного воспитания в системе образования, семье, обществе?

Современный мир придерживается принципов гуманизма, гуманистической морали. Высшими ее ценностями в применении к процессу воспитания в школе можно считать следующие.

 

1. Гуманность как сущностное, характеристическое качество человека, как интегральная характеристика личности. Она раскрывается в уважении к человеку, в признании его высшей ценностью, в терпимости, дружелюбии, готовности понять, помочь, поддержать.

2. Вера в человека, в гуманистические идеалы, наличие гуманистических ценностей и целей в жизни, служение этим идеалам.

3. Воля к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и одновременно быть требовательным к себе, умение подчиняться требованиям общества, быть дисциплинированным.

4. Ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки, отвечать делом за последствия своего поведения.

5. Уважение ко всему живому на земле, к природе, природоохранное, экологическое сознание и поведение.

6. Честность, принципиальность, справедливость, требовательность к себе и другим в сочетании с терпимостью, тактом.

7. Сдержанность в половой жизни, готовность в самоограничению, умеренность и чувство ответственности за свое половое поведение, правильное поведение в семье, понимание своей роли в семье, способность создать и жить в семье.

Это основные нравственные нормы, которые могут быть основой воспитательной работы в школе. В мире есть и другие философско-мировоззренческие концепции, определяющие состав моральных норм в разных обществах, это в первую очередь религиозные системы.

Каковы средства решения задач нравственного воспитания в школах России? Это прежде всего процесс обучения: знание морали ученики получают на уроках литературы, истории, обществознания и других. Школы могут ввести специальные уроки морали, как это часто делается за рубежом. Во внеурочной воспитательной работе должны проводиться беседы по социальным, нравственным вопросам, обсуждения актуальных проблем жизни подростков. Помня о том, что человек воспитывается в деятельности, надо организовывать общественно полезную деятельность, направленную на оказание помощи нуждающимся, на решение доступных детям социальных проблем внутри и вне школы.

К показателям нравственной зрелости, воспитанности школьника относятся: в первую очередь это нравственное поведение - следование нравственным нормам и принципам в поступках и жизни, готовность требовать этого от других; знания о морали, способность анализировать поведение с нравственных позиций; способность давать оценку нравственным отношениям, испытывать нравственные чувства (совести, долга, ответственности, вины и пр.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.