Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковно-религиозная педагогика




Основные этапы развития образования и их характеристика.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ И НАЧАЛО РАЗВИТИЯ ШКОЛ

III. НАЧАЛО РАЗВИТИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Вся история развития русского образования может быть представлена тремя периодами:

I период — до XVIII в. — церковно-религиозная педагогика.

II период — XVIII — до второй половины XIX в. — государственная педагогика.

III период — со второй половины XIX в. — общественная педагогика.

Церковная педагогика характеризуется преобладающим положением церкви и ее мировоззрения в жизни народа и его образовании.

Период государственной педагогики характеризуется тем, что дело народного образования взяло в свои руки государство, оттеснив церковь. Образование теперь должно служить государственным интересам, готовить просвещенных людей для государственной службы, должно быть практичным, профессиональным, а для этого сословным. Образование не должно выводить учащихся их тех сословий, к которым они принадлежат по рождению, но не стоит оставлять население и вовсе без образования. Самое лучшее — давать образование в меру, каждому сословию — свой тип образования, свою школу, которая и будет готовить его к будущей деятельности. Государственность, профессиональность и сословность — вот самые характерные черты образования в этом периоде. Крепко держа образование в своих руках, государство боролось против старой дьячковской школы, с частными пансионами и школами, стремилось взять под контроль семейное воспитание. Нуждаясь в образованных людях, государство сначала покровительствовало образованию, но, как только увидело, что оно грозит существующему политическому и социальному укладу жизни, стало умерять, сдерживать его.

Период общественной педагогики. Несмотря на то, что государство имело сильное влияние на судьбу образования, общественность в лице земств, общественных организаций, отдельных деятелей просвещения внесла значительную лепту в развитие o6paзования. Она выдвигала требования дать образование всему народу,обеспечить подрастающие поколения общечеловеческим развитием, сочетая его национальными формами жизни. А для этого недостаточно открыть школы, необходима наука педагогика, педагогическая литература, собрания, общества, съезды педагогов. Все это создает не правительство, а общество.

Церковно-религиозная педагогика характеризуется преобладающим положением церкви в просвещении народа. Оно заключалось в изучении церковных книг, учителями были духовные лица. Учились для того, чтобы лучше уразуметь церковные службы и тем приблизиться к Богу. Церковное образование было единственным типом для всех: богатых и бедных, мальчиков и девочек. Как внешкольное, так и школьное образование имело благочестивое и душеспасительное содержание.

Человек Древней Руси заимствовал педагогическую, систему из Библии. Но Библия есть собрание многих различных книг с неодинаковыми педагогическими началами, так, в педагогика Ветхого завета царит суровый патриархат, где права главы семьи громадны, а все члены семьи, все домочадцы находятся в полном; подчинении главы дома. Их личности малоценны, ничтожны, отношение к ним главы семьи сурово. В новозаветной христианской педагогике господствуют другие начала — любовь, кротость, ценность каждой человеческой личности. Дети имеют не только обязанности, но и права. Христианская семья организуется не на началах подчинения и строгости, как ветхозаветная, а на началах, любви, взаимной помощи, относительного равенства и свободы всех членов семьи.

Так как для древнерусской жизни был характерен патриархат, то его же утверждала и педагогическая теория. Крайне узкие ветхозаветные идеи о семье и семейных отношениях, варварский взгляд на женщину, идеал отца, подавляющего самостоятельность детей, суровая до жестокости домашняя дисциплина — все это пришлось по сердцу нашим предкам и было заимствовано из Ветхого завета. Отношение родителей к детям должно быть суровым: отец, не бойся всячески учить и наказывать детей; суровое отношение к детям не только не противоречит отеческой любви к мим, но, наоборот, свидетельствует о любви. Поэтому из любви к сыну не оставляй его без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет. «Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами» и т. п.

Кроме книг Ветхого завета педагогический идеал излагается в книгах отцов церкви, преимущественно Иоанна Златоуста. Иоанн Златоуст (ок.350-407 гг.) – византийский церковный деятель, автор проповедей, псалмов. Был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя. У него педагогические идеалы выше ветхозаветных, более широкие. Он замечает, что родить детей — дело природы, но воспитать их и добродетели — дело ума и воли. Нужно думать не о том, чтобы сделать детей богатыми, а о том, чтобы сделать их благочестивыми, богатыми различными добродетелями. Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности.

Изложенные мысли весьма поучительны. Но в чем состоит воспитание? Каковы его цель и средства ее достижения?

Цель воспитания, по его мнению, чисто аскетическая, суровая, монашеская. Земные блага малоценны, нужно стремиться к небесному, духовному, к благочестию. При этом все светские науки, искусства, все гражданские доблести отходят на задний план, теряют серьезное значение для жизни.

Такая воспитательная цель может быть достигнута только насилием над детьми. Юность, поучает он, подобна зверю неукротимому, коню необузданному, и ее необходимо обуздать. Не нужно позволять детям делать то, что им приятно, потому что приятное есть и вредное: родители должны иметь полную власть над детьми. Нужно действовать страхом. Обращаясь к Ветхому завету, он пытается соединить его с учением Иисуса Христа, имеющим совершенно иной характер.

Идеал женщины у Златоуста также ветхозаветный. Матери больше всего должны смотреть за дочерьми: наблюдать, чтобы они сидели дома, учить их скромности, благочестию, отдавать их замуж.

Таковы источники педагогических идеалов в Древней Руси. Наши предки, конечно, слышали поучения о любви христианской, о том, что без любви все добродетели ничто, что человек может спастись не исполнением внешних обрядов, но истинно христианской доброй жизнью. Однако ими был воспринят ветхозаветный идеал.

Правда, всегда были люди, имевшие христианское мировоззрение и осуществлявшие его в жизни; была также народная мудрость, сказки, поговорки, пословицы и т. п. Но таких людей было немного, мягкие гуманные чувства воспринимались плохо. Причинами этого были: 1) патриархальный, суровый уклад жизни семьи; 2) чисто внешнее, обрядовое понимание христианства, когда внутренняя, духовная сила его упускалась из виду.

Все это вело к тому, что более всего проявлялось заботы о сохранении в неизменности церковных обрядов, канонов; сложилось убеждение, что православным нужно умирать за букву, за азы веры.

Это видно из церковных поучений, в которых говорится об обрядах церкви, но очень поверхностно раскрывается теоретическая сторона христианства; в духовной литературе мало поучений, которые касались бы вопросов нравственных и которые будили бы христианскую мысль. В литературе XVI и XVII вв. преобладают описания самых мелочных обрядов («подобные наставления, что есть в тот или иной день того или другого поста», «притча о кадиле» — как кадить и т.п.). Родители учили детей земным поклонам, двуперстному или трехперстному кресту, но не объясняли, в чем состоит искупительное значение креста; преподавали им подробные до мелочей правила, а возвышенных истин христианства не объясняли даже кратко.

Делалось это так не потому, что родители не хотели передать своим детям глубокого и серьезного христианского знания, а потому, что сами его не имели. Для глубокого понимания христианства требовалось соответствующее образование, а его не было. Вера ограничивалась соблюдением церковных обрядов. О переоценке значения обрядов свидетельствует и церковный раскол XVII в. Русские патриархи Иосиф и Никон обратились к Константинопольскому патриарху за разрешением мучивших их вопросов. В 31 вопросе поражает мелочность и незначительность их. И, несмотря на то, что в ответе было сказано, что эти вопросы не важны, не существенны, все-таки раскол на этой почве состоялся.

Содержание древнерусского педагогического идеала отражалось в сборниках нравственно-религиозного содержания: «Пчела», «Златоуст», «Златоструй», «Измарагда», «Прологи» и др.

По учению древних моралистов выходило, что светлая сторона жизни есть соблазн и грех, истинное состояние настоящего христианина — печаль, плач. «Смех от лукавого, плач и рыдание от Бога».

Ветохозаветный идеал воспитания ярко описан в «Домострое» (XVI в.) — произведении, содержащем свод житейских правил и наставлений. В нем подытожена вся практика домашнего воспитания прежних лет; сходные идеи высказывались и в других педагогических сочинениях тех времен.

Сердца юношей подобны воску, и что напечатают на том воске — незлобивого голубя, высокопарного орла, лютого льва, ленивого осла, — то и останется на всю жизнь. Ум отрока сравнивается с чистой доской, на которой учитель пишет, что хочет. Неумеренная любовь к детям вредна. Для воспитания важна розга. Суровое отношение к детям, подавление самых простых и естественных проявлений детской природы характерно для древнерусской педагогики.

Ветхозаветные идеи о женщине, жене, дочери в бесчисленном количестве воспроизводились в древних сочинениях и глубоко западали в сознание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.