Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало развития светской государственной школы




XVIII век занимает особое место в истории образования в России: именно в этом веке была создана светская школа, сделана попытка организовать государственную систему народного образования, впервые были разработаны в теории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей.

В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода:

Первый период охватывает первую четверть XVIII в. Это время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ разных сторон жизни общества.

Второй период — 1730-е—1765 г. — возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования и одновременно борьба М. Ломоносова за общенародное образование, за создание Московского университета.

Третий период — 1766—1782 гг. — развитие просветительских педагогических идей, возрастающая роль Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений.

Четвертый период — школьная реформа 1782—1786 гг. — первая попытка создания государственной системы народного образования.

В начале XVIII в. были открыты: Навигацкая школа (1701г.), Артиллерийская (пушкарская) школа (1701 г.), Медицинская школа (1707 г.), Инженерная школа (1709 г.), Горные школы (1719 г. — при Оленецких и 1721 г. — при Уральских заводах). Школы ставили своей задачей подготовку специалистов в определенных отраслях хозяйства и офицерского состава для армии и флота. Морская академия (1715 г.), Инженерная школа (1719 г.), высшие классы Артиллерийской школы, готовящие офицерские кадры, были рассчитаны на обучение дворянских детей.

Начиная с 1714 г. делаются попытки открытия школ для дворянских детей и в провинции.

Как уже отмечалось, первый год XVIII в. был ознаменован созданием в Москве двух школ совершенно нового для России типа: Пушкарской (артиллерийской) и Навигацкой (школы математических и навигацких наук). Сами их названия достаточно ясно говорят, кого они должны были готовить.

Навигацкая школа готовила, кроме моряков, инженеров, артиллеристов, учителей в другие школы, геодезистов, архитекторов, гражданских чиновников и пр. Не знающие грамоты поступали и первый класс, называвшийся русской школой, затем переходили в арифметический.

Дети разночинцев обычно оканчивали на этом учение и становились писарями, помощниками архитекторов и т. п.

Дети дворян обязаны были учиться дальше и осваивать геометрию, тригонометрию, геодезию, мореплавание, архитектуру, навигацию, астрономию, фехтование. Часть из тех, кто заканчивал школу, посылались за границу для совершенствования службы на военных-кораблях. Так же дело обстояло и после перевода старших классов школы в 1715 г. в Санкт-Петербург под названием Морской академии. Число учеников в Московской школе математических и навигацких наук достигало 500 человек и 400 человек — в Морской академии.

Любопытна внутренняя жизнь этой первой светской школы. Основание ее было встречено с большой недоверчивостью населением; Сухареву башню, где она помещалась вначале, считали жилищем нечистой силы. Несмотря на строгие указы, многие недоросли не являлись в Школу; самые жестокие меры употреблялись против них, вплоть до отправки на галерные работы; за нехождение в Школу били батогами и наказывали денежным штрафом; бежавших из нее ловили И под караулом возвращали, а имение их отбирали в казну.

Та же беспощадная строгость господствовала и в Школе. Дядька, находившийся в каждом классе, при малейшем беспорядке бил учеников хлыстом, несмотря ни на какое звание, а среди питомцев были и представители самых разных сословий, даже самых знатных семей.

Отличительной особенностью этой Школы было то, что обучение шло на русском языке и по русским, хотя и далеким от совершенства, учебникам. При обучении грамоте шли старинным путем: за азбукой следовал часослов, псалтырь — на церковнославянском, затем шло чтение гражданской печати. Остальные науки преподавались каждая отдельно. При таком обучении, лишенном какого-либо разнообразия, главным становилось заучивание наизусть учебников. Но, несмотря на все эти особенности Школы, результаты ее работы обнаружились в скором времен ни. Из навигаторов, отправленных для завершения образования за границу, выросли адмиралы: Головин, князь Голицын, Калмыков, Лопухин, Шереметев и др.; из этой же Школы вышли первые отечественные инженеры, артиллеристы, топографы, землемеры, в числе которых, например, был составитель первого полного атласа России Иван Кирилов. Наконец, отсюда вышли и первые учителя для различных школ, возникших при Петре I.

После смерти Петра I проводятся различные преобразования учебных заведений, которые были вызваны следующими причинами. В 30-х годах дворянство предъявило властям требование отменить установленный Петром I порядок военной службы: разрешить дворянским юношам поступать на военную службу в офицерском чине, минуя тяжелую «солдатскую школу», которая казалась им унизительной. Такое право дворяне получили. Поэтому возникла необходимость обучения детей военному делу «от малых лет». С этой целью были открыты шляхетские, кадетские корпуса: Морской и Сухопутный. В 1752 г. на базе Морской академии учрежден был Морской шляхетский корпус для дворян, а Школа математических и навигационных наук ликвидирована, дворяне из нее переведены в Морской корпус, дети же «разных чинов» переданы в различные службы.

1.Гражданский алфавит был введен в России при Петре 1.

2.Кадеты от французского слова «младший». В феодальной Франции – молодые дворяне из военной службы до производства их в офицеры.

3.Шляхетство – общее название российского дворянства в 18 – начале 19 веков.

В 1701 г. в Москве на пушечном дворе учреждается Артиллерийско-инженерная школа (пушкарская), где обучались до 300 юношей разных сословий, впоследствии число учащихся уменьшилось и в ней учились преимущественно дворянские дети. В начале века были открыты Московская и Петербургская инженерные школы, позже они были слиты в одну. В Петербурге была основана Артиллерийская школа.

Инженерная и Артиллерийская школы за все время своего существования мало чем отличались от Морской академии по содержанию образования и методам обучения. Здесь также главной задачей была подготовка к практической деятельности. Ученики, как свидетельствуют об этом бывшие питомцы, жили на «вольных квартирах», порядка в учении было мало, учителя нещадно били учащихся.

Впоследствии, в 30-е гг. XVIII в., в Петербурге были открыты: артиллерийская арифметическая школа для «пушкарских» (солдатских) детей, готовившая писарей и мастеровых по артиллерии, и школа для подготовки мастеровых по инженерному ведомству; подобные школы были открыты и в Москве.

В 1758 г. Артиллерийская и Инженерная школы, созданные при Петре I в Петербурге, были объединены; также стали сословным учебным заведением. В новой Артиллерийской и инженерной школе был введен широкий круг общеобразовательных предметов. Круг преподаваемых наук расширился как за счет введения математических дисциплин, химии, физики, истории, географии, иностранных языков, так и введения рисования, фейерверочного искусства, танцев.

Воспитание во всех этих заведениях заключалось во внушении правил нравственности, амбиции, субординации; наказания — различны, вплоть до розог в присутствии всех воспитанников. Введены были и меры поощрения: серебряные и позолоченные медали с изображением на лицевой стороне вензеля Императрицы Екатерины II — для отличников.

В 1759 г. по образцу версальского был учрежден Пажеский корпус для обучения и воспитания детей дворянской знати. Он состоял из трех классов по 50 человек в каждом и одного высшего (камер-пажеского) класса на 16 человек.

Гимназия и университет при Академии наук.

Важным событием в жизни России было учреждение в Петербурге Академии наук в 1725 г. Ее задачей была не только забота о «размножении наук», но и подготовка ученых и образованных людей. При Академии предусматривалось иметь университет и гимназию.

Петр в бытность свою во Франции был принят членом вФранцузскую академию и так увлекся этим учреждением, что решился создать такое же в Петербурге. Он сразу хотел поставить русскую Академию наук на твердую ученую ногу и пригласил множество заграничных ученых, определив на содержание академии 25 тыс. руб.

Академия украсилась некоторыми блестящими именами тогдашней европейской науки: два Бернулли (механик и математик), астроном Делиль, физик Бильфингер, историк и филолог Байер («греческие и другие древности»). При академии для удовлетворения насущных потребностей русского общества учреждены были два учебных заведения — гимназия и университет. Успешно окончившие гимназию должны были слушать лекции академиков, образуя университет с тремя факультетами. Курсы, которые здесь читались, охватывали круг наук, заключавший и себе математику, физику, философию, историю и право. Сохранившиеся данные рисуют нам в самом печальном виде преподавание в академическом университете. Ломоносов говорил, что и этом университете «ни образа, ни подобия университетского не видно». Профессора обычно не читали лекций, студенты набирались, как рекруты, преимущественно из других учебных заведений и большей частью оказывались «гораздо не в хорошем состоянии принимать от профессоров лекции». Студентов за грубость секли розгами. В 1736 г. несколько студентов обратились в Сенат с жалобой на то, что профессора не читают им лекций. Сенат предложил профессорам читать лекции; профессора почитали немного, поэкзаменовали студентов и выдали им «добрые аттестаты для показу», чем дело и кончилось. Между тем к 1730-м годам академия, сверх штатных своих доходов, успела наделать долгов и 30 тыс. руб.; императрица Анна оплатила их. К царствованию Елизаветы у академии образовался новый, почти такой же долг; Елизавета оплатила и его. Живший в это время Миних Манштейн свидетельствует, что вся польза, полученная русским образованием от академии в 20 лет ее существования (она открыта была тотчас после смерти Петра), состояла в следующем: издавался календарь, издавались академические ведомости на латинском русском языках и навербовано было несколько пар немецких адьюнктов с 600—700 руб. жалованья.

В своих научных исследованиях академики занимались высшей математикой, изучением «строения тела человеческого и скотского», по выражению Манштейна, и разысканиями о языке и жилищах «древних незапамятных народов».

Не в лучшем положении был и Московский университет, учрежденный в 1755 г. При открытии университета в нем числилось 100 студентов; 30 лет спустя в нем числилось лишь 82 студента. В 1765 г. значился по спискам один студент на всем юридическом факультете; несколько лет спустя уцелел один на медицинском. Во все царствование Екатерины ни один медик не получил ученого диплома, т.е. не выдержал экзамена. Лекции читались на французском или латинском языках. Высшее дворянство неохотно шло в университет; один из современников говорит, что в нем не только нельзя было научиться чему-нибудь, но и можно утратить приобретенные дома добропорядочные манеры. Так не удалась цель Петра — привить к дворянству «обучение гражданству и экономии».

В 1736 г. из Славяно-греко-латинской академии были набраны 12 человек, двоим из них — М.В. Ломоносову и Д.И. Виноградову была предоставлена возможность обучаться в университете за границей, остальных поместили в академическую гимназию. М.В. Ломоносов, вернувшись из-за границы в Россию, взялся за воссоздание академического университета; в 1758 г. академические учебные заведения были переданы под его руководство и их развитие пошло успешнее. Однако после смерти М.В. Ломоносова университет фактически перестал существовать, в нем было Всего два студента. Причина была очевидна: дворянство предпочитало скромной ученой деятельности блестящую военную и гражданскую карьеру.

Одновременно с академическим университетом были основаны две академические гимназии: одна для дворян, другая для разночинцев, последняя имела в виду подготовку художников, Артистов, поэтому кроме наук здесь учили пению, музыке и др. Академическая гимназия для дворян также долгое время не пользовалась популярностью, а с открытием Сухопутного шляхетского кадетского корпуса в гимназию дети дворян стали поступать очень редко.

Преобладающими предметами в гимназиях были древние классические языки, французский и немецкий; вообще же число предметов было велико: философия, древняя словесность и др. Поэтому ученики не могли усвоить основательно сообщаемых им знаний, да и учителя часто не вызывали уважения. В своих воспоминаниях о годах своего учения один из питомцев тогдашнего университета Фонвизин пишет:

«Накануне экзамена в нижнем латинском классе делалось приготовление, вот в чем оно состояло: учитель наш пришел в кафтане, на котором было пять пуговиц, а на камзоле четыре; удивленный этой странностью, спросил я учителя о причине. «Пуговицы мои вам кажутся смешными, — говорил он, — но они есть стражи вашей и моей чести: ибо на кафтане значат пять склонений, а на камзоле — четыре спряжения. Итак, извольте слушать все. Когда станут спрашивать о каком-нибудь имени, какого оно склонения, тогда примечайте, за какую пуговицу я возьмусь; если за вторую, то смело отвечайте — второго склонения. Со спряжениями поступайте, смотря на мои камзольные пуговицы, и никогда ошибки не сделаете».

Еще оригинальнее был экзамен по географии. Учеников поэтому предмету было трое. «Товарищ мой спрошен был, куда течет Волга. В Черное море, — отвечал он. Спросили о том же другого. В Белое, — отвечал тот; сей же самый вопрос был задан мне. Не знаю, — сказал я с таким видом простодушия, что экзаменаторы единогласно мне медаль присудили».

При чтении этого описания возникает естественный вопрос; какая необходимость была присуждать медаль, если ее никто но заслужил? Но торжественный акт в то время без раздачи медалей был невозможен. Торжественные речи, торжественные праздники, торжественные награды считались необходимостью, иначе не было бы нужного блеска.

Впрочем, такие недостатки в устройстве были характерны только для начала работы гимназии и академического университета. Тот же Фонвизин впоследствии свидетельствует, что к концу XVIII в. университет уже не тот, как был при нем. Гимназия уже с 1759 г. в состоянии была подготовить студентов к обучению в университете.

Характер воспитания в гимназиях и университете отличался гуманностью; педагогам рекомендовалось избегать жестокости и наказаний. О жизни университета можно получить представление из описания его бывшего студента И.Ф. Тимковского. Студенты, получая жалованье из университетской казны 100 руб. в год, сами себя содержали. Живущие в университете с помещением, прислугою и отоплением составляли партии по 10—12 человек, складывали по 3 — 4 рубля в месяц и так питались. Посуду, скатерти, жалованье поварихи оплачивали тоже сами. Недостаток средств на одежду, книги и прочее восполнялся либо помощью домашних, либо собственным трудом.

Студенты университета (казенного содержания) жили вместе с гимназистами. Они помогали младшим в приготовлении уроков, дежурные студенты водили учеников в столовую, там наблюдали за порядком (студентов было уже 50, гимназистов 150 человек к началу XIX в.). Вместе молились, вместе развлекались на каникулах, устраивали театральные и оперные постановки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.