Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактический материал. Методические рекомендации для изучения материала




Методические рекомендации для изучения материала

Структура занятия

1. Вступительное слово. Вводная часть занятия для определения целей, задач, места дисциплины.

2. Определение целей высшего профессионального образования – ролевая игра

3. Определение понятия и типов образовательных парадигм.

4. Определение своего места в парадигмальном пространстве – самоанализ

5. Рекомендации к выполнению домашнего задания:

– составление словаря основных категорий педагогики высшей школы;

- изучение учебного материала по теме «Закономерности и принципы обучения».

 

В качестве самостоятельного задания предлагается определить свою позицию по отношению к роли преподавателя и студента в процессе обучения. Для этого необходимо ознакомиться с сущностью традиционной (чаще называемой знаниевой) и современной парадигм. Определение данной позиции должно быть аргументированным.

 

Сущность субъект-субъектной парадигмы. В настоящее время в педагогике термин «парадигма» получил достаточно широкое распространение, однако часто в его смысл вкладывают самое различные понятия. Например, раздаются призывы перехода к «гуманистической парадигме», обосновываются парадигмы технического общества и православной педагогики и т.п.

Термин «парадигма» (от греч. «образец») был введен в науковедение Т.Куном в 1962 году. Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Парадигмальный подход уже четыре десятилетия находится в ценре исследований отечественных и зарубежных науковедов: Дж. Агасси, И. Лакатоса, Дж. Холтона, П.П. Гайденко, Л.А. Марковой и др.

Ограничим классификацию образовательных парадигм двумя полярными по своим характеристикам:

Таблица 1.

Сравнение образовательных парадигм

  КЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА
  ОСНОВНАЯ МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Подготовка подрастающего поколения к жизни и к труду Обеспечение условий самоопределения и самореализации
  ЧЕЛОВЕК
Рассматривается как простая система Рассматривается как сложная система
  ЗНАНИЯ
Как опыт предыдущих поколений – “школа памяти” Как предвидение будущего – “школа мышления”
  ОБРАЗОВАНИЕ
Передача ученику готовых образцов знаний, умений и навыков Созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры
  СТУДЕНТ
Объект педагогического воздействия, обучаемый Субъект познавательной деятельности, обучающийся
  ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТА
Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого Субъект-субъектные, диалогические отношения андрагога и обучающегося
  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Репродуктивная (ответная) деятельность обучаемого Активная познавательная деятельность обучающегося

 

Литература:

Основная:

 

1. Завада Г.В., Бушмина О.В. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. – Казань: КГЭУ. – 2008.

2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

Дополнительная:

1. Загвязинский В.И., Амонашвили Ш.А., Закирова А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика. - 2002. - № 9.

2. Каташев В.Г., Соломко Л.И., Матушанский Г.У. и др. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. – Казань: КГТУ. – 2002.

3. Косогова А.С. Обучение и воспитание в высшей школе: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-та, 2003.

4. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2002.

5. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Пед. общество России, 1999. –С. 124-139.Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. – Мн.: Университетское. – 2002.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.