Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактический материал. Методические рекомендации для изучения материала




Методические рекомендации для изучения материала

Структура занятия

Тема №6. Воспитательное пространство вуза

 

Учебные цели:

1.Определение роли деятельности преподавателя в воспитании студентов и специфики воспитательного процесса в вузе,

2. Изучение содержания, формы и методов воспитания в вузе.

3. Выявление основных функций куратора.

4. Развитие умений презентации своих проектов.

 

1. Специфика воспитания в вузе. Воспитательное пространство вуза: педагогический коллектив, кураторы, студенческий совет Воспитанность – основные компоненты Метод воспитания – метод воздействия или метод взаимодействия Специфические особенности воспитания в вузе – фронтальный опрос.

2. Проекты организации воспитательной работы в вузе – защита разработанных проектов (домашнего задания).

3. Домашнее задание и рекомендации по его выполнению:

- подготовка к зачету за первый семестр обучения;

- подготовка сообщения по теме «Современное состояние системы высшего профессионального образования в России» (перечень сообщений см. в теме № 7)

 

На основе сущностных черт и содержания воспитательной системы необходимо предложить авторскую модель воспитательной системы, наполненную достаточно конкретным содержанием.

Разработанную систему микрогруппа оформляет на листе ватмана и защищает свой вариант на занятии. Другие микрогруппы критически оценивают предложенный вариант, отмечая его целостность, непротиворечивость, системность, учет всех сущностных характеристик процесса воспитания в высшей школе, а также специфики студенческого возраста.

 

 

Исторический опыт показывает, что студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского государства. Однако сегодня гражданская пассивность студенчества угрожает обществу потерей целого поколения полноценных граждан, ведет к ограниченности интеллектуальных интересов, правовому и социальному нигилизму.

Студенческий возраст – период активного формирования личности, осознания себя и сложившейся личностью, и гражданином страны, и компетентным специалистом. Поэтому так важно не упустить это время, осуществляя в высшем учебном заведении поддержку в развитии и формировании личности каждого студента. И, в первую очередь, этому может способствовать грамотно выстроенный процесс воспитания студентов. В этом случае вуз становится центром создания воспитательной среды, обеспечивает полноценные условия для творческого, научного, физического и др. развития личности как альтернативы проявлению асоциального и антисоциального поведения.

Цели воспитания в вузе:

1. Гуманизация образования – воспитание как процесс формирования ценностей, утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей.

2. Самовоспитание студентов через создаваемую систему взаимоотношений.

3. Становление демократических основ жизнедеятельности вуза.

4. Социокультурное сотрудничество личности студента и вузовского сообщества.

5. Интеграция контингента студентов, корпоративность общности студентов, преподавателей и всех структурных подразделений.

6. Психолого-педагогическая поддержка; грамотное и системное оказание помощи студенту в освоении им жизненно необходимых взглядов и навыков.

7. Расширение мировоззрения будущих специалистов.

8. Приобщение к богатству национальной и мировой истории и культуры, овладение коммуникативными основами.

Опираясь на вышеперечисленные цели процесса воспитания в вузе можно выделить некоторые направления деятельности вуза по достижению этих целей:

- комплекс мероприятий по морально-нравственному и этическому воспитанию студентов;

- обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;

- обеспечение при проведении учебных занятий акцента на воспитание у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества и т.д.

Анализ исследований, посвященных проблемам становления и развития воспитательной системы, позволя­ет выделить следующие аспекты.

1. Сущностные черты воспитательной системы.

1) определенность мировоззренческих вопросов;

2) качество педагогических условий (комфортность студентов
и сотрудников); самореализация;

3) культурологическое обоснование содержания образования;

4) наличие социально значимой среды;

5) инновации, развитие контактов: научных, творческих, мето­дических и др. с НИИ, ВУЗами, другими учебными заведениями;

6) наличие самоуправления;

7) современное содержание воспитания.

2. Содержание воспитательной системы.

1) цели и задачи педагогической деятельности;

2) педагогические идеи (принципы педагогической деятельности);

3) системообразующий вид деятельности;

4) доминантный компонент;

5) современное содержание воспитания;

6) модели специалистов.

3. Структура воспитательной системы.

1) структурный ряд по вертикали (кто действует);

2) структурный ряд по горизонтали (как действует).

4. Этапы воспитательной системы.

1) разработка модели (общая схема);

2) становление воспитательной системы (конкретизация, уточ­
нение деталей);

3) развитие воспитательной системы (корректировка и допол­
нения).

5. Нормативно-правовое и кадровое обеспечение воспитательной
системы.

6. Критерии эффективности воспитательной системы.

В «Концепции воспитания в не­прерывном образовании» утверждается, что в основе воспитания должны быть диалектичность миропонимания, гуманистические подходы, сформулированные в мировой и отечественной педаго­гике, положения гуманистической психологии XX в., теория дея­тельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна и др.

 

Литература:

Основная:

 

1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. Учебное пособие. – М.: Академия, 2009

2. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова - Ростов н/Д:Феникс, 2002.

3. Завада Г.В., Бушмина О.В. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. – Казань: КГЭУ. – 2008.

4. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога. Учебное пособие. – М.: ГоссМедиа: РОСБУХ. – 2008.

Дополнительная:

1. Бухарова Г.Д., Мазаева Л.Н., Полякова М.В. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та.

2. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. – Мн.: Университетское. – 2002.

3. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М.: Академия, 2002.

 

 

Тема № 7: Современное состояние системы высшего профессионального образования в России

Учебные цели:

1. Сформировать общее представление о генезисе и современном уровне развития высшей школы в России.

2. Дать оценку актуальным проблемам высшего профессионального образования.

Отводимое время – 2 часа.

 

Структура занятия с перечнем отрабатываемых вопросов:

1. Характеристика российской системы высшего профессионального образования (актуализация лекционного материала) – фронтальный опрос.

2. Выступление студентов по подготовленным сообщениям (5-7 мин).

3. Обсуждение актуальных проблем высшего профессионального образования – фронтальная дискуссия с использованием дидактического раздаточного материала.

4. Домашнее задание и рекомендации по его выполнению

- подготовка сообщения по теме «Значение послевузовское профессиональное образование в России» (перечень сообщений см. в теме № 8)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.