Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды образования




Содержание, цели, функции и виды образования

В современном мире образование, несомненно, выступает как общечеловеческая ценность, что закреплено в конституциях многих стран, гарантирующих людям право на получение образования. Поэтому можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования (Е.Н. Каменская):

1. Развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия.

2. Формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам.

3. Обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации.

4. Овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья.

5. Создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

Под содержанием образования понимается не только система научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, но и развития у них творческого отношения к деятельности и навыков самообразования, а также таких качеств, как сила воли и умение нести ответственность за свои поступки.

Цель образования – это его ведущая доминанта, которая влияет на содержание образования. Современное образование ставит главной целью развитие таких свойств личности, которые нужные ей и обществу для включения в социально значимую деятельность. Поэтому знания, умения и навыки выступают в виде средств, обеспечивающих гармоничное развитие личности.

Содержание образования отражено в трех основных документах:

1. Учебный план – это документ, разрабатываемый и утверждаемый образовательным учреждением, в котором устанавливается перечень учебных предметов (изучаемых дисциплин) по годовому календарному учебному графику.

2. Учебная программа – это документ, который разрабатывается на основании учебного плана и включает в себя пояснительную записку (цели написания программы, количество часов, принципы отбора содержания и пр.), перечень тем, изучаемые содержательные единицы, вопросы, необходимые для усвоения, тестовый контроль с ответами и форму контроля.

3. Учебник – это документ, отражающий программу, который, как правило, должен отвечать следующим требованиям:

? быть стабильным, интересным, доступным для понимания;

? иллюстрирован таблицами, схемами, рисунками, фотографиями, графиками и т.п.;

? быть эстетичным, т.е. удобным для пользования, «приятным на ощупь».

Каждый из этих документов составляется на основе Образовательного государственного стандарта (ГОС) – федеральный нормативный документ, который определяет обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки выпускников и максимальный объем учебной нагрузки.

И.П. Подласый выделил следующие принципы формирования содержания образования:

ü гуманистичность (приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья и свободы человека);

ü научность (знания, необходимые для усвоения, должны отвечать достижениям научного прогресса);

ü последовательность (содержание новых знаний должно усваиваться с опорой на предыдущее);

ü историзм (воспроизведение в курсе истории развития той или иной науки, упоминание выдающихся ученых);

ü систематичность (знания должны изучаться в системе, которая входит, в свою очередь, в систему общечеловеческой культуры);

ü связь с жизнью как проверка реальной практикой;

ü соответствие возрастным особенностям и уровню развития школьников;

ü доступность (определяется структурой учебных планов и программ, количеством вводимых терминов).

В.Г. Казанская на основе анализа различных теоретических взглядов выделяет следующие компоненты содержания образования:

1. Адаптированные основы наук, т.е. ориентация школьников на овладение научными знаниями.

2. Знания, умения и навыки, необходимые для жизни.

3. Педагогический адаптированный социальный опыт, куда должны входить знания, умения, навыки, творческие задачи, проблемные ситуации и опыт эмоционально-ценностных отношений.

4. Содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности. Общеобразовательные курсы отражают живую и неживую природу, человека, общество, технику, технологию и пр.

5. Образовательная среда, которая способствует внутреннему приращению содержания образования за определенный период времени.

Г.М. Коджаспирова представила мировые тенденции, которые влияют на отбор содержания образования в современной школе, беспокоящие многих родителей и педагогов:

1. Технократизм и гуманизм как полярные ориентации.

2. Дехристианизация и дегуманизация мира. Возрождение языческих традиций, мистики и оккультизма.

3. Возрождение идей фрейдисткого и неофрейдисткого понимания человека в воспитании.

4. Развитие гуманистической психологии и сближение педагогических и психотерапевтических подходов к воспитанию в русле гуманистической концепции.

5. Экологический кризис и задачи природосообразного воспитания.

6. Переход многих стран на уровень информационных обществ и в связи с этим рост теоретических знаний. Возрастание роли высоких информационных технологий.

7. Усиление автономизации индивида в обществе. Изменение требований к образованию. Возрастание мотивационного значения творческой самореализации.

8. Ослабление роли традиций.

9. Кризисные процессы в семье.

В связи с этим сегодня четко осознана потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала не только в профессиональном плане, но и как личностного качества, что позволит современному выпускнику быстро адаптироваться в условиях социально-экономического кризиса. Изменившийся социальный заказ в области образования привел к появлению новых тенденций в построении педагогического процесса:

1. Гуманизация образования, увеличение внимания к личности учащегося как высшей ценности общества.

2. Демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием.

3. Индивидуализация как усиление еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка.

4. Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация, позволяющая вводить новые образовательные модели, например, дистанционная форма обучения.

5. Вариативность, которая проявляется не только в содержании образовательных программ, но и в широком спектре типов образовательных учреждений, что дает возможность родителям и учащимся выбирать получаемое образование и нести ответственность за этот выбор.

6. Интегративность, что проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад – школа, школа – вуз, колледж –вуз и др.)

7. Психологизация образовательного процесса, способствующая решению следующей задачи: не просто развивать знания, умения и навыки, а, в первую очередь, те мыслительные качества, которые позволят ребенку получить эти знания, умения, навыки. Для этого необходимо усилить психолого-педагогическую составляющую в подготовке будущих учителей.

8. Переход от информативных к активных методам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы учащихся.

9. Стандартизация содержания образования относится к тенденциям современной международной практики образования. Она определяется необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения.

Все эти тенденции проявляются в организации личностно-деятельного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев) в образовании, суть которого заключается в рассмотрении процесса обучения как специфической формы субъектно-субъектных отношений между педагогом и учеником.

Таким образом, образование реализует функцию развития личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности.

ü По уровню: начальное, неполное (незаконченное) среднее, среднее, неполное (незаконченное) высшее, высшее (первая ступень – бакалавр, вторая ступень – магистр), ученая степень (кандидат, доктор наук).

ü По направленности профильных учебных дисциплин: естественно-научное, гуманитарное.

ü По типу образовательной системы: общеобразовательная школа, гимназия, университетское классическое, университетское гуманитарное и др.

ü По преобладанию финансового обеспечения: бюджетное и коммерческое.

ü По степени зависимости от вышестоящих органов: государственное образовательное учреждение, негосударственное образовательное учреждение, муниципальное образовательное учреждение.

ü По виду деятельности: музыкальная школа, спортивная школа и др.

ü По местонахождению: Московский государственный университет, Гарвардский университет и др.

ü По степени доступности образования: стратифицированное, общедоступное и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.