Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тексты к заданию 1.1




III. Материалы для подготовки и проведения занятия (тексты, краткая информационная справка о методах, реализуемых на занятии)

II. Проведение занятия

2.1. Реализация метода «Завершите фразу»: «Если бы я был учителем…».

2.2. Реализация метода «Алфавит»: рассматривается понятие «обучение».

2.3. Заслушивание и обсуждение реферата (задание 1.3).

2.4. Обсуждение (в парах и четверках) и представление результатов выполнения задания 1.5 (таблица 9).

2.5. Итоговая рефлексия: реализация метода «Рефлексивный круг».

 

Алгоритм рефлексии: оцените уровень своих знаний по теме семинарского занятия и раскройте причины такого уровня знаний; оцените свое участие в семинарском занятии.

 

3.1.1. Г.С. Костюк (1899-1982): «Развитие не исчерпывается теми изменениями личности, которые являются прямым следствием обучения [...]. Развитие идет далее того, что усваивается в тот или иной момент обучения, по тому или иному предмету. Оно представляет собой целостное прогрессирующее изменение личности, ее взглядов на окружающий мир, ее чувств, способностей. Сдвиги в развитии расширяют возможности дальнейшего учения, усвоения нового, более сложного материала, создают новые резервы обучения. Следовательно, между обучением и развитием существует взаимная связь. Обучение, активно содействуя развитию школьников, само пользуется его плодами для достижения своих новых целей. Здесь причина и следствие постоянно меняются местами. Характер и динамика этой взаимосвязи зависят от того, как строится и протекает процесс обучение, чему и как научаются в нем школьники, насколько обучение нацелено на развитие.

Обучение может по-разному развивать учащихся в зависимости от его содержания и методов. Развивающее влияние его повышается, если в процессе учебной работы выделяются основные понятия, принципы, идеи, вокруг которых остальное содержание группируется, организуется в определенную систему, структуру. Обучение, мало заботящееся о системной организации знаний и загружающее память учащихся обилием разрозненных фактов, мало содействует развитию [...]. Роль обучения в развитии учащихся повышается, если ускоряется переход учащихся от живого созерцания к абстрактному мышлению, формируются обобщения и затем используются в дальнейшей работе, вырабатываются системы мыслительных действий, обобщенные способы их выполнения, осознаваемые учащимися и переносимые на новые учебные и жизненные ситуации. Важную роль при этом играет оптимальная трудность последовательно усложняющимся учебных заданий, выбор таких способов руководства деятельностью учащихся, которые оставляют все больше места для их самостоятельности в оперировании наличными знаниями с целью получения новых знаний, в рассуждениях, в поисках способов решения новых познавательных и практических задач, в преодолении возникающих при этом затруднений.

Обучение не только способствует развитию, но и само зависит от него. Оно ведет за собой развитие, опираясь на его достижения. Учащиеся могут учиться только тому, к чему у них есть готовность, а она является следствием их общего развития, в котором участвует не только обучение [...]. Педагогическая практика показывает, что обучение зависит от индивидуальных различий в обучаемости, от склонностей учащихся, от их общих и специальных способностей [...]. Вследствие этого сходное по своему содержанию и методам обучение вносит неодинаковый вклад в развитие разных учащихся. Поэтому дифференциация и индивидуализация обучения [...] необходима для того, чтобы повысить влияние учебной деятельности на их развитие. Влияние обучения на развитие учащихся значительно повышается, если оно активно участвует в формировании необходимых мотивов учения, вызывает жажду знаний, стремление учиться, воспитывает инициативу и самостоятельность» (приводится по: Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей /Г.М. Коджаспирова. - М., 2003. - С. 110-112).

· О какой функции обучения идет речь в работе известного психолога Г.С. Костюка?

· Всякое ли обучение можно назвать развивающим? Ответ обоснуйте.

· Зависит ли обучение от развития учащегося? Каким образом?

· Охарактеризуйте пути повышения развивающего влияния обучения на учащихся.

3.1.2. Я.А. Коменский (1592- 1670): «[...] очевидно, что, идя по стопам природы, обучение юношества будет происходить легко, если:

І. Приступить к нему своевременно, прежде чем ум подвергнется испорченности.

П. Оно будет протекать с должной подготовкой умов.

Ш. При обучении будут идти от более общего к более частному.

ІУ. От более легкому к более трудному.

У. Никто не будет обременён чрезмерным количеством подлежащего изучению материала.

УІ. Во всём будут двигаться вперед не спеша.

УП. Умам не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения.

УШ. Всё будет передаваться через посредство внешних чувств.

ІХ. Для непосредственной пользы.

Х. Всё постоянно одним и тем же методом.

Так, я говорю и следует поступать, чтобы всё протекало легко и приятно (приводится по: Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей / Г.М. Коджаспирова. - М., 2003. - С. 103-104).

· Какие правила обучения предложены Я.А. Коменским в данном отрывке из его педагогического сочинения «Великая дидактика»?

· Какие из этих правил в современной дидактике формулируются как принципы обучения?

3.1.3. «Принципы обучения, сформулированные Я.А. Коменским, стали основополагающими для разработки принципов другими авторами. Так, А. Дистервег (1790-1866) предложил 33 дидактических правила, выведенных им на основе психологических законов:

І. Правила обучения, относящиеся к ученику-субъекту.

1. Обучай природосообразно!

2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!

3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!

5. Обучай наглядно!

6. Переходи от близкого к дальнему, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному!

7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!

8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, а именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей!

9. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить!

10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!

11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования!

12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!

13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников!

П. Правила обучения, касающиеся учебного материала – объекта.

1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика!

2. Задерживайся главным образом на изучении основ!

3. При обосновании производных положений почаще возвращайся к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних!

4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!

5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность учеников, не удовлетворяя её, однако, в полной мере!

6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!

7. Связывай родственные по содержанию предметы!

8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!

9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!

10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!

11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета!

12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки!

Ш. Правила обучения в соответствии с внешними условиями – временем, местом, положением и т.д.

1. Проходи со своим учеником предметы скорее последовательно, чем одновременно!

2. Считайся с предполагаемым будущим положением твоего воспитанника!

3. Обучай культуросообразно!

ІV. Правила обучения, касающиеся учителя.

1. Старайся сделать обучение увлекательным!

2. Обучай энергично!

3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчетливыми ударениями, ясным изложением и логическим построением речи!

4. Никогда не останавливайся!

5. Находи удовольствие в развитии или движении как собственном, так и своих учеников!» (приводится по: Ситаров, В.А. Дидактика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002. - С. 206-208).

· Охарактеризуйте те правила обучения, которые в современной дидактике формулируются как принципы обучения.

· Реализацией каких современных принципов обучения являются правила обучения, предложенные А. Дистервегом?

· Какие из правил обучения, сформулированные А. Дистервегом, претерпели изменения в современной дидактике? Каково их современное содержание?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.