Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Организационный момент




Решите педагогические задачи

³ познакомьтесь с педагогической ситуацией;

³ ответьте на вопросы.

№ 1. Ознакомьтесь с проектом (моделью) урока русского языка в 3-м классе на тему “Мягкий знак после шипящих у существительных женского и мужского рода” (Е.Г. Шведюк, учитель начальных классов высшей категории, Санкт-Петербург, Россия):

«Главная дидактическая цель урока: добиться усвоения данного правила каждым учеником.

Обучающие задачи: достичь понимания значения мягкого знака у существительных, оканчивающихся на шипящий звук; научить детей безошибочно применять изученное правило в словах на данную орфограмму; продолжить формирование умения пользоваться орфографическим словарем.

Развивающие задачи: способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха у учащихся.

Воспитывающие задачи: создать условия для проявления гуманных отношений в групповой работе.

Ход урока:

Учитель Ученики
П. Подготовка к восприятию нового материала Выразительно читает наизусть загадки, вопросы и задания: 1. Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет (мяч). 2. Я в дверях, я и в замке, я и в нотной строке, я и гайку отвинчу и могу передать и загадки разгадать (ключ). 3. Зубки острые точу, сделать щель в полу хочу (мышь). 4. Из какой муки злаковой культуры выпекают черный хлеб? (рожь) 5. Назовите антоним слова «правда» (ложь). 6. Назовите синоним слова «друг» (товарищ). 7. Назовите одним словом родство девочки по отношению к матери (дочь). 8. Как называется непромокаемая верхняя одежда? (плащ). Оказывает индивидуальную помощь в случае необходимости. Организует проверку транскрипции и аналитическую работу.   Учитель задает вопросы: - Что мы писали на доске? Подумайте, что общего у этих слов?   Один из учеников у доски, остальные в тетрадях записывают в столбик транскрипции отгадок загадок: [м’а ч’] [к л’у ч’] [м ы ш] и т.д.   Проверяют и объясняют.   Отвечают: - Слова, отгадки, транскрипции. Предполагаемые ответы:
- На какие грамматические группы вы могли бы поделить эти слова?   Ш. Работа над новым материалом. Предлагает записать орфографически все слова по родам.     Учитель, проходя по рядам, проверяет записи в тетрадях, видит ошибки и просит объяснить, почему все слова с мягким знаком в первом столбике, а без мягкого знака во втором столбике. Выслушивает рассуждения и доказательства детей, предлагает обратиться к словарям. Задает вопросы: 1) У имен существительных какого рода с шипящей на конце надо писать мягкий знак? 2) Какую роль может выполнять мягкий знак в словах?   3) Какую роль выполняет мягкий знак в данных словах левого столбика? Подводит к обобщению.   Предлагает запомнить правило в стихотворной форме: “Дружит с мягким женский род, а мужской наоборот. Печь – моя – поставим знак, Мяч – он мой – оставим так”. Игра на внимание. Делает запись на доске: жен. род, муж. род. Называет слова: печь, ёж, стриж, матч, тушь, дичь, овощ, речь, вещь, луч, сторож, камыш, кирпич, брошь, мяч, калач, гараж, скрипач, морж, ковш, гуашь. IV. Закрепление изученной орфограммы. Предлагает работу с текстом (текст у каждого на парте). - Все слова имена существительные. - Имеют нулевое окончание. - Оканчиваются на шипящий звук. - Являются одуш. и неодуш. - Изменяются по склонениям. - Имеют разный род. Дети доказывают каждый вид классификации.   Дети записывают в тетрадях (один ученик на доске): Ж.р.: ложь, дочь, М.р.: мяч, плащ, мышь, рожь. товарищ, ключ. Объясняют.   Работа в парах. Ищут правильное написание слов в словарях (на одну парту словарь). Отвечают.     Приводят примеры написания: - разделительный мягкий знак (листья, колосья); - смягчающий мягкий знак (коньки, пеньки). Указывают на род.   Обобщают: мягкий знак после шипящих – показатель женского рода у существительных. Тренировочное выразительное чтение стихотворение. Учат наизусть. Рассказывают друг другу в паре, 1-2- ученика в слух.   Дети показывают карточку с мягким знаком в тех случаях, в которых пишется мягкий знак.
Просит прочесть текст, найти в тексте слова, оканчивающиеся на шипящую фонему и выписать их в три столбика. Предлагает выполнить задания: 1. В первый столбик записать слова, в которых они могут объяснить, почему не пишется “ь”. 2. Во второй столбик записать слова, в которых они могут объяснить, почему пишется “ь”. 3. В третий столбик записать слова, в которых они не могут объяснить соответствующую орфограмму. Просит доказать правильность классификации. Объяснение орфограмм третьего столбика предлагает перенести на последующие уроки. Повторное закрепление изученного правила. На доске написан текст с пропущенным “ь” после шипящих в существительных женского рода. V. Обобщающая беседа. - Чему мы учились на уроке? - Чему каждый из вас научился на уроке? Домашнее задание. Предлагает подобрать и выполнить свое домашнее задание по теме урока.     Записывают в три столбика слова: товарищ, мяч, ключ, дочь, передач, не выучишь, подумаешь, прилечь, задач, неудач.   Работа в тетрадях. Дети списывают текст с комментированием в паре.   Высказывают свои мысли.    

 

(Приводится по: Татарченкова, С.С. Урок как педагогический феномен: учебно-методическое пособие / С.С. Татарченкова. – СПб.: Каро, 2005. – С. 405-409).

· Удалось ли учителю решить цель и задачи, поставленные на уроке? Ответ обоснуйте.

· Какие методы и приемы обучения этому способствовали?

· Соответствовали ли методы и приемы обучения возрастным особенностям учащихся?

· Разделите методы и приемы обучения, реализованные учителем на уроке, на три группы:

· а) словесные, наглядные, практические;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся;

в) методы контроля и самоконтроля.

· Выскажите свое мнение о том, насколько оптимально осуществлен выбор совокупности методов и приемов на данном уроке.

№2. 1) Идет урок по предмету «Человек и мир» в третьем классе. Коля С. отвечает у доски. Все дети внимательно слушают мальчика. Стоит только отвечающему немножко замешкаться или ошибиться, как тут же взмывается лес рук. Наиболее нетерпеливые трясут обеими: очень хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают своего одноклассника и готовы поправить его сию же минуту. Коля все чаще теряется, ошибается. Вначале учительница сопротивляется желанию детей вмешаться в ответ мальчика, но не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправлять и дополнять ответ. Теперь Коля занят не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он все больше запутывается и вскоре, окончательно расстроенный, замолкает.

Что же ты, голубчик, так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал?

Ребята тебе так помогали… Опять недоучил!

2) Урок биологии. Отвечает Ира К. В классе тихо. Но что это за тишина? Одноклассники слушают ответ Иры? Некоторые – да. А остальные? Давайте понаблюдаем за учениками. Вот три ученицы, пытаясь предвидеть очередной вопрос педагога, листают учебник. Несколько человек устремили свои взоры в окно – на лицах глубокая задумчивость… Другие тихонько открывают учебник истории и начинают готовиться к следующему занятию. Две девочки «разговаривают глазами» о вещах, весьма далеких от содержания урока. Больше половины класса, присутствуя, отсутствуют. Ира допускает ошибки, но нет желающих её поправить…

Встречались ли в процессе вашего обучения в школе такие опросы учащихся у доски? Оцените эффективность устного опроса у доски в первом и во втором случае.

На какие ошибки учителей вы можете указать?

Сформулируйте правила организации устного опроса учащихся у доски.

1.5. Составьте конспект (тезисы, аннотацию, рецензию) статьи:

Чечет, В.В. Генезис методов обучения и педагогических технологий / В.В. Чечет // Народная Асвета. – 2004. - № 8. – С. 11-13.

1.6. Используя результаты выполнения задания 1.5, подготовьте учебное сообщение «Эволюция методов и приемов обучения».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.