Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Подготовка к занятию




Вопросы для изучения и обсуждения

Требования к компетентности по теме

ТИПОЛОГИЯ, СТРУКТУРА, ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

 

 

· понимать сущность и содержательно интерпретировать понятия «форма обучения», «общие формы обучения», «конкретные формы обучения»; уметь характеризовать развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования;

· знать и раскрывать характерные черты классно-урочной системы, уметь анализировать ее преимущества и недостатки; давать общую характеристику урока и внеурочных форм организации обучения; уметь определять тип и структуру урока;

· знать и обосновывать требования к современному уроку, пути повышения его эффективности; уметь применять эти знания при анализе образовательной практики;

· уметь проектировать цель, задачи, осуществлять отбор содержания, выбор методов и средств обучения в рамках урока или других внеурочных форм организации обучения.

1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения.

2. Урок как основная форма обучения в современной школе. Типология и структура уроков.

3. Взаимосвязь урокас другими формами организации учебно-познавательной деятельности

учащихся.

4. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы:

1. Березовин, Н.А.Педагогика гностическая: учеб.-метод. пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.А. Березовин, О.Л. Жук [и др.]. – Минск: МГВРК, 2007. – Гл. 11.

2. Ермолаева, М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие / М.Г. Ермолаева. – СПб.: КАРО, 2008. – С. 8-109.

3. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - С.284-350.

4. Подласый, И.П. Педагогика. / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 325-341.

5. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 316-342.

6. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 103-111.

7. Ситаров, В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 244-258.

8. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С.251-268.

9. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – С. 239-287; С. 300-315.

 

Учебно-исследовательские и творческие задания

1.1. Сравните определения, которые дали уроку ученые-педагоги, и запишите основные характерные черты урока как формы организации обучения в школе:

 

1. Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени (М.Н. Скаткин).

2. Урок есть такая организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянны составом учащихся – с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

3. Урок есть основная форма движения обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенных пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом – учителем и учащимися (М.И. Махмутов).

4. Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения (М.И. Махмутов).

5. Урок – форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, методы и средства работы, необходимые для того, чтобы все ученики овладевали основами учебного предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный).

1.2. Проанализируйте тексты 3.1.1, 3.1.2 (см. раздел III) об уроке и других формах организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

³ выделите основные идеи;

³ выразите свое мнение о прочитанном;

³ ответьте на вопросы к текстам.

 

1.3. Подготовьтесь к реализации технологии «Выступление » (см. задание 1.5, № 3) по вопросам семинара.

 

1.4. Напишите реферат на тему «Генезис организационных систем и форм обучения».

1.5. Решите педагогические задачи.

³ познакомьтесь с педагогической ситуацией;

³ ответьте на вопросы.

№ 1. Проанализируйте проект урока русского языка на тему “Мягкий знак после шипящих у существительных женского и мужского рода” (3 кл.) с точки зрения общих форм организации учебного процесса. (См. условие задачи № 1 к практическому занятию № 6).

Какие общие формы организации обучения можно наблюдать на данном уроке? Ответ обоснуйте.

№ 2. Изучите описание технологии “Взаимный диктант”:

1. Подготовительный период. Готовятся разные тексты диктантов. Это могут быть вырезки из старых книг, журналов, газет в 4-12 строк, желательно с картинками. Содержание текстов должно быть интересным для учащихся… В начальных классах диктант краткий. В старших классах объем диктанта увеличивается. Подготовленные тексты желательно наклеить на картон. Эту работу может выполнять как педагог, так и ученики.

2. Работа учащихся на уроке.

2.1. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Желательно, чтобы в классе была тишина.

2.2. Педагог отвечает на вопросы учащихся, если им что-то непонятно в тексте.

2.3. Все учащиеся разбиваются на пары. В каждой паре один из учащихся читает первое предложение текста своей карточки вслух. Второй учащийся выслушивает предложение.

2.4. Ученик, который слушал, пишет под диктовку это предложение в своей тетради, не подсматривая в текст.

Аналогично происходит работа с остальными предложениями текста.

2.5. Происходит смена ролей в парах. Тот, кто писал, диктует свой текст, а другой пишет его под диктовку.

2.6. После окончания диктанта учащиеся обмениваются своими тетрадями и без карточек проверяют написанное. Ошибки исправляют, например, зеленой пастой.

2.7. На следующем этапе учащиеся самостоятельно проверяют по карточкам диктанты своих партнеров по паре. Исправления делают красной пастой.

2.8. Совместная проверка вначале одного диктанта, затем второго. Допустивший ошибки учащийся под контролем другого делает устный разбор, второй учащийся при необходимости ему помогает.

2.9. Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.

2.10. Ученики берут тетради друг друга, еще раз просматривают и ставят в тетради свою подпись.

2.11. На этом этапе работа в паре заканчивается. Её участники обмениваются текстами и расходятся. Каждый находит себе нового партнера (педагог по необходимости может сам составлять пары).

2.12. На следующем этапе опять идет работа в парах. Новому партнеру ученик диктует текст, который он перед этим писал под диктовку. В результате учащиеся над каждым текстом (кроме первого) работают дважды.

Педагог проходит между рядами, наблюдает за работой пар, дает советы, как нужно диктовать, работать над ошибками, уделяя особое внимание отстающим. (Приводится по: Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб., 2001. – С. 221-224).

Каковы цели данной технологии?

Проанализируйте эту технологию обучения с точки зрения реализуемых в ней общих форм обучения. Применима ли данная технология в процессе обучения предметов вашей специальности? Спроектируйте возможные модификации технологии “Взаимный диктант”.

№ 3. Изучите описание технологии “Выступление”:

Цели технологии: формирование умений выступать, конспективно набрасывать свое предстоящее выступление по предложенной теме или в какой-нибудь предложенной ситуации; формирование умений анализировать и оценивать выступления, вырабатывать критерии оценки выступающих, сотрудничать; развитие речи, творческих способностей.

План реализации:

1. Педагогом или другим ведущим сообщается тема, цели и развивается интерес.

2. Назначаются эксперты и секретарь.

3. Дается исходная информация, по какой теме выступать, в какую ситуацию должен поставить себя выступающий, по каким показателям и как оценивается выступление.

4. Дается время на подготовку. Каждый готовит свое выступление индивидуально. Каждый может быть вызван.

5. Затем слово дается 4-5 участникам подряд. Выступление длится не более 3 минут. Остальные учащиеся слушают выступающих.

6. После выступления все оценивают выступившего по обговоренным критериям. Анализ выступлений происходит трехступенчато. Каждый учащийся проверяет соответствие оценок и распределяет места среди выступающих. Затем по своей инициативе вступает в контакт с другими учащимися. В случае необходимости вносит коррективы в свои оценки. После этого проводится общегрупповая дискуссия. Основательно анализируется содержание и манера поведения выступающих. При этом нежелательно акцентировать внимание на выискивании неудачных моментов.

7. Технический эксперт сообщает о распределении мест в том случае, когда технология применяется длительное время и учащиеся не испытывают страха перед публичными выступлениями.

8. Ведущий подводит итоги и обобщает. (Приводится по: Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб., 2001. – С. 226-228.)

Проанализируйте эту технологию обучения с точки зрения реализуемых в ней общих форм обучения.

Есть противопоказания применения данной технологии? Какие?

Может ли эта технология применяться в процессе образования будущих учителей? Ответ обоснуйте.

1.6*. Составьте кроссворд по теме «Формы, методы и средства обучения».

1.7*. Напишите рецензию на учебно-методическое пособие М.Г.Ермолаевой «Современный урок: анализ, тенденции, возможности» (см. источник № 2 в списке рекомендуемой литературы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.